Что делать, если на работе вас не ценят?
Причины и алгоритм действий

«Не ценить» на работе могут по-разному, но это всегда обидно. В прошлой статье мы рассказали три истории, которые объединяла одна проблема: героинь не ценили руководители. Теперь выделим наиболее распространенные причины, почему так происходит, и подскажем действия, которые помогут изменить ситуацию к лучшему.

10 вопросов, которые стоит задать себе до увольнения
Что значит «не ценят»?
Каждый поймет эту фразу по-своему — опираясь на свой опыт, наблюдения за другими и знания, почерпнутые из книг или статей. Но можно перечислить очевидные, видимые признаки ситуации:
- вас мало или редко хвалят;
- вам мало платят;
- ваши идеи и достижения игнорируют;
- ваши действия, привычки и результаты критикуют;
- в компании много кого хвалят, а вас — нет;
- не повышают в должности и не увеличивают зарплату — и касается это либо всех, либо только вас.
Кроме того, «не ценить» могут разные люди: непосредственный руководитель, коллеги, клиенты и даже целая компания (как абстрактный образ всех сразу).
Ниже будем отталкиваться от ситуации, когда нет высокой оценки заслуг со стороны руководителя. Она сама частая — и вместе с тем коллеги и клиенты обычно копируют такое его поведение.
Почему нельзя оставить как есть
Стабильное чувство, что вас не ценят, приводит к негативным последствиям:
- у вас снижается самооценка, в том числе профессиональная, может даже развиться синдром самозванца — вы и сами не признаете своих заслуг, думаете, что всё «получается само»;
- у вас пропадает желание желание работать продуктивно и превосходить ожидания;
- в попытках доказать свою ценность и значимость для команды или компании вам приходится ссориться с коллегами;
- карьера заходит в тупик — и вы сами не решаетесь начать разговор с руководителем о вашем развитии и продвижении;
- во время массовых сокращений вас могут легко уволить — или «принудить» к этому, даже если вы преданы компании и любите свою работу.
Почему вас могут не ценить?
Важный дисклеймер! Мы не знаем все детали и нюансы вашей ситуации и можем лишь предполагать, опираясь на часто встречающиеся случаи.
Причина в вас
Вас на самом деле не ценят | Вас на самом деле ценят |
---|---|
— Вы не соответствуете ожиданиям: должны выполнять определенную работу определенного качества, но не справляетесь. | — Вас хвалят не так, как вы того ожидаете: например, начальник говорит добрые слова — а вы хотите премию. |
— Вы не развиваетесь, а для вашего руководителя развитие (освоение новых навыков, повышение квалификации на курсах) — признак ценности сотрудника. | — Вы болезненно реагируете на успехи коллег, для вас признание их заслуг равно «непризнанию», игнорированию ваших. |
— Вы недостаточно самостоятельны: не умеете брать на себя ответственность за задачу и дергаете коллег и руководителя по каждой мелочи (то есть не создаете ценность, экономя время и нервы). | — Вы скромны — руководителю это известно, поэтому он старается лишний раз не смущать вас похвалой, особенно публичной. |
— Вы не умеете или не стремитесь привлекать внимание к результатам — поэтому ваши усилия не видны коллегам и руководителю. | — Вы считаете свою зарплату недостаточно высокой — и трактуете это как «они меня не ценят» (при этом не вынося вопрос на обсуждение с руководителем). |
— Вы боитесь предлагать свои идеи или себя для участия в перспективных проектах, а для руководства ценны инициативные сотрудники (читай: «люди с горящими глазами»). |
Причина не в вас
Вас на самом деле не ценят | Вас на самом деле ценят |
---|---|
— Руководство само не знает, чего хочет от сотрудников (или ожидания постоянно меняются): в этом случае вы по умолчанию не можете быть ценным. | — Руководитель не хвалит вас потому, что в принципе не умеет этого делать. |
— Ваши усилия не видны коллегам и руководителю потому, что в компании не принята и не поощряется «самореклама», нет культуры признания. | — Ваши усилия видны коллегам и руководителю, но в компании не принята и не поощряется «самореклама», нет культуры признания. |
— Вы не нравитесь вашему руководителю, он к вам предвзят и потому не склонен замечать ваши успехи и достижения. | — Вам платят «ниже рынка» просто потому, что компания не может позволить себе большего, например из-за финансовых трудностей (о которых вам неизвестно). |
— Ваш руководитель не профессионал: он просто не понимает, чем вы занимаетесь, что ваша работа сложна и незаменима для общего результата. | — Пока нет вакантных должностей, чтобы вас повысить, — а для вас именно карьерный рост является признаком высокой оценки заслуг. |
— В компании авторитаризм и жесткая иерархия: не принято интересоваться мнением сотрудников или ожидать от них большего, чем исполнения приказов. (Естественно, о похвале и поощрении не идет и речи.) |
Что делать, если вас не ценят?
Половина причин из таблицы от вас не зависят. Остается два пути:
- принять ситуацию, смириться с ней;
- действовать — например, поговорить с руководителем или стать активнее на работе; подумать, устраивает ли вас результат, и принять решение (оставаться или искать другое место — где ценить будут больше).
Перечислим, что именно можно сделать, чтобы исправить ситуацию. В целом это универсальные рекомендации — просто бывают случаи, когда сотрудник правда бессилен.
Сформулируйте ясные ожидания
Поймите, что для вас значит «ценить» (список вариантов есть выше). Подумайте, считает ли ваш руководитель так же, или он иначе понимает это слово и действует соответственно.
Оцените свою работу объективно
Определите для себя, почему вашу работу и вас должны ценить, в цифрах и фактах. Помогут вопросы:
- «Что именно я делаю хорошо?»
- «Что у меня получается лучше других?»
- «Как моя работа отражается на общих результатах и помогает достигать целей компании?»
Поговорите с руководством
Это необязательный пункт — он для смелых людей, работающих в «бирюзовых» компаниях. Если у вас в коллективе принято открыто обсуждать проблемы, честно делиться ощущениями и конструктивно давать обратную связь — признайтесь руководителю, что в последнее время не чувствуете себя ценным для команды. Скорее всего, он прислушается и с готовностью предложит варианты улучшения ситуации.
Байки от редакторов, истории, которые нас зацепили, полезные и бесполезные сообщения-«молнии» — всё в телеграм-канале «Просто работы». Не хватает только вас.
Развивайтесь — и делитесь новыми знаниями
Если пойдете учиться новому, станете полезнее для коллег и будете быстрее справляться с задачами (а кроме того — у вас значительно вырастет уважение к самому себе. Руководитель сразу заметит ваш профессиональный прогресс и начнет предлагать более ответственные задачи, чаще хвалить за них (читай: сильнее «ценить»).
Предлагайте идеи и действуйте
Во всём есть аспекты, которые можно улучшить, — даже, например, заказ воды в офисный кулер можно автоматизировать, что сделает жизнь еще комфортнее. Найдите такой аспект и займитесь им. Так вы привлечете внимание руководителя, а положительный результат дополнительно сыграет вам на руку.

10 привычек финансово успешных людей
Сделали? Покажите!
В интернете набирает популярность термин «громкие» сотрудники — это те, кто активно имитирует бурную деятельность, но не достигает результатов. В вашей компании они тоже есть. Пример не берите, но понаблюдайте: что именно они делают, чтобы окружающие думали, что они — молодцы?. Действуйте так же — но опираясь на успехи, которыми гордитесь. Тогда вас и ваш труд обязательно оценят.
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрация: Midjourney