Подкаст «Хорошо устроились»: 2-й выпуск

Кто такой дизайнер и как им стать

11 653

Работа.ру и «Рамблер» продолжают рассказывать в своем подкасте о том, как перейти из любой профессии в диджитал-сферу, чтобы получать хорошие деньги.

Слушайте второй выпуск прямо здесь или на любой удобной для вас платформе.

Во втором выпуске ведущий Никита Некрасов вместе с директором по визуальным коммуникациям Рамблера Владиславом Тютюниковым обсудят профессию дизайнера. Вы узнаете, сколько зарабатыввают дизайнеры, в чем заключается их работа, и что нужно, чтобы попасть в профессию.

А также свою историю успеха расскажет Олеся Кетова, которая работала руководителем информационно-аналитического отдела в МЧС, но потом стала дизайнером, несколько лет жила на Пхукете, а теперь у Черного моря.

Никита Некрасов: Привет! Это «Хорошо устроились», совместный подкаст «Рамблера» и Работы.ру. Здесь мы говорим о том, как перейти в digital из любой другой сферы и начать хорошо зарабатывать. Меня зовут Никита Некрасов. Сегодня вместе со мной подкаст будет вести директор по визуальным коммуникациям Rambler Group
Владислав Тютюников. Влад, привет тебе.

Владислав Тютюников: Привет тебе, Никита. Уважаемые слушатели, тоже большой привет.

Никита Некрасов: Друзья, сегодня в нашем подкасте пойдет речь о замечательной профессии (можно работать удаленно, имея такую профессию) — это профессия дизайнера. Недаром мы пригласили к разговору такого эксперта, как Владислава. Поэтому давай не будем томить наших слушателей и поговорим о зарплатах. Скажи, пожалуйста, сколько получает дизайнер на сегодняшний день?

Владислав Тютюников: Очень большая вилка, очень большая разница в зависимости от опыта и места обитания дизайнера. Если говорить про стартовую позицию — стажер, то бывает бесплатная работа от трех до шести месяцев. Финальная, верхняя планка — это 8–10 тысяч долларов в США и Европе. Начинающий диз, которому исполняется один-два года, может зарабатывать от 20 до 70 тысяч рублей, если мы говорим про Россию. Средний диз — от 70 до 140 тысяч рублей, а опытный талантливый работящий диз от 150 до 250 тысяч рублей. Но это уже почти арт-директор. На данный момент сложилась ситуация, что в продуктовом дизайне зарплата выше, чем в конвекционном дизайне на любой позиции, где-то на 10–15%.

Никита Некрасов: Нас слушают не только в столице нашей Родины Москве и за рубежом — ты назвал зарплату в долларах, — нас слушают не только здесь и там, но еще и в регионах. Скажи, пожалуйста, насколько может отличаться зарплата московского дизайнера от регионального?

Владислав Тютюников: По сути своей, если мы будем пользоваться какими-то устаревшими данными, то она отличается где-то на 50%. Но диджитальный дизайнер на данный промежуток времени хорош тем, что способен работать удаленно. Неважно вообще, где находится дизайнер: в Челябинске, в Екатеринбурге, во Владивостоке, — если хороший добропорядочный заказчик работает с ним, то он будет платить ему по среднерыночным расценкам, которые я и сказал в своем предыдущем спиче.

Если говорить, что человек каким-то образом не знает, что такое интернет, и не знает, что такое удаленное сотрудничество с какой-то замечательной компанией, то в этом случае он будет получать 50% от зарплаты, которую получают люди в Москве или в Санкт-Петербурге. На самом деле хорошие зарплаты есть не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в таких замечательных городах, как Самара, Воронеж, Краснодар. Там существуют совершенно замечательные команды. Но по-прежнему присутствуют не вполне чистоплотные работодатели, которые, исходя из того, что они живут в каком-то городе, где зарплаты чуть меньше, они могут платить человеку не в соответствии с его талантами и умениями, а просто демпинговать на его зарплате. Люди должны знать средние зарплаты и стремиться к ним.

Никита Некрасов: Хорошо. Про зарплаты мы всё поняли и разобрались. Возможно, к теме зарплат мы вернемся, но, имея представление о том, сколько зарабатывает дизайнер в digital, хотелось бы узнать, как попасть в дизайнеры. Масса людей сейчас работает в офлайн. Ситуация с пандемией повлияла на рынок таким образом, что люди по воле судьбы начинают переходить в онлайн, в том числе и digital, но масса людей до сих пор работает в офлайне. Как человеку — продавцу в салоне мобильной связи, курьеру и людям с такой профессией перейти в digital и стать дизайнером?

Владислав Тютюников: На самом деле всё достаточно просто. Должно тянуть к прекрасному. Я встречался бесконечным количеством людей: бизнес-сфера, финансовая сфера, бухгалтеры, которые все до единого говорили мне о том, насколько скучная и абсолютно некрасивая у них работа.

Многие из людей, с которыми я говорил, очень хотели бы заняться дизайном. Основной параметр, благодаря которому человек приходит в эту специальность, в этот сегмент, — это именно желание сделать что-то красивое…

Никита Некрасов: Творить.

