Начальник меня не любит... Что делать?

24 258

Вы нормально ладите с людьми, но чувствуете, что с руководителем отношения не задались. Он постоянно критикует вашу работу, временами язвительно шутит и даже грубит и не реагирует на ваши попытки разрядить обстановку — или игнорирует вас, отводит глаза во время разговора, не дает нормальной обратной связи. Можно сделать вывод, что начальник вас не любит. Но что, если дело в чем-то другом?

Спросили психологов, как вести себя и действовать в ситуации, когда ваши отношения с руководителем не ладятся.

Как понять, действительно ли вас недолюбливают?

В теории деловые отношения не подразумевают наличия таких субъективных понятий, как «любить» и «ненавидеть», «нравиться» и «не нравиться». Поэтому в первую очередь необходимо собрать объективную информацию.

  1. Выпишите сухие факты и цифры — показатели работы по сравнению с нормативами или планами, а также с показателями других сотрудников. Может быть, вы реально не справляетесь?
  2. Есть ли случаи предвзятого отношения? Например, если план выполнили вы, а премию получил коллега — точно ли дело в вас, а не в коллеге?
  3. В чем выражается неприязнь начальника? Если это суровые взгляды, поджатые губы, насупленные брови, резкая речь, грубые окрики или брезгливое выражение лица, то присмотритесь к человеку. Может быть, это его обычная манера поведения. Да, неприятная, но «ничего личного».
  4. Если о неприязни начальника вы услышали не от него самого, а от коллег, то стоит задуматься, нет ли им от этого выгоды. Быть может, не нравитесь вы именно им (заняли чье-то место, например, и вас хотят выжить). Если же вы поверите словам о том, что начальник плохо к вам относится, — ваше воображение само дорисует всё, что нужно: и суровые взгляды, и раздраженный тон.

Предположим, что всё перечисленное не про вас и, похоже, вы действительно не нравитесь руководителю. Лучший способ развеять сомнения — спросить. Страшно? Да. А жить в постоянном стрессе не страшно? Поверьте, это как вырвать больной зуб — надо просто пойти и сделать. Станет легче.

Татьяна Ходжаева, психолог, социальный педагог

Есть ряд признаков, которые указывают на предвзятое отношение со стороны руководителя.

  • Манера общения с вами, которая отличается от общепринятой в компании. Например, начальник может вам «тыкать», нарочито путать имя-отчество, позволять себе в ваш адрес какие-то пренебрежительные жесты или гримасы. При этом к остальным коллегам он обращается в рамках этикета.
  • Демонстративность, работа на публику. Руководитель может язвительно о вас отзываться при всех, нетактично шутить в ваш адрес и при этом искать поддержки у остального коллектива, настраивать коллег против вас. Это обычно напоминает школьный буллинг.
  • Систематическая дискриминация. При прочих равных начальник скорее урежет вашу премию, а не премию коллеги, не даст никаких поблажек, поставит отпуск на неудобный период, пропустит просьбу.
  • Игнорирование или выговоры на регулярной основе как способ коммуникации. На все ваши попытки поговорить о повышении зарплаты, о смене обязанностей, о продвижении в карьере, об обучении и так далее начальник реагирует одинаково: начинает искать недостатки в вашей работе и наказывать за них, угрожать увольнением. В лучшем случае — «складывает...» все ваши просьбы «...в стол».
  • Резкая смена отношений. Раньше руководитель спокойно разговаривал, и внезапно его манеры изменились. Он стал более придирчив, более жёсток в критике. Вас перестали приглашать на общие совещания, вам регулярно начали сыпаться замечания и сомнения в вашей компетенции.

Мила Илагина, психолог

Как понять, в чем дело?

Условно причины можно разделить на два больших блока: профессиональное несовпадение и личная неприязнь. В первом случае речь идет о ваших компетенциях, которые могут быть недостаточными или не подходящими для занимаемой позиции. Но в этом случае проблема не в вас, а в менеджменте, который принял на работу сотрудника, не соответствующего критериям корпоративной системы.

Личная неприязнь — более глубокая и сложная тема, и связана она с теневыми, то есть неосознаваемыми, частями личности. Человек видит в вас те качества, которые он не может осознать и принять в себе.

На мой взгляд, не стоит концентрироваться на поиске проблемы. Продуктивнее будет попытаться найти пути решения, ведь тогда весь фокус внимания вы направите на зоны роста.

Наталья Кузнецова, психолог

Человек может относиться к вам предвзято, если он хочет, чтобы вы работали лучше и раскрывали свой потенциал. Вспомните: наверняка у многих был такой учитель в школе или так поступали родители. В этом случае стоит поблагодарить — и пойти оправдывать доверие.

Татьяна Ходжаева, психолог

Всегда лучше спросить, чем гадать.⁣⁣ Спросить нужно в форме я-послания (этот прием используется в медиативных техниках): «Мне кажется...», «Я чувствую, что что-то происходит, имеет ли это ко мне какое-то отношение — и если имеет, то я бы хотел узнать: может быть, я что-то неправильно делаю?» Догадываться не нужно: в 99% случаев вы не догадаетесь. А если и догадаетесь, то неправильно.⁣⁣

Юлия Дубинина, тренер-медиатор, президент Национальной ассоциации профессиональных медиаторов «Паритет»

Как себя вести, если вы не нравитесь руководителю?

