«Надо быть интересным на протяжении всего матча, чтобы люди не переключали, а оставались с тобой»

Спортивный журналист и комментатор рассказывает о своей работе

1 388

Работа комментатора спортивных матчей на первый взгляд кажется простой. Сиди себе да рассказывай, что происходит на поле. Но на самом деле хороший комментатор умеет и развеселить зрителя, и увлечь его, и рассказать массу интересного о спорте.

Как приходят в эту профессию, какие навыки там нужны, в чем заключаются обязанности комментатора и стоит ли оно вообще этого — узнайте из нашей фотоистории.

Константин Гусак, 31 год – Комментатор, спортивный журналист, обозреватель на телеканале «78»
Константин Гусак, 31 год
Комментатор, спортивный журналист, обозреватель на телеканале «78»

Кем человек станет, зачастую определяется его детством. Бóльшую часть своего я играл в футбол! Папа у меня был военнослужащим, мама — учительницей в школе, так что нам приходилось жить в разных небольших городках, где самое главное развлечение — футбол во дворе. В 1998 году, когда мне было восемь, во Франции проходил чемпионат мира, и именно тогда я влюбился в футбол. Практически не моргая я следил и за чемпионатом Европы по футболу в Бельгии и Голландии, и за зимними Олимпийскими играми в Солт-Лейк-Сити. Во время Олимпиады я одолжил у мамы отдельную тетрадь в линейку и попросил купить три разноцветные ручки с золотой, серебряной и красной пастами — чтобы можно было готовить медальный зачет.

Я смотрел все трансляции по телевидению и выписывал, кто в каких дисциплинах и как выступил.

Затем у меня был журнал — я так называл школьную тетрадку с надписью на обложке «Мое футбольное обозрение». Там уже были турнирные таблицы чемпионатов, результаты матчей, бомбардиры, а также материалы и фото, аккуратно вырезанные ножницами из газет. Серьезное издание!

«Надо быть интересным на протяжении всего матча, чтобы люди не переключали, а оставались с тобой»

Это хобби, которым я занимался в свободное от учебы время, приносило мне огромное удовольствие. К тому же я продолжал играть в футбол. В самом начале нулевых вместо музыкальной секции попросил родителей отвести меня в футбольную и в итоге более года тренировался на улице Бутлерова в команде 90-го года рождения. Пацанов, прошедших отбор, обучал тогда Михаил Лохов — настоящая легенда ленинградского «Зенита» 70-х годов. Всё было здорово, но некоторые обстоятельства вынудили перейти в клуб «Приморец»; там я играл, пока не пришло время выбирать между спортом и образованием. Какой я выбор я сделал, думаю, понятно — ведь мою фамилию сейчас не объявляет диктор по стадиону.

«Мммм, инженер-сметчик!»

Можно ли выучиться на комментатора?

А с образованием было непросто. На журфак я даже не пробовал поступать, без блата и огромных вложений туда дороги не было. Я пошел в Университет кино и телевидения. Окончил факультет массовых коммуникаций, получил диплом с вкладышем «специалист по рекламе». В конце пятого курса обучения, когда все вокруг готовились к защите диплома, а футбольные болельщики к просмотру чемпионата Европы в Польше и Украине, моя бабушка-блокадница услышала и передала мне, что в моем универе проводит курсы «Телерепортер» Кирилл Набутов — известный спортивный журналист.

В итоге я познакомился с основами ремесла и получил еще один диплом, но уже о повышении квалификации. Конечно, курсы не стали моим золотым билетом в профессию — мне пришлось пробиваться.

Летом 2012-го я стажировался на телеканале «Санкт-Петербург». Меня отправляли не только на съемки спортивных событий, но зато мои материалы попадали в эфир. В какой-то момент я понял, что именно в спортивную редакцию вот так просто не попасть, но зато мне предложили работать репортером в отделе общих новостей. Из трех попыток захода в телевидение это была первая.

В начале 2013-го я устроился на один молодежный канал, выпускавший сюжеты на бурно развивающемся YouTube. Мы с университетским приятелем снимали в основном спортивные репортажи, делали передачи с приглашенными звездами, много чего еще — в общем, отвечали за развитие спортивной редакции.

Я стал диктором в пандемию — и нашел себя

Помню, на одном стриме я предложил олимпийской чемпионке по борьбе Наталье Воробьёвой побороться в армрестлинг. Чтобы вы понимали, у меня тогда правая рука была в гипсе. Она рассмеялась и согласилась на эту забавную авантюру.

У нас на этом проекте была полная свобода творчества, и я стремительно учился работать в кадре, писать нескучные тексты, сам снимал на камеру сюжеты и монтировал их в Adobe Premiere.