Владислав Тютюников: …что-то симпатичное. Безусловно, потому что творить — это некая креативная составляющая, которая способствует выходу этого прекрасного и красивого. На стартовой позиции дизайнера точно не про цифры и не прибыль. Дизайн, где бы он ни был, — это о красивом, удобном и полезном. Чуть позже, с опытом, при переходе на более высокие дизайнерские позиции в арт-дирекшен, возникает необходимость понимать, как тот дизайн, который ты делаешь, влияет на бизнес, на аудиторию того или иного продукта, на прибыльность дизайна и так далее. Но на самом раннем этапе вполне достаточно хотеть сделать что-то красивое и поделиться этим с людьми.
Никита Некрасов: Многие сейчас задумаются, действительно ли так: неужели, чтобы стать дизайнером — ты говорил о тяге к прекрасному, о красоте и о том, что надо творить, — нужно родиться с кистью в одной руке и тюбиком масляной краски в другой? Я человек, который никак не дружит ни с какими такими штуками. Я достаточно примитивно рисую на бумаге, а про всякие компьютерные программы я молчу. Действительно ли тот человек, который хочет пойти в дизайн, он должен уметь рисовать?

Владислав Тютюников: Дизайнер точно не художник. Я бы даже сказал точнее: это не только художник. А художнику на момент создания произведения абсолютно неважно, как это воспримет аудитория: он сосредоточен на визуальном отражении мысли, которой он хочет поделиться с миром. Дизайнер всецело зависит от реакции аудитории на его произведение. Собственно, реакция аудитории и определяет ценность дизайн-произведения. И чтобы эта реакция была хорошей, дизайнер в чем-то должен быть художником: должен блюсти эстетическую составляющую; в чем-то должен быть инженером — он должен ориентироваться на решение функциональных задач — и немного трендсеттером, чтобы цеплять пресыщенных пользователей или зрителей оригинальными решениями.

Надо понимать, что для того, чтобы стать художником с точки зрения дизайна, не нужно никакого художественного образования, какого-то спецобучения в художественных школах, вузах и тому подобное — вполне достаточно рисовать какие-то картинки, чтобы окружающие говорили: «О, у тебя прикольно». Неважно. Это может быть школа, может быть детский сад. Главное, чтобы для окружающих это было прикольно с визуальной точки зрения. Когда мы говорим про художника, то это не только человек, который рисует картинки на листочке, — это человек, который что-то вырезает, аппликации делает, из пластилина что-то лепит. Современное восприятие художника немного шире…

Никита Некрасов: Это то, что в английском называется artist.

Владислав Тютюников: Естественно. Тут это абсолютно неважно. Есть люди, которые руками при помощи кисти, карандаша или ножниц, с пластилином что-то делают, — они абсолютно могут быть бездарными с этой точки зрения…

Никита Некрасов: Ты просто отсек половину нашей аудитории! Ты что!

Владислав Тютюников: Я не говорю, что абсолютно все. Просто есть люди, которые пытаются что-то делать, у них что-то получается, но окружающие люди это никак не списывают. Этим людям надо уходить в классических художников. Они хотят что-то сделать, выразить какую-то мысль, и им абсолютно неважно, что скажет про это аудитория. А если он что-то делает и аудитория говорит: «Это прикольно», — это уже ближе к нам. Еще небольшая ремарка: это должно нравиться не только человеку, который это делает.

Никита Некрасов: Это очень важно. Я раскрою тебе небольшой секрет: в нашем подкасте существует виртуальный словарь. Сейчас я подхожу к виртуальной полочке, достаю наш виртуальный словарь, который не до конца еще заполнен — в нем много чистых страниц. И мы туда вписываем непонятные словечки, которые звучат в речи экспертов, с которыми я общаюсь. Я сказал artist, что в переводе с английского ‘художник’ в том смысле, в каком его описал ты, то есть это художник, который может и рисовать, и что-то делать руками…

То есть это может быть и человек, который лепит из глины, и так далее, так далее, так далее. Это мы тоже вписываем в этот словарь. У тебя прозвучала фраза «трендсеттер». Что это? Я знаю, что это такое. Но многие не знают. Что такое трендсеттер?

Владислав Тютюников: Я сейчас попробую сделать определение этого слова. Но не являюсь специалистом. Это человек, который определяет тренды для очень большой группы людей. Что такое тренды? Это некие популярные современные вещи, которые…

Никита Некрасов: Модные.

Владислав Тютюников: Да, безусловно. Определяющие моду для большой группы людей.

Никита Некрасов: Всё, понял. Хорошо. Мы с тобой хорошую затравочку дали по общей информации о дизайнерах. Давай будем нырять глубже и разбираться более структурно в том, кто такой дизайнер и чем он занимается. Расскажи, пожалуйста, в чем заключается работа дизайнера?

Владислав Тютюников: Если совсем просто, то дизайнер рисует картинки. Это совсем просто. Теперь попробуем глубже войти: что за картинки, для чего и так далее. Работа дизайнера никогда не происходит в отрыве от сотрудничества с человеком под названием «арт-директор». Это такой тандем, где арт-директор отвечает за смысл той или иной картинки, того или иного дизайна, решение задач, которые ставятся перед дизайном. И который рассказывает дизайнеру, как должен выглядеть дизайн продукта или сервиса. А вот дизайнер это всё воплощает в макете, который является картинкой, которую увидит пользователь.

