Новогодние обещания: зачем ставить большие цели на год и как это делают разные люди

От заведомо недостижимых целей до списка понятных задач на год

10 170

Цели на год и новогодние обещания самим себе — это одно и то же или разные вещи? Насколько важно, чтобы задуманное сбылось на сто процентов? Мы поговорили с тремя людьми об их новогодних обещаниях.

Роман Кумар Виас: «Я ставлю очень большие цели и выполняю к концу года только 15–20% от них»

Я предприниматель, у меня есть рекламное агентство в России, онлайн-школа IT-профессий в Индии и образовательная платформа на Филиппинах и в Индонезии.

В моем бизнесе структурность критически важна, но сам я абсолютно не структурный человек, люблю хаос и разрушение. Конечно, несколько раз я пробовал спланировать бюджет, но из этого ничего не выходило. Я всегда трачу ровно столько, сколько зарабатываю, поэтому решил для себя, что моя тема — это играть по-крупному. Доведу капитализацию своих бизнесов в течение пяти лет до двух миллиардов долларов и постараюсь инвестировать сумму, полученную после продажи, в проект доступного образования для детей в Юго-Восточной Азии.

При этом со мной работают очень структурированные люди, способные приземлять мой креатив и хаос в планирование и оцифрованные гипотезы, за что им большой респект. У нас в команде распределены роли именно так, что каждый дает бизнесу то, в чем он по-настоящему силен. Моя задача — это разрушать процессы там, где они несовершенны, и давать helicopter view. «А что бы вы делали, если бы нам нужно было вырасти в 20 раз?», «А представь, что завтра у тебя уйдут все сотрудники, сможешь ли ты обеспечить непрерывность работы теми процессами, которые у тебя есть?», «А что если на рынок зайдет игрок с миллиардом на счету, ты выстроил барьеры для него?» — вот такие вопросы я задаю команде, чтобы челленджить их восприятие.

Единственное, что я сам структурирую, — список целей на год. Параллельно у меня еще есть список на пять лет. Каждый год прописываю цели, а рядом с ними фиксирую качества, которыми я должен обладать, чтобы их достигнуть. По утрам по привычке проговариваю список этих качеств.

Моя интересная особенность в том, что я ставлю очень большие цели и выполняю к концу года только 15–20% от них. Это меня совсем не демотивирует, и я не планирую ставить их меньше в следующем году.

Думаю, сколько целей ни остались бы нетронутыми под конец года — стоит считать успехом, что ты жив, здоров и находишься в безопасности. Большинству жителей планеты недоступны и такие радости.

Списки дают верное направление: даже если ты не выполняешь больше половины дел из списка, это отличный компас, с которым ты можешь сверяться, чтобы не терять фокус. Это морковка, которая висит спереди и которую ты преследуешь.

Составляя NY’s resolutions (новогодние обещания. — Прим. ред.), я всё делю на шесть категорий:

  1. Деньги.
  2. Здоровье.
  3. Отношения с людьми.
  4. Духовное развитие.
  5. Психическое развитие.
  6. Добрые дела (благотворительность).

На 2022 год, например, пообещал себе записать рэп-альбом, похудеть, продвинуться в терапии и медитации на следующие несколько уровней, показать большой рост на азиатском рынке и стать известным в Юго-Восточной Азии, получить второй дан в игре го.

В плане финансов всегда замахиваюсь на огромные цели. Сейчас, на 2022 год, они сформировались следующим образом: поднять раунд по оценке минимум 50 миллионов в Индии и столько же в ЮВА и вырастить совокупную выручку до 15 миллионов долларов.

Я считаю, что важные аспекты любых целей — их измеримость и публичное заявление о них. Думаю, что цели на год нужны абсолютно всем людям — жить без цели ужасно скучно.

Новогодние обещания: зачем ставить большие цели на год и как это делают разные люди

Марина Рунович: «Подумать над чем-то на 2022-й прямо сейчас просто нет сил»

У меня несколько источников дохода: основная работа (руковожу небольшим отделом в PR-агентстве), свое агентство и пара постоянных клиентов на фрилансе. Из-за этого мой рабочий день начинается в 10–11 утра, а продолжаться может до упора. Сейчас я стараюсь не заканчивать позже 21:00, но еще год назад могла работать до двух-четырех часов ночи.

