Сколько зарабатывает электромеханик по лифтам в Петербурге

«Я отвечаю за работу 70 с лишним лифтов»

1 165

Часто тех, кто работает с лифтами, называют лифтерами. Как шутят мои старшие коллеги: «“Лифтеры” в женской бане лифчики застегивают!» Нет, мы не лифтеры. Лифтер — отдельная специальность, и главная обязанность людей этой профессии — управление лифтом, как правило на предприятиях и медучреждениях. Я же электромеханик по лифтам.

Владимир Маштаков – Электромеханик по лифтам, Санкт-Петербург
Владимир Маштаков
Электромеханик по лифтам, Санкт-Петербург

Лифтеры доставляют пассажиров на нужный этаж. Также в их полномочиях освобождать людей в случае аварийной остановки лифта и ожидать визита электромеханика. При этом лифтеры не имеют права ремонтировать и запускать лифт.

Электромеханик по лифтам — специалист широкого профиля, потому что подъемное оборудование, или в простонародье лифт, — технически сложное устройство. Здесь важно не только контролировать его исправную работу, вовремя проводить профилактический осмотр, при необходимости ремонтировать, но и обеспечивать безопасность пассажиров. Это наша главная задача.

Электромеханики по лифтам несут ответственность как за механическую часть подъемного оборудования, так и за его электрическую и электронную части. Кроме того, в случае аварийной остановки мы должны освободить пассажиров, застрявших в лифте, но в отличие от лифтера в задачу людей моей профессии еще входит поиск причины поломки и устранение проблемы.

Моя история

В детстве кем я только не хотел стать: и машинистом электропоезда в метрополитене, и машинистом экскаватора, и даже водителем троллейбуса. Но уж точно не электромехаником по лифтам: маленьким я очень боялся лифта в детской поликлинике. Он был с распашными дверями, и при его остановке на этаже раздавался такой удар, словно это молотком били по его кабине. До сих пор этот звук в памяти.

Тем не менее лет в 11–12 со мной произошел такой случай: я шел в гости к тетушке и, заходя в подъезд ее дома, увидел мужчину с проволочной загогулиной, которой он мастерски открыл двери шахты, а потом зашел в саму шахту, на кабину лифта. Мне стало интересно, как это всё устроено. Но, поскольку в те годы (а это был 97/98-й год, кажется) интернет был не так доступен, познакомиться с лифтовым делом дистанционно возможности не было. Однако идея засела у меня в голове и превратилась в своего рода мечту.

Через несколько лет после того случая я ехал в метро и услышал объявление о наборе учащихся 9–11-го классов на обучение по профессии «электромеханик по лифтам». Я как раз оканчивал девятый и подумал тогда: «А почему бы и нет?»

Так я поступил в тогда еще профессиональное техническое училище № 76 (сейчас оно «выросло» до профессионального колледжа имени Неболсина), которое было основной альма-матер наших петербургских лифтовиков. Отучившись там три с небольшим года и получив удостоверение и диплом, решил остаться в профессии. К слову, с нашего курса из 26 человек от силы 10 работают по специальности.

Учеба vs работа

За годы учебы я приобрел базовые знания. К счастью, при училище была необходимая производственная база, практика в организации, осуществляющей обслуживание лифтов, соответствующие спецдисциплины.

Но, конечно, обучение обучением, а опыт всё-таки нарабатывается в процессе работы — как, собственно, и осмысление самого ремесла. Пока я учился и проходил практику, я еще недостаточно понимал объем ответственности. А ответственность в этой профессии очень большая.

Кстати, все полученные знания (неважно, на учебе или «в полях») успешно применяются во многих областях. Так, если мне надоест работать с лифтами, спокойно могу устроиться электриком или мастером по ремонту бытовой электроники.