Никита Некрасов: Ты сейчас всё это рассказываешь, а я вспоминаю: у меня есть знакомые дизайнеры, причем тоже с большим опытом работы. И еще тогда, когда я их спрашивал, лет 10 назад, а может, и больше. Спрашивал: «Чем ты занимаешься, дорогой друг мой?» Мне говорили: «Я дизайнер». С тех пор я жил с этим знанием. И периодически мне дизайнеры, эти знакомые, они жалуются, говорят: «О боже мой! У меня дедлайн. И заказчик начинает компостировать мозг мне: “Внеси такую правку, а здесь красный должен быть не таким красным, а более розовым”». И так далее. Действительно ли настолько вот это всё сложно? И в контексте моего вопроса, того, что я сейчас рассказал, расскажи, пожалуйста, что должен уметь вообще дизайнер? Какие хард- и софт-скиллы у него должны быть?

Владислав Тютюников: У тебя получилось два вопроса. Первая часть — это в большей степени скилл: взаимодействие с заказчиком той вещи, которой ты делаешь дизайн. Но надо признать, что существуют и оголтелые заказчики.

Никита Некрасов: Однозначно. Я к этому и клоню, что заказчики оголтелые.

Владислав Тютюников: Которые пытаются свою некомпетентность выдать за компетентность и продавить какое-то решение. Поэтому переходим ко второй части Мерлезонского балета и поговорим немножко о базовых, или технических, скиллах. К базовым скиллам — сейчас будет небольшое психологически эмоциональное отступление — относятся: чувство вкуса и стиля. Это 100%.

Никита Некрасов: Я слышу, что это твоя боль.

Владислав Тютюников: Это стопроцентно необходимое чувство для любого дизайнера, который хочет иметь успех. Тот дизайнер, который просто хочет немножко заработать денег, ему достаточно просто иметь хорошую насмотренность. То есть смотреть какие-то крутые проекты других команд, пытаться копипастить их.

Никита Некрасов: Сделать так же.

Владислав Тютюников: То есть пытаться пародировать и внедрять какие-то нюансы. Мы же не хотим советовать заниматься воровством чужой интеллектуальной собственности. Поэтому советую тем людям, которые не имеют чувства вкуса и стиля, просто копировать чужие работы, но вносить в них какую-то свою индивидуальность, чтобы это было не повтор, а какое-то развитие темы, которую кто-то начал.

Следующий пунктик — это знание основ маркетинга. Когда говорят эту фразу, всем кажется, что это страшно, никто об этом не знает. На самом деле основы маркетинга все приблизительно люди знают по рекламе, которую они видят в телевизоре или в промежутках роликов на YouTube и так далее. В которых они понимают приблизительно принципы работы рекламы.

Дальше — это психология восприятия. То есть адекватный человек прекрасно осознает, что то, что он делает — рисует, — каким образом будет восприниматься другими людьми. К сожалению у меня нет подходящего анекдота, но тем не менее. Если тебе показать рисунок котика на одном листочке и на втором показать картинку черта, ты воспримешь это совершенно по-разному.

Никита Некрасов: Конечно.

Владислав Тютюников: Хотя всё зависит еще и от стиля, благодаря которому ты нарисуешь. Иногда котиков можно нарисовать таким образом, что…

Никита Некрасов: Черти натуральные.

Владислав Тютюников: ...медленно и печально погрузишься в депрессию. А чертика очень веселым. Это тоже немаловажная штука — умение использовать стили. И вот психология восприятия — это фактически знание, как будут люди воспринимать ту картинку, которую ты будешь рисовать. У психологии восприятия есть подпунктик под названием «психология потребителя». Это не просто когда ты показываешь картинку кому-то и тебе говорят, нравится / не нравится. А это тот самый случай, когда ты кому-то показываешь, а человек тебе говорит, купит ли он или не купит.

Никита Некрасов: Это история про то, как если хочешь поймать преступника, ты должен думать как преступник.

Владислав Тютюников: Естественно.

Никита Некрасов: Это из этой серии.

Владислав Тютюников: Это немаловажная штука — знание основ маркетинга, психология восприятия, психология потребителя. Это знание тех людей, которые будут смотреть на то, что ты делаешь. Это мы говорили про базовые скиллы.

Никита Некрасов: Это про хард-скиллы.

Владислав Тютюников: Для того чтобы получить эти знания, нужно реально день-два.

Никита Некрасов: О как.

Владислав Тютюников: То есть это какие-то небольшие статейки, но в общем базис будет сформирован.

Никита Некрасов: Здорово! Это суперинформация для наших слушателей! Ты сейчас рассказывал-рассказывал, у меня брови ниже, ниже, ниже, ниже. И так я понимаю, это ж надо несколькими специалистами быть, чтобы прийти в дизайн. А тут, оказывается, всё быстренько можно сделать. Это приятно.

Владислав Тютюников: Безусловно. Я даже и не пытаюсь у людей каким-то образом усложнить их путь в дизайн. Я пытаюсь им просто разложить. Скажем так: есть две штанги, в правой и левой руке. Они весом по 500 граммов. Такие небольшие, миниатюрные штанги. Они состоят из грифа и кучи-кучи различных блинов. Я пытаюсь эти блины просто развинтить и показать, что на самом деле это достаточно легкие штанги.

