Кино и работа: кто чем занят в «Паразитах»

2 033

«Паразиты» южнокорейского режиссера Пон Чжун Хо два года назад покорили мир — «Золотая пальмовая ветвь» в Каннах и сразу четыре «Оскара». Не в последнюю очередь картина так отозвалась зрителю вечной темой: герои фильма в отчаянии ищут работу, а потом любой ценой пытаются ее удержать. Впрочем, кроме узнаваемых вещей, в южнокорейской истории есть специфический контекст.

Сколько правды в кинособеседованиях: учитесь на чужих ошибках

Сюжет

Мы знакомимся с семьей из четырех человек: стареющие родители, брат и сестра, недавно окончившие школу. Ни у кого из четверых нет постоянной работы. Герои живут в подвальной квартире, где их чуть ли не травят вместе с тараканами. Метафора вполне прозрачна: бедняки, безработные, тунеядцы объявляются обществом паразитами, вроде вредных насекомых.

Основной источник заработка семейства — склеивание коробок для пиццы, что у них получается не бог весть как хорошо. Однажды, когда представительница компании отказывается принимать брак, юноша — его зовут Ки — уговаривает ее и заодно просит взять его на работу. Но вскоре ему подворачивается возможность получше. Его друг, подрабатывающий репетитором у школьницы из очень богатого семейства Пак, везунчик: поступил в университет. Он едет учиться за границу, поэтому передает Ки свое место — через рекомендацию.

Ки не может позволить себе высшее образование в этом году, поэтому подделывает документы об обучении. Ему помогает сестра — талантливый художник и дизайнер, также без «корочки». В результате Ки начинает учить математике старшеклассницу, которая тут же в него влюбляется. На этом молодой человек не останавливается.

Заметив, что маленький сын семейства Пак рисует, Ки пристраивает свою сестру — конечно, выдавая ее за просто знакомую. Девушка быстро делает карьеру, превратившись из учительницы рисования в арт-терапевта. Далее брат и сестра находят занятие в доме родителям. Для этого приходится подставить шофера, место которого занимает отец, и старую экономку — ее сменяет мать.

Затем мы внезапно узнаем, что у старой экономки есть муж, который 20 лет прячется в подвале дома от кредиторов. Семье Пак об этом неизвестно, но несчастный из подвала «в благодарность» к ним «работает», включая лампочку на лестнице вместо датчика света. После встречи двух семей «паразитов» ситуация идет вразнос — всё приводит к кровавой трагедии.

В конце отец Ки занимает место своего предшественника в подвале, а Ки приносит клятву поступить в университет, много работать, однажды выкупить дом и освободить своего отца. Зритель догадывается, что это обещание, скорее всего, не исполнится — на обычной работе юноше придется копить такую сумму сотни лет.

5 новых сериалов про офис, работу и карьеру

Действительно ли всё так плохо?

Вообще-то экономика Южной Кореи входит в топ-10 в мире, а уровень безработицы в стране довольно низкий — всего около 4%. Однако безработица довольно сильно бьет по молодежи. В 2015-м 11% корейцев 15–29 лет были безработными. 75% в этой же выборке признаются, что хотят покинуть свою родину, которую привыкли называть «адским Чосоном» (Чосон — древнее название Кореи).

Исследователи отмечают, что в стране отношение к сотрудникам зависит от их образования. Человеку, не окончившему университет, трудно получить работу, и он подвергается дискриминации — не случайно это не дает покоя Ки. Сам он не может позволить себе поступление, а вот девочка из богатой семьи, его ученица, позже наверняка пойдет в университет.

При этом реально у корейских работодателей котируются только четыре главных вуза страны, которых на всех не хватает. Но и выпускников университетов слишком много: порой они не могут получить простую работу именно потому, что «слишком» квалифицированы.

Работают корейцы в среднем на 36 часов больше, чем жители других развитых стран. Стоит сказать, пятидневная 40-часовая рабочая неделя в Южной Корее была введена только в 2004 году (одновременно с пенсионной системой) — прежде люди официально работали 44 часа и шесть дней. И около 70% заняты в сфере услуг, как, в целом, герои фильма.

Парадоксы развитой экономики в жестком иерархическом обществе сильно затрудняют социальную мобильность в стране, особенно для молодых людей. Бедные остаются бедными, а богатые богатеют: корейцы, которые получают самые низкие зарплаты, составляют почти 40% работников.

Стоимость жизни в Южной Корее высокая — именно поэтому бедные семьи, как та, что показана в фильме, часто ютятся в полуподвальных помещениях. И затопление такой квартиры во время наводнения, которое мы видим в «Паразитах», увы, явление повсеместное. Дом семьи Пак, просторное модернистское здание, контрастирует с бытом большинства населения. Богатые люди, живущие в комфорте, просто не замечают «паразитов» на нижнем этаже.

Чем ручная печать фотографий отличается от цифровой

В кино и в жизни

Сама эта метафора — высший класс, живущий наверху под солнцем, и пролетариат, который прячется под землю, встречается в искусстве постоянно. Однако Пон Чжун Хо показывает ее с пугающим реализмом, а не в фантастических декорациях. «Паразиты» подстегнули интерес к социальным проблемам, а последующие корейские кинохиты, например «Игра в кальмара», довели их изображение до гротеска.

Кстати, вопрос о том, кто именно в фильме является «паразитами», — открытый. С одной стороны, очевидно: это семья Ки, хотя они всё же работают. С греческого слово «паразит» переводится примерно как «прихлебатель», точнее «тот, кто ест за столом хозяина» — имеется в виду бесплатно. И герои вволю едят хозяйскую пищу за их столом.

С другой стороны, сами Паки паразитируют на труде менее привилегированных слуг. И они не настоящие хозяева дома: самый старый его житель как раз экономка с мужем в подвале, ведь они служили еще первому хозяину, архитектору.

Мы мало знаем о работе главы семейства Паков. По фильму видно, что он занимает высокую должность в хай-тек-корпорации с символичным названием Another Brick. «Еще один кирпич в стене», как в песне и фильме группы Pink Floyd, — классовое неравенство, разрыв между богатыми и бедными. Это встроено в саму систему капиталистических отношений сегодняшнего мира.

Пон Чжун Хо с оптимизмом высказывался о последующей судьбе своего героя Ки. По словам режиссера, умный парень «что-нибудь придумает». А пока запертый под землей отец героя «работает» выключателем света: человек остается сведенным к простейшей функции, словно робот.

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Обложка: кадр из фильма «Паразиты»

7 причин, почему вы не можете найти работу