Рабочий день

Мой рабочий день начинается со звонка в лифтовую диспетчерскую службу. Диспетчер сообщает текущие заявки: меня ждут либо неработающие лифты, либо какие-то мелкие неисправности, которые незначительно влияют на работу лифта. Бывает так, что заявок совсем нет, но, как говорится, работа всегда найдется. Любой механизм требует профилактики, а каждый лифт подлежит обязательному ежегодному техническому освидетельствованию. Поэтому в свободное от заявок время производятся текущие ремонты/осмотры.

График

Мой график — обычная 40-часовая пятидневка. За мной закреплено несколько домов в зоне пешей доступности, всего порядком 70 с лишним лифтов. Кажется, что это большая нагрузка на одного механика. Но не так всё страшно: они же все сразу не ломаются. А если еще заниматься профилактическими работами, то в принципе не так уж и много дел.

Иногда выпадает доля дежурить в аварийной службе. Здесь моя главная функция — эвакуация застрявших в лифте пассажиров. На дежурстве на аварийном механике «висит» целый район, а это порядком 900 лифтов.

Зарплата

На зарплату электромеханика по лифтам влияет множество факторов: квалификация мастера, количество обслуживаемых лифтов, этажность подшефных домов, производство самого лифтового оборудования. Поэтому тут сложно назвать средние цифры. Кто-то предлагает зарплату от 60 тысяч рублей, кто-то — от 80 тысяч.

Возможно, в ближайшее время зарплаты электромехаников по лифтам изменятся в лучшую сторону, поскольку в этой профессии большой дефицит квалифицированных кадров.

Эволюция лифтов

Начало моей работы выпало на период, когда бо́льшая часть имеющихся лифтов уже «откатала» свой 25-летний ресурс. Совсем старых агрегатов в рабочем состоянии я уже не застал, но по городу, в историческом центре частично сохранились остатки механизмов 40–50-х годов ХХ века, по которым можно судить о том, что всё-таки тогда лифты составляли часть интерьера подъезда. Кованые элементы ограждения шахты и дверей шахты создавали антураж. При этом работали такие лифты только на подъем: кнопка вызова располагалась только на первом этаже.

За все годы существования лифтов подъемный механизм почти не претерпел изменений: осталась всё та же система лебедки с канатоведущим шкивом и уравновешивающим кабину противовесом. Менялась скорость передвижения лифта и система управления.

Как работает и сколько зарабатывает стилист съемок для соцсетей

О поломке лифтов

Чаще всего лифты ломаются из-за дверей. При этом в большинстве случаев главную роль в такой истории играет человеческий фактор. Например, пассажир бежит к лифту, пытается воспрепятствовать закрытию дверей. А поскольку двери шахты, в отличие от дверей кабины, не оборудованы приводом — являются ведомыми, — то механизм не может включить реверс (благодаря ему двери лифта открываются, если в них что-то или кого-то зажало). Лифт ломается.

Бывает, что особо ретивые пользователи раздвигают пальцами двери шахты, чтобы посмотреть, когда приедет кабина. Двери, конечно, без участия кабины не откроются, но всё же. В таком случае при открытии может случиться механическое заедание замка дверей, лифт не сможет открыть двери и отключится.

Безусловно, есть и другие поломки — в конце концов, разные детали подвержены износу. Для примера возьмем те же тяговые канаты, на которые подвешивается кабина лифта, — у них тоже есть свой срок годности. Но поспешу сразу успокоить: целиком канаты никогда не лопаются и не обрываются, поскольку состоят из переплетенных между собой стальных проволочек. Даже один канат (всего их три в пассажирском лифте) способен выдержать вес кабины с людьми. Но даже если что-то с канатами и происходит, на подвеске кабины имеется электрическое устройство, которое сразу отключит систему управления. В этом случае кабина будет заблокирована.

