Почему вам не стоит стараться быть незаменимым на работе

10 поводов заранее «воспитать» себе замену

12 031

Кажется: незаменимость — козырь амбициозного профессионала. Вас трудно уволить, вам трудно отказать в небольших просьбах, ваша репутация безупречна. Но всё сложнее. Объясняем, почему вам не стоит становиться незаменимым сотрудником в своей компании.

Вы постоянно испытываете серьезный стресс

Если в рабочих вопросах без вас действительно не обойтись, значит, вы ежедневно принимаете много ответственных решений — и цена ошибки высока. От вас ждут ответов на сложные вопросы по вашей специальности, и всё свободное время вы пытаетесь выгнать из головы дела и задачи, забыть о том бремени, которое несете. Хронический стресс плохо отражается на здоровье, но на фоне рабочих проблем вы этого не замечаете.

У вас нет отпусков и больничных

Скорее всего, вы находитесь в реанимации без сознания, если коллеги или руководители вам не звонили. Иначе ни поболеть, ни отдохнуть по-человечески вам не дадут: где найти информацию, как договориться со сложным клиентом, как пользоваться новой программой… Постоянно звонят вам — проще переложить ответственность, чем решить проблему самостоятельно.

Как понять, что вы ценный сотрудник

Вас перегружают работой

Вы знаете и умеете всё, что относится к вашей профессиональной области, и даже больше. Остальные сотрудники этим похвастаться не могут. Еще они иногда болеют, ездят в командировки, уходят в отпуска или просто срывают важные проекты. И тут же зовут вас, ведь вы способны решить любую проблему или заменить отсутствующего коллегу.

Постоянные переработки вредят здоровью, отношениям с близкими и нарушают жизненный баланс. Однажды всё это плохо скажется на работе, но, скорее всего, вы так далеко не заглядываете, наслаждаясь собственной незаменимостью.

У вас завышенная самооценка

Каждое ваше слово на вес золота, и вы привыкаете к такому положению вещей. Но способность превосходно выполнять работу в одном месте не гарантирует, что так будет везде. Функции, с которыми вы блестяще справляетесь сейчас, могут перестать быть востребованными на рынке труда. Если придется менять работу, вас ждут долгие поиски и болезненные открытия.

Вас не повышают

Руководитель думает, что вас не заменить в нынешней роли или это сделать слишком сложно. Раз нельзя заменить, то невыгодно и перемещать — особенно повышать. Кроме того, пока вы с головой погружены в профессиональную «текучку», у вас нет времени и желания заниматься «проектами роста». Выходит, пока вы поддерживаете компанию или отдел на плаву, кто-то другой придумывает, как ее/его развивать, — и растет в должности.

Чтобы завести полезные знакомства, продвинуться в карьере и найти другую работу, используйте новую сеть профессиональных контактов Инсайдер.

Скачайте бесплатное приложение — и вперед!

Вы испытываете ложное ощущение безопасности

Даже если компания ни под каким предлогом не захочет с вами расставаться, рынок (или пандемия) может уничтожить ее саму. Или новое руководство, которое купит вашу компанию, не сочтет вас таким уж незаменимым. Или под давлением технологического прогресса ваша работа станет ненужной. Незаменимых стараются не увольнять — но всё же иногда это происходит.

Ложная неуязвимость имеет побочный эффект: люди работают лучше, когда слегка опасаются за свою работу. Если нет внешних причин, побуждающих вас постоянно совершенствоваться, учиться новому, — вы, скорее всего, однажды перестанете превосходить ожидания.

При сокращениях с вами прощаются последним

Когда наступают тяжелые времена, компании затягивают пояса. Рядовых сотрудников сокращают — но не вас. Вы до последнего командуете на тонущем корабле, пока бывшие коллеги активно исследуют рынок труда и ходят по собеседованиям. Вам же остается наблюдать, как работу вашей мечты получает кто-то другой, и надеяться, что ваша текущая еще будет существовать и завтра.

Вы попадаете в эмоциональную зависимость

Привыкнув к ярлыку незаменимого сотрудника, вы перестаете воспринимать работу как «всего лишь работу», начинаете любые проблемы воспринимать как личные, руководителей считать почти родственниками (даже если это не взаимно). В итоге — вы практически не видите себя вне компании. Из-за таких «созависимых» отношений с работой вы отказываетесь от предложений рекрутеров и не стремитесь профессионально развиваться.

Психотерапия как способ прокачать софт-скилы

У вас плохие отношения с коллегами

В своем желании стать незаменимым вы осознанно или неосознанно делаете «заменимыми» остальных и выставляете их в плохом свете: кто-то не справляется — вы исправляете. Даже если чужой репутации вы не вредите, то со временем приобретаете нежелательную собственную: подхалим, доносчик, любимчик начальника.

Вы даже становитесь стеклянным потолком, сквозь который не пробиться другим талантливым сотрудником: вся ответственность лежит на вас, вам же и достаются лавры.

Подумаешь, отношения с коллегами! Но на пьедестале бывает одиноко:

  • когда нужен совет по сложной проблеме и хочется «подумать об кого-то» (вспомните доктора Хауса!) — нет ни желающих, ни способных;
  • когда хочется поделиться интересными мыслями, то не с кем или страшно, что идею украдут и вы перестанете быть незаменимым.

Вас будут стремиться заменить

Вот так ирония! Но любой незаменимый сотрудник однажды становится «узким горлышком» в рабочих процессах, от такого препятствия руководству надо избавляться. Ваше временное отсутствие плохо отражается на результатах, талантливые коллеги уходят к конкурентам, потому что рядом с вами им делать нечего и расти некуда. Вы приобретаете слишком много власти: руководитель вынужден вам больше платить и разрешать больше, чем остальным сотрудникам.

В такой обстановке снижаются дисциплина, мотивация к работе и уровень инноваций, исчезает командный дух, появляются интриги. Однажды руководство вспоминает, что незаменимых не бывает, — и приступает к воспитанию вам на замену сначала одного сотрудника, а потом и небольшой команды взаимозаменяемых специалистов.

Так что делать?

Не старайтесь стать незаменимым — стремитесь стать «многообещающим». Для этого:

  • свободно делитесь с коллегами и подчиненными информацией, экспертизой и профессиональными инсайтами;
  • развивайте свою команду — добивайтесь синергии, которая и вас как специалиста выведет на новый уровень;
  • по возможности автоматизируйте свою работу;
  • создавайте личную базу знаний и открывайте желающим доступ к ней;
  • целенаправленно обучите человека себе на замену и иногда передавайте ему полномочия и ответственность;
  • постоянно обучайтесь новому и стремитесь стать T-shaped-специалистом, то есть тем, кто обладает глубокой экспертизой в своей области и широкими знаниями в смежных;
  • экспериментируйте с новыми задачами, вызывайтесь добровольцем на интересные вам проекты.

Так вы вернетесь к жизненному балансу, сохраните адекватную профессиональную самооценку, перестанете быть препятствием для развития компании и в вас увидят первого кандидата на повышение в должности и зарплате.

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрация: simarik / IStock

От стажера до заместителя директора: как добиться повышения по службе