В какой-то момент я понял, что надо двигаться дальше, и в конце 2014 года начал искать новую работу. Так я попал в LifeNews. Спортивной редакции в начале 2015-го у федералов в Петербурге еще не было, только небольшой корпункт на улице Печатника Григорьева. Первый же свой рабочий день я запомнил навсегда, как и первые прямые включения в эфир федерального лайфа, но это длинные и отдельные истории.

«Надо быть интересным на протяжении всего матча, чтобы люди не переключали, а оставались с тобой»

А весной 2015-го я понимал, что на частоте телеканала «100TV» скоро запустят новое городское телевидение с акцентом на самые громкие новости. Скандалы, погони, криминал, шоу-бизнес и, разумеется, спорт в самой технологичной обертке с огромным количеством прямых эфиров. А ведь потом, в мае 2016-го, Life78 даже обогнал по цитируемости издание «Фонтанка.ру».

В те времена я окунулся в мир суровой журналистики. Взрыв бытового газа в Петрозаводске, крушение самолета, летевшего в Петербург из Египта, трое преступников с ножом, которые ограбили иностранца в самом центре города, а потом напали на нас с оператором.

Историй очень много, было невероятно драйвово. Уникальное время: никогда не знаешь, где окажешься в следующие мгновения. От лютого криминала до блестящих паркетов Законодательного собрания. Это была извилистая дорога на пути к мечте.

Я тогда почти 24/7 трудился в «полях», иногда в студии делал аналитические материалы, но при этом у меня в то время было довольно много спорта. Думаю, что это в качестве поощрения за работу на других темах. В октябре 2015-го я полетел в свою первую командировку с хоккеистами СКА, а примерно с начала 2016 года я начал практически полностью уходить в спорт: летал вместе с командой всей по стране и зарубежью, выходил в прямой эфир, готовил оперативные сюжеты, привозил итоговые большие спецрепортажи, записывал интервью. К первой половине 2017-го LifeNews начал уходить из нашей жизни, вместо него появился телеканал «78» в узнаваемых фиолетовых цветах с полноценным вещанием, работой утреннего шоу, новостями каждый час и спортивной редакцией, в которой я и работаю до сих пор.

Скажу честно: когда комментируешь матч в прямом эфире, испытываешь невероятные чувства! Кайф в чистом виде! Конечно, есть и волнение, оно в небольших количествах всегда должно быть, да и как бы чего не ляпнуть.

Я комментирую вместе с человеком, который, представляете, вот уже более 20 лет в профессии и видел все матчи СКА за это время. Поначалу я переживал, но со временем обрел уверенность. Комментатор — профессия живая, связанная с постоянным самообразованием, высочайшим знанием русского языка, эрудицией, собственным стилем. Это возникает не в один момент, ты профессионально растешь по ходу течения своей жизни. Сейчас я, пожалуй, на уровне становления на ноги. Можно сказать, что только-только надел кроссовочки и плавно начинаю завязывать на них шнурки…

Как работает профессиональный массажист

Что нужно, чтобы развиваться в профессии

Чтобы развиваться в профессии, нужно обязательно за всем очень внимательно следить и постоянно проверять факты. А еще нужно читать. Причем не только спортивные ресурсы, а биографии звезд, да и в целом любую художественную литературу, чтобы увеличивать словарный запас и смотреть на жизнь шире. Это не работа такая, а, скорее, даже образ жизни.

Еще важная деталь — живое общение с другими людьми. Примерно понимаете, сколько времени я общаюсь по работе? Но я стараюсь практиковать это где угодно: в баре и на улице, в спортзале с друзьями или в бане. По опыту коллег кажется, что пик комментаторского искусства приходится где-то на возраст с 30–35 и до 60–65 лет. Так что у меня еще есть время выйти на новый уровень. Лишь бы глаза горели каждый раз, а желание придумать что-то интересное не пропадало.

Конечно, особое место занимает подготовка к матчу. На протяжении трех часов ты просматриваешь новости, изучаешь статистику, составы, проверяешь все факты. Иногда приходится оставаться в эфире надолго — и тут надо поддерживать контакт со зрителями, что-то рассказывать, не давать заскучать.

Комментировать хоккей просто, когда работаешь вместе с Андреем Шестаковым. Он для меня вроде ментора, а сам он, в свою очередь, учился у Набутова. Получается такая преемственность внутри профессии.