Структурность в работе пиарщика крайне важна. Я могу записывать в план дня даже то, что может казаться странным для случайного человека: например, «поблагодарить такого-то», «поздравить с днем рождения такого-то». Возможно, это не звучит нормально, но как иначе, если налаженные отношения — тоже часть моего ежедневного труда. Не хочу весь день беспокоиться о том, что забыла поздравить со свадьбой важного спикера.

Бóльшую часть моего дня занимает работа, поэтому основной планинг я веду в сервисе, которым пользуюсь для рабочих задач, — это Teamcheck. Спокойно составляю список дел на день или на ближайшие два-три дня, иду по нему и успешно закрываю выполненные пункты. Это помогает не хранить в голове множество мелких личных или трудовых нюансов: ответить по почте тому-то, оплатить счет такой-то и т. д.

Долгосрочное планирование или расчет бюджета мне при этом совершенно не удается. Мне тяжело мыслить стратегически и смотреть на свою жизнь как на некий продолженный во времени проект.

Книги о менеджменте и эффективном распределении ресурсов вызывают у меня жуткую аллергию. Не хочется, чтобы кто-то учил меня жить мою жизнь.

Так что я пока в поиске личной системы долгосрочного планирования. Например, в прошлом году под Новый год я составила себе список целей на 2021-й. Составить этот список мне предложила подруга. Мы делали его скорее друг для друга в интерактивном формате: одно обещание — она, одно — я и т. д. То есть я, наверное, не восприняла это как что-то серьезное.

Уже наступает 2022-й, а я сверялась с тем списком всего один раз. С другой стороны, такие цели — хороший способ вспомнить себя годовалой давности: если я открою свой список, то увижу, кем была, чем жила и чего хотела год назад. С 2019 годом мне, например, никогда не представится такой возможности. Поэтому думаю продолжать писать списки на год. Рационально я понимаю ценность планирования и вижу результаты моих друзей, которые привыкли строить долгосрочные планы. К примеру, моя подруга из абсолютно гуманитарной среды поставила себе цель за год научиться программировать и попасть в одну из топовых IT-компаний. Благодаря грамотному распределению времени у нее всё получилось.

Мой прошлогодний список напоминал список долгосрочных дел: сдать на права, сделать ремонт в квартире, вылечить зубы… Пожалуй, превращение целей в задачи стало главным провалом. Мне стоило добавить в список какой-то интересный челлендж — например, научиться танцевать фокстрот или реставрировать мебель, чтобы планы не превратились в очередной список рутины, а больше походили на вполне осуществимые мечты. Правда, в паре пунктов я всё же рискнула позволить себе помечтать: например, загадала, что отмечу новый, 2022-й на Бали или еще где-то в тепле. Увы, для этой цели я так ничего и не сделала, так что буду праздновать в родных Люберцах.

Все 11 моих целей цели на 2021 год укладывались в четыре категории: здоровье, деньги, отношения и отдых.

Несмотря на то, что в список я не заглядывала, мне удалось выполнить пять пунктов: исправно ходить в спортзал, определиться, хочу ли я продолжать отношения с парнем, сделать ремонт, поставить пломбы и заработать первые деньги в своем digital-агентстве.

А вот научиться инвестировать, накопить подушку безопасности, сделать лазерную коррекцию зрения, пойти в автошколу и отправить маму к психологу так и не удалось.

В 2021-м нам в агентстве удалось заработать первый миллион. Для меня и партнеров это довольно знаковая цифра. И большое достижение, хотя в рамках агентского бизнеса сумма крошечная. В целом мои доходы выросли где-то на 15–20% благодаря повышению на работе и новым проектам. Смешно, что рост дохода в 2021-м я специально себе не планировала. Впрочем, с учетом инфляции он почти незаметен. Я бы даже сказала, что из-за трат на ремонт и сопутствующих долгов стала жить несколько хуже.

Не думаю, что что-то получилось благодаря спискам. Они скорее помогли оставить в нужном месте всё важное, что я и так должна была выполнить. Хотя сейчас я понимаю, что не выполнила ничего из якобы «неважных» вещей. Жаль. На 2022-й обязательно снова запланирую что-то про это.

Важный пункт списка на следующий год — определиться, продолжу ли я работать в найме или буду развивать свой небольшой бизнес. Пока что этот вопрос висит в воздухе.

Подумать над чем-то еще на 2022-й прямо сейчас просто нет сил: кажется, я смогу составить новый список только на январских каникулах, когда работа чуть-чуть отступит.