Никита Некрасов: Не пугайтесь, уважаемые слушатели, мы потом обратно всё на место поставим, завинтим. Всё будет хорошо.

Владислав Тютюников: Помимо базовых скиллов, которые осваиваются очень быстро, существуют так называемые технические скиллы. Их не очень большое количество. Но тем не менее. Необходимо знать программы обработки графики. Существуют растровая, векторная графика. В основном это продукты компании Adobe и программы для проектирования интерфейсов — это Figma, Sketch и так далее. Это для тех людей, которые хотят себя посвятить продуктовому дизайну.

Совершенно не обязательно обладать всеми техническими скиллами, которые я сейчас сказал, одновременно. Достаточно изучить какой-то один технический скилл и благополучно, по моему опыту и опыту окружающих, жить там лет 10 на одном скилле. Но если вы хотите иметь более широкий спектр приложений от своих умений, то постепенно надо осваивать каждый из этих скиллов, пробовать.

Никита Некрасов: Конечно, люди должны развиваться.

Владислав Тютюников: Да. Существующая парадигма развития дизайна и вообще дизайнеров говорит о том, что универсальный дизайнер — наиболее востребованный дизайнер. Наиболее востребованный дизайнер получает в два раза больше, чем узкоспециализированный товарищ. Особенно в условиях, когда всё переходит постепенно в автоматический режим. В этом случае универсальный дизайнер становится не просто человеком, который обычно какие-то технические вещи делает, но и привносит из различных спектров дизайна какие-то умения, какие-то навыки, чтобы увеличить свою креативную стоимость.

Никита Некрасов: Ты упомянул Photoshop. На самом деле этот зверь мне, допустим, как человеку вообще криворучке. Я человек-криворучка. Я тебе говорил уже, что я на бумаге не особо умею рисовать. Для меня это вот Adobe и так далее и эта вся братия «адобовская» — это вообще дремучий лес. Если я только в Paint умею кружки с квадратиками чертить, я сгожусь в дизайнеры? Вот так коротенечко.

Владислав Тютюников: Безусловно. Вообще, человек, который рисует очень красивые кружки, — это один из бесценных людей в нашей области. Вопрос заключается в том, насколько…

Никита Некрасов: Я не потерян для общества.

Владислав Тютюников: Конечно. Но помимо этого, вообще, эти программные продукты, которые я употребил, они очень мощные. Там очень большое количество возможностей. Мой поход в эту индустрию начался с установки Photoshop, безусловно, и попытки закрыть глаза одной девушке.

Никита Некрасов: О, ничего себе! Это просто неосуществимая задача.

Владислав Тютюников: Нет. Это осуществимая задача. Там существует инструментарий. Я не буду сейчас загружать техническими деталями.

Никита Некрасов: Не надо.

Владислав Тютюников: Я просто скажу так, что на 1996 год там уже был инструмент, благодаря которому я немножко коряво, но закрыл глаза девушке.
Спустя уже 25 лет, больше даже 25 лет, адобовские продукты значительно ушли вперед по своим возможностям и могут делать очень большой спектр различных вещей. И кстати, не только в дизайне. То есть широкие возможности. А я, например, за 25 лет знаю только 20% возможностей. Надо не пугаться и понимать, что все возможности невозможно узнать.

Никита Некрасов: То есть это прямая противоположность песне Димы Билана «Всё невозможное возможно».

Владислав Тютюников: Естественно. Здесь как сказать... «Атом неисчерпаем» — сказали еще в начале прошлого века. Сейчас мы копаем еще глубже и глубже. Так вот, для того чтобы изучить те базовые вещи, которые есть в том или ином программном обеспечении в программах для дизайнеров, не нужно проходить какие-то невероятные курсы, платить большие, баснословные деньги…

Никита Некрасов: Об этом чуть-чуть попозже мы с тобой поговорим.

Владислав Тютюников: Главное — просто хотеть. Я думаю, пары-тройки дней, а то, может быть, для особых «тугоумов»…

Никита Некрасов: И ночей.

Владислав Тютюников: Да. Недельку. И вы будете иметь уже возможность делать какие-то простейшие дизайнерские вещи.

Никита Некрасов: Класс.

Владислав Тютюников: Итого, суммарно, если говорить про базисные и технические скиллы, то у человека уйдет для самостоятельного изучения полторы недели.

Никита Некрасов: Класс. Это великолепная информация, просто великолепная.

Владислав Тютюников: Я сейчас попробую немножко, скажем так, подпортить отношения с некоторыми обучающими компаниями.

Никита Некрасов: Правильно. Давай.

Владислав Тютюников: Не с лучшими, а именно с худшими, которые дают курсы обучения Photoshop на три месяца, сдирают невероятные деньги. На самом деле оттуда выходят совершенно…

Никита Некрасов: Сейчас мы выведем на чистую воду.

Владислав Тютюников: Талант дизайнера определяется, по моему мнению, один из пунктиков этого определения — сможет ли дизайнер получить базовые технические скиллы за полторы недели самостоятельно. Если может, значит, будет толк.

