Как находит клиентов и зарабатывает ведущий мероприятий

«Конкурс конкурсу рознь»

1 582

Ведущим мероприятий я работаю более 15 лет, еще со студенчества: мы с одногруппниками по театральному вузу (по образованию я актер) начали вести разные праздники, перекидывали друг другу заказы. Так постепенно я освоил эту профессию, хотя актерство не бросал: до недавнего времени служил в театре. Сейчас ушел, но планирую вернуться — тогда буду совмещать две работы.

«В этой работе нужно быть тираном»

Павел Томашек – Ведущий мероприятий
Павел Томашек
Ведущий мероприятий

Если ко мне обращаются клиенты возраста 45 плюс, то чаще всего они называют меня тамадой. Конечно, в чем-то ведущий и тамада похожи, но различия есть. Ведущий — человек, который проводит то или иное мероприятие согласно современным стандартам ивент-индустрии. Он выступает как модератор, координатор вечера (редко когда мероприятия проводят днем). А тамада — это некий массовик-затейник из советского времени, проводящий порой очень спорные конкурсы (забеги в мешках; переодевания; перекати яйцо из штанины в штанину; попади карандашом, привязанным к поясу, в горлышко бутылки из-под шампанского и т. д.).

Сегодня заказчики (по крайней мере, в Москве) постепенно отказываются от тамады в сторону ведущих мероприятий: многие клиенты даже так и говорят, что, мол, нам главное, чтобы не было всей этой истории с тамадой. Хотя в провинции конкурсы, о которых я сказал, всё еще популярны. Также некоторые люди выбирают на свой праздник тамаду ради хохмы — например, если у них тематическая вечеринка в стиле 90-х. Каждый ищет для себя и своих гостей развлечения по душе. И это нормально.

Конкурсы

В конкурсах я не вижу ничего плохого. На мероприятиях они нужны, чтобы у людей в первую очередь родилась эмоция, чтобы было чем наполнить вечер. Представьте себе праздник без ведущего и/или диджея: люди приходят, едят, пьют. Если гостей человек 50, то, как правило, они разбиваются на группки и общаются своими компаниями. Через два часа такого времяпрепровождения делать уже нечего. Здесь-то как раз и нужна развлекательная программа: тогда в течение шести-восьми часов людям будет весело и интересно, это мероприятие им запомнится.

При этом конкурс конкурсу рознь. Так, есть интерактив «лопни шарик попой», а есть формат квиза. Я стремлюсь к тому, чтобы мероприятие, которое я веду, получилось стильным и интересным. Поэтому у меня в программе — те же интеллектуальные игры, танцевальные батлы (например, когда, как в проекте «Точь-в-точь», нужно повторить танец из известного фильма). Мне нравятся конкурсы, приняв участие в которых людям на следующий день не станет стыдно за то, что произошло накануне.

«Я обожаю летать. Даже в отпуске мне хочется в небо»

Качества ведущего

Для ведущего важно актерское образование. Не все комфортно чувствуют себя, общаясь с незнакомцами. Также полезно быть психологом — нужно чувствовать людей, настроение публики: например, когда стоит быть в центре внимания и проводить конкурсы, а когда лучше дать гостям высказаться и самому отойти в тень. Каждое мероприятие — особенное. Где-то ничего не нужно говорить, а где-то приходится командовать как в пионерлагере.

Ведущему важно правильно оценивать ситуацию и отбирать для активностей тех людей, которые будут с удовольствием в них участвовать. На мероприятиях, где больше 30 человек, всегда есть те, кто с удовольствием принимает участие в конкурсах, и те, кому главное — чтобы их не трогали. Выяснять, кто из какой группы, помогает в том числе и опыт.

Для меня также многое значит чувство такта. Нужно понимать, что уместно, а что нет. Чтобы не было так, что в процессе ведения мероприятия человек уходил бы в стеб или формат «Камеди-клаба». К сожалению, есть такие случаи, когда ведущий начинает превращать чужой праздник в бенефис своего остроумия. Смотрится это не всегда здорово.

Если же мы говорим про работу тамады, то, как шутят на тематических форумах, посвященных нашей профессии, достаточно быть физкультурником и уметь раздавать задания: «Так, построились все в ряд, два шага вперед, а сейчас присели, а теперь перешли в центр» и т. д.

Как стать ведущим

Ведущими становятся по-разному. Так, сейчас в Москве очень много курсов и тренингов, посвященных введению в профессию. Полезны они или нет — вопрос спорный, но я считаю, что любая активность хороша, и, если вы попали в круг ведущих, значит, начинается общение, так или иначе появляется работа — когда у тебя в конкретный день два мероприятия (дубли), одно можно передать коллеге.

Байки от редакторов, истории, которые нас зацепили, полезные и бесполезные сообщения-«молнии» — всё в телеграм-канале «Просто работы». Не хватает только вас.

Почитать

Как находить клиентов

Работа часто приходит через знакомых. Как через самих ведущих, так и через смежников — фотографов, видеографов, стилистов-визажистов. Познакомиться с ними можно на всевозможных тематических форумах и мероприятиях.

Еще один вариант — работа с ивент-агентствами, клиенты которых как обычные люди, желающие устроить для себя и своих гостей праздник, так и крупные компании, которые открывают магазин или представляют новый продукт. Во втором случае у ведущих даже бывают командировки: например, если получается заключить контракт с брендом, который устраивает презентации новинок в разных городах России, то на пару лет ты обеспечен работой и постоянно отправляешься в поездки.

И конечно, хорошо работает сарафанное радио. Иногда всё происходит очень быстро: например, я провел свадьбу у одной девушки, а у ее подруги свадьба была через месяц. Ей понравился мой стиль работы, и в итоге она заказала мои услуги. А бывает, что люди обращаются ко мне через несколько лет. Так, одни клиенты нашли меня спустя пять лет, даже несмотря на то, что у меня поменялся номер телефона: младшая сестра одной гостьи на «той» свадьбе захотела, чтобы я вел и ее торжество.

Ко всему прочему, есть такая опция, как чат ведущих. Любой человек из профессии — участник чата скидывает туда свои дубли. Если ты обрабатываешь заказ, потом отправляешь тому, кто его разместил, комиссию.

Раньше это был довольно рабочий инструмент, но сейчас на один запрос приходится порядка 40 откликов. И часто бывает, что, пока ты заполняешь форму для участия (ссылка на свой ресурс, видео), автор объявления пишет: «Стоп» — то есть исполнитель найден.

Сценарий мероприятия

На любом мероприятии у ведущего есть сценарий, по которому он работает. Как правило, это готовые программы, меняющиеся в зависимости от тематики вечера: например, на гавайской вечеринке и празднике в стиле «Великого Гэтсби» интерактивы разные. Однако если клиенты хотят «авторский» вечер, со своими фишками и концепцией, тогда нужно либо писать сценарий им самим, либо нанимать сценариста. Эта услуга стоит отдельных денег. В работу ведущего написание сценария не входит (хотя, конечно, пожелания клиентов он учитывает). Его задача — отлично провести мероприятие.

А вообще, главное в организации любого торжества — это бюджет. От него и нужно отталкиваться. Например, если хочется сделать свадьбу в стиле «Великого Гэтсби», на мероприятие со всеми атрибутами, артистами и джазовым оркестром может уйти восемь-девять миллионов рублей. Понятно, что при бюджете в 500–600 тысяч сценарий и оформление праздника будут выглядеть по-другому.

Если планируете нанять ведущего на свой праздник, при первом общении (в WhatsApp или по телефону) спросите, свободен ли он в такую-то дату, напишите, что у вас конкретно планируется, сколько будет гостей (тогда я, например, понимаю, сколько мне нужно оборудования и каков будет гонорар диджея) и какой бюджет закладывается. Если всё всех устраивает, далее уже можно обсуждать детали.

Сегодня клиенты в большинстве случаев хотят «европейское» мероприятие: чтобы всё было достойно, но при этом интересно. Также отказываются от многих прижившихся атрибутов: например, тот же каравай из 10 клиентов выбирают только два-три.

Даже когда предстоит провести национальную свадьбу или праздник для смешанной пары, например жених — русский, а невеста — татарка, от традиций могут отойти совсем. Так, я провожу армянские свадьбы, где по-армянски не говорю ни слова. Но, конечно, часто бывает и так, что для национальных свадеб выбирают «национальных» ведущих.

График работы

Если брать с начала года, то обычно январь и февраль — пустые месяцы (может быть всего одно-два мероприятия). Затем приходит март и очень рабочая дата — восьмое марта. Апрель — ситуативный, потому что на него выпадает Великий пост и люди на это реагируют. В мае начинается раскачка по свадьбам: многие не женятся в этом месяце, так как вспоминают поговорку, что, если сыграть свадьбу в мае, будешь всю жизнь маяться. А вот период с июня по сентябрь — самый благодатный в плане работы (свадьбы, корпоративы, тимбилдинги). В октябре и ноябре возможны корпоративы и юбилеи, в декабре же начинаются новогодние корпоративы.

Сами мероприятия выпадают на пятницу, субботу и воскресенье. В остальные дни кажется, что ведущий свободен. Да, пару дней выходных можно выделить, однако в другое время происходят встречи с заказчиками. Интересно, что сейчас многие клиенты ими пренебрегают: обо всём мы договариваемся в мессенджерах. Такое своеобразное веяние времени.

Чем заменить кроссовки на работе?

Доход

Зарплата зависит от количества заказов. Гонорар ведущего пропорционален его раскрученности, медийности. Если брать стандартное предложение в Москве, то примерный ценник за вечер (плюс диджей) — начиная от 50–60 тысяч и заканчивая 120 тысячами рублей. Однако бывает, что заказ срочный, ты в этот день свободен, количество гостей небольшое, так что вполне можно договориться и на 35–40 тысяч рублей. Кстати, интересное наблюдение: чем дешевле заказ или чем больше демпингуют клиенты, тем, скорее всего, больше постараются получить от вас.

Плюсы и минусы

В этой работе мне очень нравится мобильность. Я сам распределяю свое время. Также я не привязан к какому-то начальнику — работаю на себя. И всегда есть место для творчества.

Основной минус — нестабильность. Сложно предугадать, сколько получишь в конце месяца. Также только со стороны кажется, что держать микрофон и сыпать шутками-прибаутками легко. На самом деле общение с людьми, желание их зарядить и создать хорошее настроение в зале — это очень энергозатратно. Часто после рабочего вечера я выжат.

Бывает, что гости заказчиков — специфическая публика, и тогда несколько некомфортно работать: ты трезвый, а все под градусом и ведут себя хамовато. Тогда приходится осаживать зарвавшихся людей. Но, естественно, без драк.

В народе считается, что свадьба не свадьба, если не было драки. Сейчас от этой «традиции» отходят, хотя, безусловно, и ядреные праздники случаются. Если на мероприятии произошел конфликт, началась драка, то ведущего это не должно касаться. Для этого есть охрана в том же ресторане и при необходимости полиция.

Год назад я проводил юбилей: молодому человеку исполнялось 30 лет. Вся публика была адекватная, кроме одного гостя. Не заметить его было невозможно: он постоянно обращал на себя внимание. Потом я обнаружил его рядом с диджеем — в технической зоне, где гости в принципе не должны находиться. На соседний стул он положил раскрытую барсетку. Ну положил и положил. Только уже в конце вечера он начал вырывать микрофон: мол, я хочу поздравить виновника торжества, где моя барсетка?

Тут его увели другие гости, потому что поняли его замысел, — а он, скорее всего, хотел обвинить нас с диджеем в краже и таким образом сделать юбиляру «подарок»: чтобы он не платил за наши услуги, деньги за которые ушли бы в качестве компенсации за инцидент. Заказчик потом долго извинялся, а я после этого случая даже подумывал приобрести видеокамеру и поставить ее в диджейскую зону.

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Фото: iStock