8 900

От стажера до заместителя директора: как добиться повышения по службе

Советы, которые помогут забраться по карьерной лестнице повыше

Начальниками не рождаются — начальниками становятся! Здорово, если вы хотите развиваться и со временем вырасти в должности, занять руководящий пост в своей компании. Давайте разберемся, что для этого нужно.

Каким вообще может быть карьерный рост

Карьерный рост бывает:

1. Горизонтальным — когда вы развиваете свои компетенции как специалиста не переходя на новые должности, но получая более интересные заказы, больше клиентов и ваша зарплата растет.

2. Вертикальным, с движением вверх по карьерной лестнице — от стартовых позиций до руководящих постов.

Горизонтальный карьерный рост в том или ином виде возможен в большинстве организаций. Однако если вы рассчитываете на вертикальное продвижение, стоит узнать, возможно ли это в вашей компании. Если вы работаете в ней уже давно, понаблюдайте за тем, как складывается карьера коллег, пообщайтесь о своих возможностях с руководством.

Если вы еще на этапе собеседования, то можно задать вопрос о таких возможностях прямо во время интервью. Полезно узнать, почему освободилось место, на которое вы претендуете. Если предыдущий сотрудник получил повышение и перешел в другой, более интересный ему проект в рамках той же компании, — это хороший знак. Бывает полезно посмотреть и отзывы о компании от тех, кто там уже работал, — в интернете.

Не стойте на месте — развивайтесь

Самое главное качество для претендента на повышение — готовность развиваться, не стоять на месте. Пословица «Под лежачий камень вода не течет» вполне справедлива. Отлично, если вы регулярно проходите курсы повышения квалификации, соглашаетесь ездить на профессиональные конференции и как слушатель, и как докладчик (если представляется такая возможность). Если ваш руководитель поощряет стремление к карьерному росту, можно обсудить с ним, каких компетенций вам не хватает и на что стоит обратить внимание.

Прокачивайте soft skills

Если вы мечтаете о должности, на которой необходимо управлять командой, важно прокачать не только профессиональные навыки, но и ряд социальных навыков — так называемых soft skills. Например, вот что ценно для эффективного руководителя:

  • Умение расставлять приоритеты. Ваш список задач будет расти, а количество часов в сутках останется прежним. Нужно очень четко знать цели и задачи компании, внутренние процессы, работоспособность и загруженность — как вашу, так и остальных членов команды, — чтобы понимать, какие задачи нужно выполнить первыми, какие можно отложить, а какие и вовсе делегировать.
  • Понимание, как работать в команде и мотивировать людей. И совершенно необязательно для этого уже кем-то управлять. Главное — научиться вовремя понимать, где вы можете справиться самостоятельно, а где разумнее будет привлечь коллег. И конечно, нужно уметь объяснить задачу так, чтобы люди поняли, зачем им участвовать в ее решении и какую пользу для общего дела это принесет.
  • Умение контролировать себя и окружающих. В принципе, если вы уже легко взаимодействуете с коллегами и умеете работать вместе с ними, разобраться с этим пунктом будет легко. В начале выполнения любой задачи имеет смысл определить контрольные точки: даты и время, когда должны быть достигнуты промежуточные результаты. Важно будет отреагировать, если вы или коллеги явно не укладываетесь в сроки. Например, попросить больше времени на выполнение или привлечь дополнительные ресурсы для решения задачи.
  • Готовность разрешать конфликты, спокойная реакция на критику. Не соглашаться друг с другом, иметь разные точки зрения — это нормально. Главное, чтобы это приносило пользу, а не перерастало в некрасивые стычки. Будущий лидер команды должен уметь выстроить диалог таким образом, чтобы в итоге прийти к конструктиву.
  • Способность брать на себя ответственность за результат. Особенно если он оказался не таким блестящим, как ожидалось. Нельзя перекладывать ответственность на коллег, пытаться любой ценой избежать выговора от руководства. Лучше самостоятельно проанализировать причины неудачи, составить план, как исправить ситуацию и не допустить ее повторения, и озвучить свои выводы и решения начальству. Это ценится гораздо выше стремления спрятать голову в песок при малейшей трудности.

Станьте «своим» человеком

Будьте открытыми к общению, относитесь к другим сотрудникам доброжелательно и с уважением. Участвуйте в общих встречах и мероприятиях. Не сплетничайте, не хитрите и не подставляйте других людей. При прочих равных солидный пост доверят «своему» человеку, с которым приятно работать и которому можно доверять.

Не пытайтесь быть незаменимым

Иначе руководство может просто не захотеть потерять исключительного специалиста, с задачами которого никто кроме него не может справиться, и не предложит вам перейти на другую должность. Соглашайтесь передавать свои знания стажерам и менее опытным коллегам, аккуратно ведите собственную «базу знаний», которую можно будет легко и быстро передать тому, кто придет на ваше место.

Проявляйте инициативу

Если вы видите, что в компании появилась вакансия, которая вас очень интересует, скажите об этом руководству. Вполне возможно, вам предложат подать резюме в отдел кадров и пройти собеседование, точно так же, как другим кандидатам, «с улицы». Спокойно отнеситесь к формальностям и следуйте им, подготовьтесь к интервью — именно оно может стать решающим моментом в вашем повышении. А если руководство готово подкрепить вашу заявку своими рекомендациями — отлично! Тогда шансы еще выше.

Как правильно поговорить о повышении

Сообщить руководству о желании получить повышение просто необходимо. И подойти к этому разговору следует с умом:

1. Не давите на жалость, не напоминайте об обещаниях «когда-то повысить», не говорите, что вам скучно на текущем месте, что работаете уже долго и считаете отсутствие повышений несправедливым. Лучше заранее задайте себе вопрос: «В чем моя ценность для компании сейчас и что я смогу улучшить, получив новое место?» Дайте начальству понять, что вы действительно ценный сотрудник и достаточно компетентный специалист. Вспомните свои достижения, инициативы и предложения, которые принесли пользу компании.

2. Правильно выбирайте место и время для разговора. Психологи не рекомендуют начинать такие беседы в первой половине дня. Лучше после обеда, когда хотя бы часть горящих задач уже выполнена и ваш собеседник менее напряжен. Что касается места, то лучше заглянуть в кабинет руководства и обсудить всё там (конечно, заранее предупредив о своем визите), чем откладывать до корпоративной вечеринки или какого-то иного неформального мероприятия. Конечно, люди на них более расслаблены, но именно поэтому совершенно не настроены решать рабочие вопросы.

3. Обязательно составьте план будущего разговора, можно даже на бумаге. Порепетируйте, если волнуетесь и знаете, что склонны в таких случаях терять мысль и запинаться.

4. Не шантажируйте собеседника уходом из компании! Сообщать о том, что вы рассматриваете возможность перехода на интересующую вас должность в другую организацию, можно только тогда, когда у вас есть реальное предложение о работе и вы на самом деле принимаете решение. Или если вы действительно готовы сразу же уволиться в случае отказа. Дело в том, что некоторые работодатели могут ответить что-то в духе «Да, понятно, удачи вам на новом месте»: тогда отыграть назад будет очень сложно, а уходить «в никуда» — это печально.

Как говорится, дорогу осилит идущий. Если вы профессионал своего дела, открыты и доброжелательны с окружающими и чувствуете в себе силы руководить коллективом и нести ответственность за результат своей работы — со временем у вас всё получится. Желаем удачи!

Редактор: Александр Шестаков
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Фото: Sergey Tinyakov / Shutterstock

Есть что сказать по теме? Пишите.

Похожие статьи