Никита Некрасов: Всё ясно, хорошо. Я думаю, что я уже ознакомился со структурой нашего подкаста. У нас в каждом подкасте, помимо того что я общаюсь с тобой в данной ситуации и вообще в принципе общаюсь с людьми заслуженными в своей сфере, мы разбираем истории успеха обычного человека. И на этом примере показываем, что действительно всё возможно. Вот это как раз возвращаясь к песне Димы Билана «Всё невозможное возможно».

Давай сейчас послушаем историю успеха. Я записал историю успеха с барышней по имени Алеся Кетова. Она работала в МЧС руководителем информационно-аналитического отдела. А теперь занимается дизайном. И полностью перешла на удаленку. Несколько лет жила с семьей на Пхукете. Теперь у Черного моря живет. В общем, у Черного моря она вместе с мужем открыла бизнес и делает сайты на заказ. Давай, Влад, вместе послушаем эту историю, а потом ее разберем и ты ответишь на несколько интересующих меня вопросов. Погнали?

Владислав Тютюников: Да, давай, Никита.

Никита Некрасов: История успеха.

Алеся Кетова: До перехода в сферу digital я работала в Северо-Западном региональном поисково-спасательном отряде МЧС России и руководила там информационно-аналитической службой. Функции в основном были пиар, работа с детьми, пропаганда безопасного образа жизни и какие-то аналитические отчеты. Со мной случилась беременность и декрет. Я оказалась дома. У меня оказалась куча свободного времени. Мне всегда нравилась и интересовала тема создания сайтов. Я еще до работы в МЧС, во время учебы в институте этим интересовалась, пыталась верстать. Когда время появилось свободное, подхлестнуло этим заняться.

Такой интересный момент. Дело в том, что в декрет вместе со мной ушел мой муж. У нас одновременно получилось. Он уволился со своего места работы. Он тоже работал аналитиком, но в другой сфере. Ему надоело. И мы остались вдвоем. Он начал делать свой собственный сайт. Я начала ему помогать, и постепенно каким-то образом у нас образовались другие заказы на сайты. Он вообще программист. И постепенно вот такая наша компания выросла до нескольких человек. В команду пришли еще несколько человек, и мы начали этим заниматься уже на более профессиональном уровне.

Я жила в Санкт-Петербурге, до работы нужно было добираться два часа. Рано вставать. Я сова. Бесконечно этот транспорт, серость. В общем, захотелось свободы. При переходе в digital в деньгах я выиграла.

Сейчас мы работаем командой. У нас есть программисты, верстальщики, есть менеджер, у которого талант к поиску заказов и решению всех финансовых вопросов. Появляется проект. Проект нужно сначала обработать с точки зрения дизайна, потом он идет в верстку, потом идет к программисту, и так вот постепенно-постепенно. Сначала, конечно, обсуждение проекта происходит всей командой. Рисуется скелет сайта, а потом уже с точки зрения дизайна на этот скелет всё вешается дальше.

У меня нет типичного рабочего дня. Вообще у человека, работающего на удаленке, типичного рабочего дня быть не может, мне кажется. Конечно, удаленная работа предполагает свободу, дает возможность прокрастинировать и решать какие-то дела в течение дня. Я, например, сама выбираю, сколько часов в день я работаю, в какое именно время. Мне это очень важно, потому что у меня двое детей: один уже школьник, который на домашнем обучении находится, ему приходится помогать; другой — совсем-совсем маленький, двухмесячный. Поэтому свобода в этом плане очень важна.

Я не могу сказать, что у меня четкий распорядок дня. Я работаю тогда, когда мне удобно. Самое главное — успевать по срокам делать проект.

Прежний опыт работы в МЧС, конечно же, помогает в некотором роде. Мне кажется, любой опыт работы встраивается уже в твою личность и дает тебе определенные ресурсы для дальнейшей работы. Любой опыт нужен и важен. Я очень любила свою работу в МЧС, это очень важная часть жизни для меня. И люди там совершенно замечательные. Но приходит какой-то такой момент, когда нужно как-то поменяться, адаптироваться к новым обстоятельствам в жизни.

Я не могу сказать, что я жалею, что ушла из прежней профессии. Текущая профессия мне нравится не меньше.

Про «зарабатывает» — это очень сложный вопрос, потому что разные дизайнеры по-разному себя оценивают. И еще это очень сильно зависит от проекта, который берет человек. Стоимость проекта обсуждается обычно на начальных этапах работы с заказчиком. Это может быть какая-то конкретная стоимость проекта, может быть почасовая оплата. Очень многие дизайнеры работают по часам. Ты оцениваешь свой час работы в определенную сумму и дальше уже считаешь, сколько времени ты отработал. Еще очень многое зависит от того, где именно работает дизайнер: либо московский дизайнер, либо где-то на периферии. Разные совершенно могут быть варианты. Но на хлеб с маслом обязательно должно хватать.

Никита Некрасов: Вот, Влад, мы с тобой послушали историю успеха Алеси и узнали о том пути, который она прошла, от МЧС до дизайна, что она сейчас делает. Как ты оцениваешь эту историю? Действительно ли она типична?