На мой взгляд, списки делать надо — в первую очередь для того, чтобы запоминать себя в разные года и в разных состояниях. Во вторую — чтобы что-то из новогодних обещаний было где-то перед глазами. Думаю, моей ошибкой стало то, что в список я почти год не заглядывала. Возможно, тогда мне удалось бы сделать больше. С другой стороны, приятно открыть записку от себя из прошлого и увидеть, что ты, даже не подсматривая в resolutions, всё равно чего-то достигла.

Новогодние обещания: зачем ставить большие цели на год и как это делают разные люди

Вера Саяпина: «Списки хочу делать о максимально бытовых вещах»

Я учусь на филологическом факультете в Вышке. Работаю в свободное от пар время, поэтому доход очень рассредоточен: занимаюсь с детьми-дислексиками в проекте «Лаборатория чтения», готовлю старшеклассников к ЕГЭ в кружке при своем храме, работаю лаборантом и ассистентом преподавателя у себя в университете, преподаю русский язык частным образом и с недавнего времени пишу статьи для портала «Милосердие». За всё вместе у меня выходит сумма от 50 тысяч в месяц.

Если есть необходимость, могу взять много уроков и заработать сильно больше. Но я сама учусь, и такое случается нечасто. В принципе сейчас ни от чего не хочу отказываться — я работаю с маленькими детьми, с детьми с трудностями, со старшеклассниками и со студентами. Всё это мне пригодится, так как планирую и дальше заниматься преподавательской деятельностью.

Когда у меня набралось достаточно работы, я стала следить за расписанием и структурировать его. Мне понравилось всё записывать и наблюдать, как удивительным образом времени становится больше, когда у тебя много дел и ты умеешь их правильно спланировать. Я вписываю дела в обычный бумажный календарь. Прописываю не только работу, четко привязанную ко времени, как созвоны и уроки, но и то, что будет этим вечером, например «надо начать писать курсовую».

Раньше я пробовала составлять NY’s resolutions, но сейчас мне кажется, что записывала туда всякие мелочи: прочитать определенные книжки, послушать лекции, съездить в какие-то конкретные города.

Сейчас это кажется мне очень наивным — а если у меня не будет желания читать эти книги? или всё сложится так, что ехать будет удобнее не в запланированное место, а в другое? Я спонтанна сама по себе, и такие планирования всегда заканчивались очень грустно — никогда даже не начинала список. В итоге чувствовала вину, хотя я сама загоняла себя в такую ловушку.

В общем, я пришла к выводу, что списки хочу делать о максимально бытовых вещах: это путь к внешнему благополучию, который легче проходить, если есть пошаговый план действий. Я могу не захотеть осуществить запланированный прыжок с парашютом, но точно захочу когда-то жить в своей квартире и содержать своих детей. И к этому надо постепенно начинать идти уже сейчас.

На 2022 год я запланировала, например, отложить 150 тысяч рублей на будущее жилье. Это объективно совсем не сложно, и, возможно, я выполню этот пункт за первую половину года.

Честно говоря, я рассчитываю, что привыкну к такому темпу и продолжу откладывать после того, как накоплю сумму, таким образом превышу ее в два раза. Потом хотелось бы поднять доход с базовых 50 до 70–80 тысяч рублей. И не за счет увеличения часов работы (так у меня уже не останется времени посещать университет и спать), а за счет повышения стоимости своих услуг. Еще моя важная установка-цель — не перегружаться и никогда не романтизировать переработку, хорошо отдыхать и грамотно планировать время.

В список на 2022 год я также внесла получение водительских прав к июлю, к июлю — чтобы не вспомнить об этом пункте в октябре и забить; записала покупку недорогой машины. Это поможет мне улучшить мобильность и лучше перемещаться между работами. Думаю, машина сэкономит мне время. На 2022 год записала волонтерство, давно хотела попробовать, но не успевала. В идеале оно будет сопряжено с работой с детьми с особенностями — потому что у меня есть карьерные мысли на этот счет и волонтерство поможет определиться, стоит ли идти в ту сторону.

Я не хочу в конце года смотреть на список «крутых» целей, которых я не достигла, так что выбираю позитивный путь из легких пунктов.

Они все мне понятны, все могут быть достигнуты без сверхусилий, а если я буду двигаться правильно, то, скорее всего, сделаю еще и намного больше, чем запланировала. Медленно, но верно.

Впервые в жизни я подхожу к новому году без вопросов. Я очень жду его наступления и готова осуществлять свои цели. Я запланировала мало, но все вещи достаточно серьезные, то есть придется хорошо постараться.

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Фото: iStock