Кстати, бояться того, что лифт упадет, не стоит. Про канаты я уже рассказал. Еще один элемент безопасности — это центробежный ограничитель скорости, который кинематически связан с кабиной канатом ограничителя скорости. Последний в свою очередь взаимодействует с рычагом механизма ловителей, воздействующих на подвижные клинья, которые при срабатывании заклинивают кабину на направляющих. Работает это следующим образом: при превышении скорости кабины шкив ограничителя стопорится, останавливая тем самым канат ограничителя скорости, канат тянет за рычаг механизма ловителей, механизм приводит в движения клинья, которые фиксируют кабину на направляющих. Объяснение немножко долгое и нудное, но принцип работы схож с принципом работы ремня безопасности в автомобиле. А чтобы сюрпризов с посадкой на ловители не происходило, не стоит перегружать кабину свыше ее грузоподъемности, а также прыгать и танцевать во время движения.

Если вы застряли в лифте

Если вы застряли в лифте, главное — не паниковать. Кабина оборудована кнопкой диспетчерской связи; также в кабине должна присутствовать информационная наклейка обслуживающей организации с номерами телефонов аварийной лифтовой службы.

Самое правильное — воспользоваться кнопкой вызова диспетчера. Диспетчер передаст информацию аварийному электромеханику, и вас в течение получаса вызволят из заточения. Принимать попытки самому выбраться из кабины не стоит: опасно.

В случае когда вы зашли в кабину, двери закрылись, а кабина не пришла в движение, можно спустя несколько секунд попробовать нажать кнопку того этажа, на котором вы зашли, — это касается старых лифтов. На современных лифтах, если кабина стоит ровно на этаже, двери можно открыть нажатием кнопки со значком <||> или вручную, приложив небольшое усилие. Но это только в том случае, если кабина не пришла в движение после закрытия дверей.

Техника безопасности на работе

В моей работе множество различных опасностей: подвижные механизмы, риск упасть с высоты или получить разряд электрического тока. Поэтому одно из самых важных правил безопасности — это перед выполнением каких-либо манипуляций переключить лифт в сервисный режим. Работу в электроаппаратуре нужно делать при отключенном питании, а при нахождении в шахте, при движении на кабине необходимо быть предельно внимательным и осторожным.

Плюсы и минусы работы

На работе мне нравится постоянная смена обстановки. Туда сходил, сюда сходил. Не люблю сидеть на одном месте «от звонка до звонка», мне по душе постоянное движение, даже если погода не радует. Да и мозговой штурм тоже доставляет удовольствие, особенно если попадается какая-то «заковыристая» неисправность. Конечно, в работе хватает грязи и временами неадекватных людей, но по мне это пустяки.

Не нравятся же нынешние тенденции, когда руководство заставляет любыми путями запускать лифты. Хоть в лепешку расшибись, а лифт уже вчера должен работать. К счастью, в нашей организации вполне здравомыслящее руководство и подобных инцидентов не бывает.

Влияние экономической ситуации

Текущая экономическая ситуация и общее положение дел повлияли на всю отрасль в целом. Так, многие иностранные компании ушли с рынка, но данный факт стимулирует работу отечественного производства. Что же касается моей работы и работы коллег, то мы как чинили лифты, так и чиним. Ничего особенно не изменилось.

Я работаю криминалистом в Перми

Хобби

Давным-давно, когда деревья были большими, я заинтересовался барабанами. А когда увидел и услышал музыкальный коллектив вживую, то загорелся желанием научиться играть на этом инструменте. Работая звукооператором в одном из питерских клубов, я наблюдал за группами, за барабанщиками, пытался играть сам. В то же самое время познакомился с начинающими музыкантами, с которыми мы впоследствии сколотили группу. Так и начался мой музыкальный путь, который, собственно, и поныне является моим основным хобби. На сегодняшний день я постоянно играю в известной в узких кругах пост-панк-группе «никого нет дома» (пишется с маленькой буквы. — Прим. ред.) и периодически в других коллективах. Также увлекаюсь пленочной и цифровой фотографией: люблю гулять по городам в поисках «непарадных» видов, чтобы потом запечатлеть их на фото.

Фото: из личного архива героя