Владислав Тютюников: Как ни странно прозвучит, на самом деле типична и реалистична. Я знаю с десяток менеджеров, работающих абсолютно неважно в какой области, которые ушли в дизайнеры. Это какой-то зов души: когда человек работает на позиции, который не видит реальной отдачи за свои труды, реальной человеческой отдачи, то он пытается найти сферу применения, где его каким-то образом оценят, каким-то образом поймут, зачем он ту или иную вещь делает. Дизайн — это последнее прибежище негодяя, в который человек может ломануться и реально делать что-то полезное и при этом получить оценку со стороны очень большого количества окружающих людей.

Никита Некрасов: Скажи, пожалуйста, такой вопрос. Как мне кажется, это один из самых главных вопросов. Алеся говорила, что ее дизайн интересовал, что она раньше когда-то что-то там пыталась, ковырялась с сайтами. Но по большому счету Алеся — самоучка. У нее никаких специализированных знаний в этой сфере не было. Насколько это рабочая схема, что человек без опыта — раз, ворвался и стал успешен в дизайне?

Владислав Тютюников: Ваше лекарство — полторы недели, о которых я сказал раньше. Чуть-чуть, немножко маркетинга, чуть-чуть психологии восприятия, пару технических скиллов — и абсолютно легко вы входите в эту сферу.

Никита Некрасов: Класс, великолепно. Друзья, записывайте. У кого есть усы — мотайте на них. В бороду тоже можно. Запоминайте совет от Влада. Потому что, насколько я понимаю, это действительно рабочая схема.

Скажи, пожалуйста, из уст Алеси прозвучала фраза «почасовая оплата». Как это работает? Распространенная ли это схема?

Никита Некрасов: Очень распространенная схема в Европе и США. На территории Российской Федерации это, к сожалению, не такая распространенная вещь.

Хотя почему «к сожалению»? Может быть, и к счастью. Существует несколько вариантов взаимодействия с дизайнером. Может быть сдельное сотрудничество, может быть повременное сотрудничество. Всё зависит от того, насколько тот или иной проект труден, важен и долгосрочен.

Если проект достаточно краткосрочный, то, скорее всего, взаимодействие с клиентом получится в рамках проектной работы, то есть когда люди еще на берегу договариваются о том, сколько будет стоить этот проект, сколько он будет делаться — месяц, два, три. Когда его сделали, получили деньги по сумме, которую рассчитали до.

Если же проект долгоиграющий — есть какая-то база, которую построил за полгода или за год, а потом необходимо постоянно усовершенствовать. Это характерная история для продуктового дизайна, когда большие команды дизайнеров работают над усовершенствованием того или иного продукта. В этом случае удобнее всего работать по часовой ставке или по «дневной» — по временной какой-то оплате. Потому что здесь очень много неизвестных в будущем, которые необходимо закрывать. Эти риски необходимо закрывать именно повременной оплатой.

Никита Некрасов: Здесь всё ясно. Такой вопрос. Я посидел эти полторы недели днями и ночами, поизучал фотошопы или какие-то еще другие программы, условно. Поизучал программы, почитал какие-то мануалы, что-то я изучил, но опыта у меня нет, вообще, в принципе, никакого. Почему спрашиваю? Потому что во всех вакансиях, естественно, указывается, что опыт от одного до трех лет. Берешь ли ты, твоя компания людей без опыта к себе на работу?

Владислав Тютюников: Всё зависит от того, что я увижу на нулевом этапе. Человек без всего, то есть даже ничего не нарисовавший в своей жизни, меня не интересует от слова «совсем». Хотя если он всё-таки сможет мне что-то нарисовать в течение одной минуты нашей первой встречи и это меня поразит, то, возможно, разговор продолжится.

Никита Некрасов: А если он тебе скажет: «У меня в голове такие картины, вы себе, Влад, не представляете, просто там вселенные встают и разрушаются».

Владислав Тютюников: Я иду иногда по улице, и смотрю на людей, и понимаю, что в голове у них у всех такие картины…

Никита Некрасов: Тебе хочется в этот момент сказать им: «Беру! Я тебя, тебя и тебя беру к себе на работу»?

Владислав Тютюников: Нет. Дизайнер — это человек, который отражает, с точки зрения визуальной концепции, некие свои мысли. Пока он не отразит, мне абсолютно без разницы, что у него в голове — с точки зрения дизайна. Просто в голове и эти мысли, написанные на бумаге, если они действительно ценные, они свидетельствуют о том, что этот человек может претендовать на другую вакансию в нашей компании — на вакансию копирайтера, то есть человека, который пишет прекрасные тексты, прекрасные слоганы. А вот дизайнеру надо уж, наверное, всё-таки нарисовать хотя бы парочку картинок.

И действительно, если я беру начинающего дизайнера или дизайнера-стажера на работу, а это происходит нередко, то мне достаточно около трех-четырех картинок, чтобы определить, у человека есть задатки, можно ли из него вырастить, применив какое-то определенное количество усилий, выдающегося парня или девушку или нет.

Что касается начинающих дизайнеров. Пусть присылают портфолио. Портфолио — это набор работ, которые человек уже воплотил. Я это смотрю. У нас за последние пять лет три стажера, которые пришли фактически на нулевой фазе, имея буквально за плечами пять-шесть работ, они устроились ко мне стажером, и все трое остались работать вместе с нашей командой.

Никита Некрасов: Хорошо, я здесь тебя понял. Давай, чтобы уже очертить этот круг для начинающего дизайнера, чтобы поставить точку в этом, у меня есть к тебе два вопроса, и они в данной ситуации будут последние.

