Оскар Хартманн о жизни, бизнесе и игре на аккордеоне

Интервью с молодым бизнесменом

667

Даже если вы не знаете Оскара Хартманна, вы, скорее всего, знаете его компании KupiVip или CarPrice. 33-летний Оскар владеет более чем 20 проектами, общий оборот которых составляет около одного миллиарда долларов. Мы поговорили с молодым бизнесменом и узнали, что помогло ему добиться успеха.

Самостоятельный ребенок

Как утверждают психологи, своей картой жизни мы обязаны детству. Не стоит думать, что она гарантирует успехи или оправдывает провалы — все в наших руках. Просто в детстве формируется характер.

Оскар Хартманн вырос в многодетной семье. Мама — учительница, папа — инженер в крупной компании. «У меня два брата и сестра, — рассказывает Хартманн. — Родители никогда не давили на нас гиперопекой. С нами не делали домашние задания, нас не водили „за ручку“. Видимо, так мне привили самостоятельность и умение нести ответственность за свои действия».

Когда Оскару было 9, семья переехала из Казахстана в Германию.

Для немцев мы были такими же беженцами, как сейчас сирийцы, — вспоминает Оскар. — Моя бабушка повторяла: «Для того чтобы быть здесь средним, ты должен быть лучшим».
В 12 лет Оскар разносил газеты. «Сначала я разносил одну газету по одному району, потом понял, что можно разносить несколько газет, раз уж я все равно тут хожу, затем я стал продавать подписки на разные издания, — говорит Хартманн. — И это была не единственная статья дохода. Раз в год немцы проводят „День большого мусора“, когда каждая семья выставляет перед домом ненужный им хлам. Там часто были не новые, но работающие вещи. По идее, все это должны были забирать мусоровозы, но беженцы успевали утащить все задолго до их приезда. Я забирал сломанные машинки на радиоуправлении, собирал из трех одну работающую и продавал. Был ли тут заработок? Да. Могу ли я назвать это предпринимательством? Нет».
В 17 Оскар Хартманн уехал из Германии в США. «Для меня поездка в США была частью образования. Нужно было пожить в другой „клетке“, чтобы понять, что все ограничения иллюзорны и мир можно менять», — объясняет предприниматель.

Из США он привез идею своего первого интернет-магазина. В Америке все активно покупали добавки для спортивного питания, в Германии этого не было. Оскар создал интернет-магазин, где кроме спортивного питания вскоре стал торговать поясами для похудения и другими популярными товарами.

Ловушка возможностей

Оскар окончил школу управления WHU (Германия) по специальности «Международная экономика» и программу МВА в University of Hawaii (США). «В WHU я был лучшим студентом, а лучшим университет предлагал стажировки в самых крупных и успешных компаниях, — рассказывает Хартманн. — И тут я попал в эту ловушку. С одной стороны, я уже тогда знал, что хочу работать на себя. С другой, когда тебе предлагают уникальную возможность, нечто, недоступное другим, есть соблазн этим воспользоваться.

Свою работу в Boston Consulting Group (с 2006 по 2008. — Прим. автора) я воспринимаю как еще одну ступень обучения. Там очень быстро учишься ориентироваться на разных рынках. Но корпоративная карьера — это не мое. Чем больше структура, тем меньше пространства для самостоятельности».

После некоторых размышлений молодой бизнесмен выбрал своим местом жительства Россию — менять к лучшему первую Родину ему показалось наиболее перспективным. Первым проектом, принесшим Хартманну громкий успех, стал интернет-магазин одежды KupiVip. «KupiVip — это не про ту одежду, которой просто наготу прикрыть, говорит он. — Это одежда, которая позволяет составить личный образ, рассказать что-то миру о себе».

С момента основания в 2008 году интернет-магазин брендовой одежды, обуви и аксессуаров KupiVip смог привлечь инвестиций более чем на $ 100 млн.