Причины неприязни руководителя могут быть разными, поэтому трудно составить универсальную инструкцию. Но можно порекомендовать следующее:

  1. Поговорите по душам с начальником и попытайтесь выяснить причину такого отношения. Это необязательно исправит ситуацию, но вам как минимум станет понятнее, за что он недолюбливает именно вас, и вам будет проще принять решение, что делать дальше.
  2. Если дело в профессиональных ошибках — их нужно исправить. Можно попросить босса разъяснить, каким он видит решение вопроса, чему вам стоит научиться, на что обратить внимание. Также вы можете предложить и свой вариант выхода из ситуации, свое видение коммуникации по рабочим вопросам.
  3. Не реагировать на провокации в случае буллинга: помнить, что причина не столько в вас, сколько в слабости начальника, его неумении строить отношения.
  4. Подыскать в спокойном режиме новую работу или пойти на курсы повышения квалификации. Это в целом полезно для укрепления самооценки и построения независимой от текущей ситуации и отношения начальника позиции.

Мила Илагина, психолог

Стратегии налаживания отношений доступны каждому. Бóльшая часть из них основывается на здравом смысле.

Эмпатия. Плохой начальник может оказаться неплохим человеком, постарайтесь понять его, причины его поступков. Включение эмпатии может в корне изменить отношения между руководителем и подчиненным.

Самоанализ. Постарайтесь беспристрастно обдумать критические замечания руководителя. В чем вы должны исправиться? Какие особенности вашего поведения и результаты работы могли вызвать его раздражение?

Наблюдение. Присмотритесь к коллегам, которые хорошо ладят с начальником. Постарайтесь вникнуть в его предпочтения, поищите чувствительные точки и подумайте, как изменить свое поведение.

Диалог. Будьте тактичны и задавайте «положительные» вопросы. Не «Что я делаю не так?» — а «Что я могу сделать, чтобы достичь поставленной цели?». Попросите о встрече с глазу на глаз и намекните, что вам нужен совет и даже наставление. Если повезет, руководитель оценит вашу инициативу и укажет на промахи — и тем самым заложит фундамент для более комфортных отношений.

Смена фигур. Вспомните значимого для себя человека, персону, чья жизнь и поведение вызывают у вас уважение. Поставьте его на свое место. Опишите, как бы он действовал в этой ситуации, какие бы действия предпринял и что могло бы ему помочь развить отношения с вашим руководителем.

НЛП. Подстройтесь к своему начальнику физически. Запоминайте его излюбленные позы, жестикуляцию, манеру и свойства речи. Научитесь «отзеркаливать» его — и тогда вы сами не заметите, как в какой-то момент начнете говорить с ним на одном языке.

Евгения Тулявко, консультант по профориентации и карьере, карьерный эксперт центра «Моя работа»

Чего не стоит делать?

Перечислю, чего точно не надо пробовать.

  • Обсуждать с коллегами за спиной у руководителя, почему он вас недолюбливает, — так можно создать конфликтную ситуацию из ничего.
  • Пытаться «понравиться». Обычно это вызывает подозрения, так как мы хорошо чувствуем, когда нашим мнением пытаются манипулировать. В лучшем случае руководитель воспримет такое ваше поведение как должное — и вам придется «нравиться» всегда, а это отнимает много сил. В худшем — попытки понравиться лишь обострят ситуацию.
  • Катастрофизировать — считать, что всё пропало, что ваша зарплата и карьера находятся в руках человека, которому вы не нравитесь, и что вас обязательно уволят. Во-первых, такие размышления вызывают страх, а страх мешает сосредоточиться на рабочих заданиях. Во-вторых, симпатия со стороны руководителя не всегда определяет размер зарплаты и продвижение по службе.
  • «Читать мысли» руководителя, то есть приписывать ему цели и мотивы действий. Например, якобы он ответил на вопрос холодно, так как вы ему не нравитесь, или не ответил на звонок, так как не хотел с вами разговаривать. Если вы ошибаетесь, то это может спровоцировать ухудшение отношений: когда мы разговариваем с человеком, который, по нашему мнению, недолюбливает нас, у нас меняется тон голоса, поза, даже запах. Собеседник считывает невербальную информацию, даже не осознавая этого, и обычный разговор действительно становится напряженным. Если не можете остановить процесс «чтения мыслей», то придумывайте хотя бы пять разных версий, почему руководитель повел себя именно так.
  • Искать причины. Иногда причина лежит на поверхности, например сотрудник постоянно опаздывает, срывает сроки, уклоняется от работы, делает работу спустя рукава. В этом случае единственный способ исправить отношение руководителя — улучшить качество своей работы. Если это не про вас, то поиск субъективных причин может усугубить проблему. Да и вообще искать причины можно бесконечно. Особенно если их нет.

Евгения Синица, практикующий психолог

Не стоит:

  • жаловаться вышестоящему руководителю. Если в корпоративной культуре так поступать не принято, то обращение может быть оценено как стукачество, склока и отношения испортятся еще сильнее;
  • делать так же в ответ: дразнить начальника, хамить, отмахиваться. Это выход на открытый активный конфликт. Скорее всего, вас просто уволят;
  • настраивать коллектив против руководителя. Это вариант пассивного конфликта и сопротивления. Мне он кажется вредным, поскольку работать в такой атмосфере неприятно и нездóрово, компании будет нанесен ущерб — а также у начальника появится повод вас уволить.

Мила Илагина, психолог

Коротко о главном

Не всегда личные отношения влияют на успех. В некоторых случаях, сохранив рабочие деловые отношения, вы достигнете конечной цели.

Наталья Кузнецова, психолог

В теории можно прояснить все недоразумения спокойно и конструктивно. На практике вы можете столкнуться с беспричинным негативом, основанным исключительно на внутренних установках руководителя (он тоже живой человек). В этом случае необходимо соблюдать формальную вежливость, не отвечать взаимной неприязнью и оставаться в рамках деловых взаимоотношений. Если неприязнь начальника мешает вашей карьере — начинайте искать другого начальника.

Татьяна Ходжаева

Редактор: Наталия Алекса
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Фото: Antonio Guillem / Shutterstock