Какие минимальные навыки необходимы, чтобы ты к себе человека взял? Куда в итоге человек может вырасти?

Владислав Тютюников: Минимальные навыки состоят из двух частей. Первая часть — коммуникационная, самая важная часть. Второе — это профессиональные навыки. Коммуникационная часть — это оценка взаимодействия данного персонажа с другими участниками команды, которая работает над дизайном. Дизайн — это очень командный вид спорта, работает достаточно большое количество людей, начиная от простых дизайнеров, кончая UX-специалистами, которые занимаются исследованием восприятия и т. д.

Коммуникационный навык позволяет любому новичку удачно влиться в коллектив, а, по сути своей, два очень хороших человека с точки зрения профессионализма могут умножить — не просто суммировать — свои возможности профессиональные, experience, навыки и т. д., если будут хорошо взаимодействовать между друг другом.

Второе — это профессиональные навыки. Как я уже сказал, достаточно сделать просто клевую картинку, связанную с сайтом, с каким-то продуктом, чтобы это действительно было круто, для того чтобы влиться в нашу команду.
Кем он выходит после того, как поработает с нами? Всегда на ступеньку как минимум выше. Если к нам пришел начальный дизайнер, он выходит от нас или поднимается на ступеньку выше, становится ведущим дизайнером. Если он нарабатывает какие-то скиллы, которые позволяют ему работать над визуальной стратегией, и у него появляются скиллы хорошего общения с внешним клиентом, то и в арт-директора.

Есть разные способы ведения карьерной лестницы внутри разных дизайн-команд на нашем рынке. Я проповедую выращивание ребят по карьерной лестнице внутри команды.

Никита Некрасов: Здесь ясно. С начальными навыками мы здесь разобрались с тобой. Давай попробуем кратко и емко рассказать всё, что касается собеседования. Условно, полторы недели мы поучились, имеем намерение стать дизайнерами, резюме написали, картинок несколько нарисовали, талант присутствует. Что делаем мы дальше? Как выбрать компанию, куда хотеть идти? Потому что действительно сложно: компаний много, выбор велик.

Владислав Тютюников: Хороший вопрос. Я сейчас поставил себя на место дизайнера — выбор действительно велик. Я даже не знаю, куда пойти, если честно. Первый совет — идти к нам. Здесь я отыгрываю свои меркантильные интересы. Идти в хорошие команды, которые наиболее близки вам по духу, — пункт номер раз. И пункт номер два — близки по тому, что они делают. Для того чтобы захотеть куда-то идти, надо смотреть не на прибыльность компании, хотя это немаловажный момент, но и надо смотреть портфолио этих дизайнерских команд, в рамках которых будет понятно: человеку нравится то, что люди делают, он хотел бы научиться такому же или нет. Если нет, то закрываем, смотрим дальше.

Как только вы выбрали три-четыре команды, в которые вы хотели бы попасть, дальше идете на собеседования, в рамках которых…

Никита Некрасов: Как к этому собеседованию готовиться?

Владислав Тютюников: Да никак не надо готовиться. Надо быть честным человеком, который не врет прежде всего себе. В собеседованиях есть всего лишь одна цель. Так как портфолио принимающая команда уже видела, говорить про портфолио что-то смысла особого не существует. Поэтому у нас остается проверять исключительно коммуникационный навык претендента, о котором мы говорили чуть раньше. Надо не забывать, что на собеседовании не только работодатель спрашивает у соискателя, но и соискатель спрашивает про работодателя. Поэтому посоветую подготовиться больше к набору вопросов, которые вы зададите работодателю. А это всё зависит от того, что вы будете считать очень важным для вас.

Никита Некрасов: Скажи, пожалуйста, допустим, я уже пришел на собеседование. Какие на собеседованиях бывают тестовые задания? Бывают ли они?

Владислав Тютюников: Бывают тестовые задания, но я стараюсь их обходить. Для чего нужны тестовые задания? Тестовые задания прежде всего важны, когда у человека есть какой-то набор навыков, которые мне необходимы, но я не вижу, насколько у него один очень важный скилл реализован.

Например, если приходят на позицию универсального дизайнера, который бы работал и в области рекламной индустрии, и в области продуктового дизайна, важен experience и там и там. Если я вижу очень хороший experience коммуникационного дизайна, рекламного дизайна, но не вижу ни одного продукта, а он должен будет закрывать, я ему даю тестовое задание по этой части. Он должен понимать, каким образом те или иные визуальные образы сочетаются с шрифтовыми, цветовыми схемами.

Ты же понимаешь, если взять 50-е года — я тогда не жил, и ты тоже, но мы все прекрасно знаем сериалы, которые сняты. Madness есть, мы помним, про рекламщиков — это теплые цвета с достаточно интересными шрифтами с засечками и т. д.

Если нужно будет какую-то сделать рекламу или продукт в стиле 50-х, то человек должен будет знать, каким образом, при помощи каких элементов он должен это сделать. Человек должен всё время насматривать и всё время тренировать, каким образом тот или иной стиль необходимо сделать, уметь делать.