Разные интересы

До BCG — с 2004 по 2006 гг. — Оскар Хартманн успел поработать в BMW — занимался организацией сбыта б/у автомобилей. По словам Хартманна, его автомобильные онлайн-проекты для российского рынка — CarPrice и CarFix — с этим опытом работы напрямую не связаны. «Мировой рынок музыки — около 20 млрд долларов, рынок б/у автомобилей только в России — 60 млрд долларов, — размышляет Оскар. — Но о шоу-бизнесе мечтают миллионы, а заниматься оптимизацией продаж подержанных автомобилей хотят единицы».

В запуск онлайн-аукциона подержанных автомобилей CarPrice в 2014 году Хартманн вложил несколько миллионов долларов, затем привлек еще $ 40 млн от группы инвесторов во главе с фондом Baring Vostok. По словам бизнесмена, компания должна выйти на прибыльность в 2017 году.

Вложения в запуск CarFix (проект 2016 года) — российский сервис ремонта автомобилей по фиксированным тарифам — составили 1 млн евро. «За месяц работы CarFix заключил соглашения уже с 200 сервисными центрами Москвы, — довольно замечает Оскар. — Точные планы по развитию партнерской сети пока не раскрываем, но в ближайшее время она охватит всю Москву и Подмосковье и будет сегментирована на сервисы классов „эконом“, „стандарт“ и „комфорт“.

Самые сложные стартапы связаны с вершиной пирамиды потребностей Маслоу — они „заточены“ на притязания человека на свободу и самореализацию. Для меня пример такого бизнеса — компания Activo, краудфандинговая онлайн-площадка для инвестиций в объекты коммерческой недвижимости, появившаяся в 2015 году. Это инструмент для получения прибыли, которая поможет стать свободнее».

Отношение к неудачам

Несмотря на то что аналитики с завидной периодичностью пророчат начинаниям Хартманна провалы, сам Оскар неудач не боится. «Неудачи полезны, — констатирует бизнесмен. — Когда у человека все получается, он неосознанно надевает на себя корону и появляются опасные мысли о своей неуязвимости и безошибочности. А это приводит к ошибкам. Зато опыт неудачи и последующих попыток сделать что-то лучше и правильней — бесценен. Чаще всего срабатывают простые стартапы, то есть те, которые удовлетворяют базовые потребности человека.

Кто-то может прочитать эту статью и решить, что у меня все получилось потому, что жил в разных странах, учился в Германии и т. д., и подумать, что если у него не так, то и незачем пытаться что-то делать, — делится сомнениями Оскар Хартманн. — А все зависит не от внешних обстоятельств, а от человека».
Нужно учиться мыслить как успешные люди, пытаться понять их логику. Уверен, чем бы ни занялся Арнольд Шварценеггер — хоть танцами, хоть продажей хлеба, — он будет успешен. У него логика действий успешного человека.

О сути успеха

По словам Хартманна, важная составляющая успеха — это тренировка мозга, как бы странно это ни звучало. «Недавние исследования выяснили, что постоянное пользование навигатором заставляет атрофироваться те клетки мозга, которые отвечают за пространственное мышление, — рассказывает бизнесмен. — Следствием этого является замедление процесса обучаемости, например. Мозг должен постоянно работать. До некоторого времени я не понимал, зачем люди слушают музыку, почему ей уделяют такое внимание. Теперь учусь играть на аккордеоне. И понимаю, что на занятиях мозг задействован совсем по-другому.

Хорошие идеи приходят не тогда, когда их изобретаешь усилием воли, а внезапно, как раз в те моменты, когда работают какие-то другие разделы мозга.

Очень просто в роли успешного бизнесмена выйти к микрофону и сказать несколько слов. Но это не развивает. Развивает, когда ты делаешь на публике то, в чем не очень уверен. Для меня таким экзаменом стало выступление с музыкальным номером на дне рождения супруги. Надо делать то, что сложно, то, что немногие могут».

Беседовала Мила Кретова