Я работаю редактором на телевидении

Комментаторы работают по разному: кто-то берет эмоциями, а кто начитанностью — у всех свой почерк. Главное — держать баланс. У меня есть три любимых комментатора, и почему-то все их фамилии заканчиваются на «-ский». На третьем месте Денис Казанский — финал Лиги Европы 10-летней давности навсегда в моей памяти. Вторая строчка у Владимира Гомельского — сын великого баскетбольного тренера стал великим комментатором. Я бы очень хотел больше комментировать баскетбол, потому что обожаю эту игру. И неслучайно на первом месте в моем рейтинге — Игорь Знаменский. Тот случай, когда есть баланс и гармония: классическая школа и современные тенденции сочетаются в нем идеально. Он комментирует бейсбол, турниры NCAA и американский футбол на Viasat Sport, а также матчи НБА. Эти трое — настоящие глыбы, профессионалы в своем деле, мастера.

И отдельное место в пантеоне комментаторов навсегда занимают Юрий Розанов и Сергей Гимаев, царствие им небесное.

«Надо быть интересным на протяжении всего матча, чтобы люди не переключали, а оставались с тобой»

Конечно, новое поколение приносит свои фишки, отходит от канонов, старается мыслить нешаблонно. Да, иногда мы заранее готовим панчлайны, придумываем и согласовываем различные сценки в прямом эфире в перерыве игры. Тем более современные стриминговые платформы оказывают сильное влияние на стиль комментирования. И это может быть как плюсом, так и минусом. Появляется больше жаргона, заимствованных слов.

Я отвечаю за виноград в Тимирязевской академии

«Надо быть интересным на протяжении всего матча, чтобы люди не переключали, а оставались с тобой»

«На сервисе Megogo ребята иногда так комментировали баскетбол, что у меня уши сворачивались в трубочку. Ни верных ударений в словах, ни речи поставленной. Зато порой смешно и задорно!»

Но про язык надо не забывать. Должен быть какой-то баланс. В идеале репортаж надо вести так, будто ты рассказываешь по телефону другу, что происходит на стадионе, а он где-то за полярным кругом сидит и слушает. На мой взгляд, главное в комментировании, чтобы людям было приятно проводить с тобой время, — нужно стараться, с одной стороны, не мешать им смотреть спорт, но при этом давать прочувствовать его и понять. Представьте, что вы пришли ко мне смотреть хоккей, но при этом не особо в курсе, кто там играет или какие правила. А тут я что-то подсказываю, акцентирую внимание на деталях, погружаю в атмосферу. Станет же гораздо интереснее?

Главное, стараться делать это нескучно, иногда стоит и помолчать, послушать трибуны, а если игра идет на высоких скоростях, с моментами, тут и так каждый всё видит и понимает.

Всегда хочется провести идеальный матч, в котором ты где надо говорил, где надо помолчал, где надо нагнетал, что-то в тему сказал, тонко пошутил. Нужно быть интересным на протяжении всего матча, чтобы люди не переключали, а оставались с тобой. У меня есть примеры, когда меня в интернете находят болельщики и продолжают обсуждать спортивные темы.

Благодаря этой профессии еще и открываешь новые миры. В 2017-м мы ездили в Шанхай, и работать в таких условиях, конечно, невероятно. Почти не спишь, зато впечатлений целый океан.

Будущее в профессии

Я очень хочу развивать студийные форматы, делать больше развлекательного шоу. Вот Костя Волков, например, или Андрей Рычагов — эксперты, с которыми у нас сложилась химия, и в эфире мы порой вытворяем невероятные вещи. С Рычаговым даже устраивали драку в прямом эфире, конечно, постановочную. Мы людям хотим дарить впечатления тем самым.

«Надо быть интересным на протяжении всего матча, чтобы люди не переключали, а оставались с тобой»

В этом сезоне у нас на канале появился еще слот для спортивной передачи. Поэтому мы с коллегами делаем спортивное шоу «Тренерская» на полчаса эфирного времени каждое воскресенье. Это для меня очень амбициозный проект, в который мы вкладываем много сил. Стараемся делать это шоу веселым, не грузить людей вечером перед сном.

«У меня была основная работа, но я уволился и занимаюсь сейчас только досками»

Мы, скорее, стремимся дать возможность перезагрузиться: где-то посмеяться от души, а заодно узнать о том, что за неделю произошло в мировом спорте. Мы только обкатываем этот формат первый год, и у нас там очень классные рубрики.

«Тренерская» — огромная отдушина для меня. С гостями мы в основном общаемся на «ты», и получается делать такой прикольный вроде как даже YouTube-проект, но в рамках телевидения. Отклик, говорят, хороший, так что будем двигаться дальше.

Главное в моей профессии — любопытство, тот самый огонек в глазах… Тогда и интерес к жизни будет. А люди это чувствуют даже через экран и на большом расстоянии.

Текст, фото: Михаил Лебедев
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова