Почему вы несчастны на работе и что с этим делать?

И как не усугубить ситуацию

12 469

Вокруг царит культ повсеместного счастья, и кажется, что всё, чем мы занимаемся, должно приносить только радость. Но несчастливые браки с работой случаются, и по разным причинам.

Работу в какой-то мере можно сравнить с родительством: воспитывая ребенка, мы далеко не всегда умиляемся крошечным пальчикам и целуем розовые щечки. Случается всякое: болезни, ночные недосыпы, капризы, двойки, переходный возраст, тысячи мелких забот. Если зададите себе вопрос, в каждый ли момент времени вы любите своего ребенка, вряд ли «да» будет честным ответом.

Так же и с работой: она может выматывать, ставить перед вами нерешаемые проблемы, разочаровывать недостаточными результатами, вынуждать контактировать с неприятным коллегой. Временами вы можете чувствовать усталость и даже разочарование, но работа всё равно будет любимой.

Если же вы неизменно встаете в будние дни в дурном настроении, выполняете рабочие задачи без интереса и энтузиазма, а отпуска не хватает, чтобы соскучиться по папкам на рабочем столе, — пора разобраться с причинами. Перечислим самые частые ситуации, когда вы несчастны на работе.

Вы выгорели

Возможно, вы долго работали без отпуска и коротких передышек. Или взяли на себя больше, чем можете потянуть, — и справились, но переступив через свои силы. Или выполняли рутинные обязанности, от которых сводило скулы. Причин у выгорания много, а результат один: работа перестает радовать. Более того, вы начинаете выполнять ее плохо, потому что не справляетесь с накопившейся усталостью или становитесь равнодушными к результату.

Что делать?

  • Возьмите отпуск. Отдохнув, вы свежим взглядом посмотрите на свои рабочие обязанности, сможете более объективно оценить ощущения на работе и удовлетворенность жизнью.
    Если двух (или даже четырех) недель не хватило для полноценного отдыха и в первый рабочий день вы готовы написать заявление об увольнении — обратитесь к психологу. С его помощью и под его наблюдением вы начнете практиковать заботу о себе и постепенно (скорее всего, потребуется время) вернетесь в нормальное настроение. А потом придет и мотивация.
  • Хорошая книга про выгорание и поддержка близких могут заменить психолога, если вы не ограничитесь «знанием», а будете применять советы и действительно измените свою жизнь. Например, станете правильнее питаться, больше двигаться, отдыхать тем способом, который подходит именно вам, и не будете хвататься бездумно за каждую задачу, которую «надо» выполнить.

Чего точно не надо делать

  • Увольняться — на фоне выгорания вы не отличите любимую работу от ненавистной, а искать новую в этом состоянии будет сложнее обычного (эйчары хотят видеть на собеседовании искренний энтузиазм и «горящие глаза»). Уволиться можно, если даже самый долгий отпуск не помогает, у вас нет серьезных финансовых обязательств (ипотеки, детей, которых вы воспитываете самостоятельно), накоплена «подушка безопасности» и есть хотя бы предварительный план действий на период после увольнения.
  • «Вышибать клин клином» — не взваливайте на себя еще больше задач в надежде найти «ту самую», которая сделает вас счастливее.

Вы переросли свои обязанности

Возможно, вы занимаетесь тем, что очень хорошо умеете. Или уже несколько лет делаете одно и то же, общаясь с одними и теми же людьми. Или вы много читаете, регулярно учитесь, посещаете мастер-классы и проходите курсы повышения квалификации, но применить полученные знания и навыки не можете: по каким-либо причинам компании, в которой вы трудитесь, это не нужно.

Что делать?

  • Составить список задач, которые у вас получаются блестяще и на автомате. Если это всё — ваши должностные обязанности, перечислите те из них, которые вы бы хотели выполнять, то, что вас вдохновляет.
  • Поговорите с начальником. Попросите дать вам новые задачи или прикрепить вас к смежному подразделению, где сможете заниматься тем, что вам интересно. Если ваша инициатива обрадует настолько, что еще и зарплату повысят, — отлично, но не ожидайте подобного сразу: в новых делах себя еще потребуется проявить.
  • Если давно не проходили профессиональное обучение — найдите подходящие курсы или программу, запланируйте действия после ее завершения (иначе зачем учиться?) и осваивайте новое.
  • Поговорите с карьерным консультантом: он объективно оценит вас как профессионала и предложит, как развиваться в карьере и профессии. Возможно, в результате вы найдете новую работу, на которой потребуется применять все ваши навыки и таланты, — и почувствуете себя более мотивированным и счастливым.

Чего точно не надо делать

  • Увольняться сгоряча. Даже если работодателю не нужны ваши таланты и это разочаровывает вас в работе, дайте себе время без спешки и обдуманно найти нового.
  • Ждать у моря погоды. Не рассчитывайте, что вас заметят и повысят только за то, что вы отлично справляетесь с работой. Свои достижения нужно аккуратно подчеркивать, грамотно документировать, вносить в отчеты и в резюме (даже если пока не ищете работу).

Вы слишком мало зарабатываете

Только богатые наследники могут позволить себе трудиться исключительно «для души». Даже самая любимая работа разочарует, если годами не будет обеспечивать вам нормальный уровень жизни. За примером далеко ходить не надо: в преподавание и работу с детьми идут «по любви», но многие педагоги в государственных школах и воспитатели в детских садах быстро выгорают.

Что делать?

  • Подготовьте список своих достижений, аргументы в пользу повышения зарплаты — и обсудите ситуацию с руководителем. Если вы ценный сотрудник, начальник будет заинтересован в том, чтобы удержать вас (читай: помочь вам, дать возможность зарабатывать больше).
  • Составьте список дополнительных задач, которые вы готовы на себя взять.
  • Подумайте, каких навыков и знаний вам не хватает до следующей ступеньки карьерной лестницы или следующего квалификационного разряда. Пройдите обучение — особенно если сдача экзамена автоматически увеличит вашу зарплату.
    Поговорите с карьерным консультантом, который подскажет, как решить проблему с деньгами, не бросая любимое дело.

Чего точно не надо делать

Не уходите в новую профессию исключительно ради денег. Ищите варианты, при которых вы по-прежнему будете делать то, что любите. Это может быть работа в другой сфере, но со схожим функционалом. Дополнительные деньги принесет подработка (только не переусердствуйте: рассчитывайте нагрузки).

Вы не видите возможностей для роста и изменений

Возможно, вы работаете в семейной компании, где все высокие должности занимают родственники учредителя. Или ваш непосредственный руководитель — лояльный к компании суперпрофессионал, то есть будет работать в ней долго и счастливо, а вам путь наверх закрыт. Если работа устраивает вас в целом, но вы легко можете себе представить, чем будете заниматься через 5–10 лет (а именно: тем же самым), — неизбежно ощущение ловушки, тупика, туннеля и сопутствующее ему разочарование в работе.

Что делать?

  • Поговорите с руководителем прямо. Вы можете не видеть перспективы и варианты, но начальнику известно больше. Будьте готовы, что изменения потребуют от вас больше ответственности, придется больше времени и сил уделять работе.
  • Создайте возможности для роста, запустите перемены. Возможно, в руководстве компании будут рады свежим идеям и проектам (открытие нового направления, выход на новый рынок, переход на другую CRM, оптимизация части производственного процесса и т. п.) — а вы станете и вдохновителем, и катализатором, и полноценным участником процесса.

Чего точно не надо делать

Не стоит опускать руки и пытаться убедить себя, что «от добра добра не ищут». Если перемены не идут к вам — идите навстречу переменам сами: осваивайте на добровольных началах новые функции, учитесь новой профессии, предлагайте себя в качестве наставника для новичков или организатора корпоративных мероприятий. Ну, или меняйте работу. Даже с хорошего места уходить разрешается, если на другом вам будет лучше.

У вас токсичные коллеги или начальник

К сожалению, так бывает. Неадекватный начальник (в народе — «дурак») или коллеги, которые приходят на работу ради интриг и сплетен, могут убить в вас любовь к своему делу.

Что делать?

  • Выберите стратегию и будьте последовательны. Можно игнорировать токсичных коллег и руководителей, отшучиваться от них, твердо защищать свои границы. Можно даже выйти на открытый конфликт, если у вас на руках есть аргументы и доказательства неэтичного поведения и на вашей стороне руководитель или HR-специалист.
  • Помните о положительных сторонах токсичной атмосферы в коллективе: вы вынуждены держать себя в профессиональном тонусе, выше цените адекватных и приятных коллег, развиваете переговорные навыки.
  • Ищите отдушину. Даже в токсичном коллективе можно выживать и любить свое дело, если после работы вы экологично (без вреда для себя и окружающих) выплескиваете негатив: на тренировке, прогулке, занятиях рукоделием или в писательстве.
  • Не дожидайтесь, пока токсичный коллега или начальник окончательно рассорит вас с работой. Берегите свое достоинство и душевный покой. На одном месте работы свет клином не сошелся.

Чего точно не надо делать

Не ставьте знак равенства между токсичной атмосферой в коллективе и вашим отношением к работе. Уволится один человек из отдела или придет новый эйчар с навыками психолога — атмосфера изменится. Впрочем, тратить время на ожидание не стоит. Очевидный и зачастую единственный способ справиться с ситуацией — перейти в компанию, где работать психологически комфортнее. И перед выходом на новое место дайте себе хотя бы неделю на передышку, на восстановление душевного равновесия.

Ваша работа вам не подходит

Не все приходят в профессию осознанно, но многие остаются в ней надолго даже без любви и способностей. Кто-то поступил в «правильный» институт по настоянию родителей. Кто-то в кризисные времена устроился туда, куда взяли. Кто-то пытается оправдать ожидания близкого человека или работает там, где «много платят». Если рабочие обязанности противоречат внутренним склонностям, темпераменту, воспитанию, ценностям и интересам — вы несчастны каждый рабочий день. И тем несчастнее, чем «престижнее», привлекательнее для окружающих работа, ведь даже пожаловаться на свое состояние неловко.

Что делать?

  • Осознайте, что занимаетесь не тем, что делает вас счастливым. Затем придется сделать выбор: искать что-то иное или остаться там, где вы есть. Второй путь необязательно плох. Если вы будете видеть в нелюбимой работе лишь инструмент для достижения других, не связанных с профессией целей — это примирит вас с ситуацией. Далеко не каждый главбух страстно любит налоговые проверки и составление квартальных отчетов, но многие активно путешествуют, обустраивают загородный дом мечты или учатся аргентинскому танго — ведь доход позволяет себя баловать.
  • Последовательно и без резких движений ищите себя. Выдвигайте гипотезы, устраивайте тест-драйвы, чтобы пробовать себя в новых занятиях (например, короткие стажировки или волонтерство во время отпуска). Не сдавайтесь, если первые попытки будут неудачными: знакомство с собой и поиск призвания требуют времени и терпения.

Чего точно не надо делать

Не поддавайтесь на «вирусные», «модные» мечты и цели (например, фриланс у теплого моря или карьера фотохудожника-путешественника): лично вам они могут не подходить, даже если отлично выглядят в соцсетях.

Редактор: Наталия Алекса
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрация: tommaso79 / Shutterstock