Никита Некрасов: Круто. У меня это вызывает восторг, что, условно, тебе не нужно в голове держать постоянно массу информации и не должно быть у тебя в голове какой-то определенной методички, по которой ты работаешь. Нужно тебе сделать в стиле 50-х — ты идешь и смотришь сериал или идешь и гуглишь какие-то картинки, получаешь эту информацию и воплощаешь ее уже на примере своего проекта. Это очень прикольно, что не нужно создавать у себя в голове дом советов.

У меня последний к тебе вопрос. Скажи, пожалуйста, есть ли какой-то у пришедшего на собеседование к тебе или же к другому рекрутеру какой-то возрастной ценз? Это достаточно важный вопрос на сегодняшний день, потому что я знаю, что существует такая проблема. Допустим, 55 лет — всё, извини, тебе путь закрыт, сиди дома.

Владислав Тютюников: Нет, никакого возрастного ценза нет и быть не может. Талантливый человек остается талантливым человеком. Единственное, что может подкосить человека в 55 лет, — это трудолюбие. Когда возникает замечательное понятие «скоро пенсия, скоро лень», его продуктивность уменьшается чуть-чуть. Но на самом деле это редкий момент. На самом деле ценза нет.

Ценз выдумывают работодатели, которые демпингуют по ценам. Каждый молодой специалист всегда готов на более мелкие деньги, чем опытный и более старший специалист. Если вам 40 и вы наконец решили сменить сферу деятельности и пойти в дизайн — добро пожаловать. Если вам 16 и вы наконец после нашей встречи вдруг неожиданно прониклись, тоже решили — тоже добро пожаловать.

Никита Некрасов: Класс. Ты жди, жди. Смотри, сейчас к тебе все побегут. В любом случае прослушайте, друзья, наш подкаст до конца, потому что впереди масса всего интересного, и оно начинается прямо сейчас.

Влад, у меня для каждого специалиста, с которым я общаюсь внутри подкаста «Хорошо устроились», есть блиц, который я оставляю на конец подкаста. Самое интересное обязательно в конце, надо же узнать, кто убийца: садовник, привратник и т. д.

Блиц. Готов ли ты ответить на три моих вопроса быстро, коротко и емко? Эта информация будет достаточно важна для наших слушателей.

Владислав Тютюников: Как пионер — всегда готов.

Никита Некрасов: Ты держишь сейчас руку, как пионер?

Владислав Тютюников: Две руки.

Никита Некрасов: Три вопроса. Обсуждения никакого. Задаю — ты отвечаешь. Какие три сайта, ресурса или приложения ты считаешь главными для дизайнера?

Владислав Тютюников: Хороший вопрос. Так как я говорил, что самым важным является насмотренность, то посоветую четыре больших ресурса и один попсовый. Начну с попсового — это Pinterest. И четыре больших: это Behance и Dribbble — с одной стороны, со второй стороны...

Никита Некрасов: Я вообще ничего не знаю, поэтому я уверен, что это всё очень важно. Друзья, вы просто запоминайте так же, как я, а потом разберетесь.
Второй вопрос. Что сейчас самое-самое модное в digital-дизайне?

Владислав Тютюников: VR — самое модное в digital-дизайне. Но это фактически еще пока что непроторенная дорожка. Только пытаются люди с ним общаться. Если говорить про стандартные формы, по-прежнему, уже, правда, наскучило и тошнит, от флэт-дизайна.

Наконец-то в последнее время со стороны Apple и ассоциируемых с Apple дизайнеров стал просачиваться неоморфизм — стилистика. Если непонятно, то морфизм — это псевдо-3D-объекты. Этим стилем оснащалась операционная система Apple до 2014–2015 года. Теперь появляются обратно неоморфные объекты, интересные, красивенькие — не такие карамельные, как старые, но тем не менее.
Никита Некрасов: Вот здесь я прекрасно понимаю, о чем ты говоришь.

Вопрос номер три. В этой череде из трех вопросов он самый важный. Дай, пожалуйста, один главный совет начинающему дизайнеру.

Владислав Тютюников: Когда мы слушали интервью с Алесей, самое интересное и самое поразительное было в том, что они рискнули и сделали этот шаг. Я знаю очень большое количество людей, как я уже ранее говорил, многие хотят сменить свою скучную жизнедеятельность и стать творческими людьми — делать что-то полезное, что-то интересное и красивое. Но из них всего лишь 5–7% делают этот шаг перехода. Пока я еще не видел финишировавших людей, но они практически до пенсии собираются заниматься своим нелюбимым делом и каким-то образом, различным допингом гасить эту неудовлетворенность.

Я хотел бы посоветовать людям рисковать и стараться сделать то, что хочешь сделать с точки зрения своей реализации. Если тебе нравится дизайн, если тебе нравится каким-то образом делать какие-то креативные вещи, то попробуй — это раз. Номер два — не забудь потом это показать другим. И номер три — после того, как тебе сказали, что всё хорошо, не забудь показать профессионалам и всё-таки сделать шаг в эту индустрию.

Никита Некрасов: Друзья, это практический совет от нашего великолепного эксперта. Пользуйтесь на здоровье. Пользуйтесь, друзья. Спасибо тебе большое за ответы на вопросы.

А я нашим слушателям хочу сказать: если у вас, кто нас сейчас слушает, есть собственная история о том, как вы перешли из офлайна в digital, расскажите, пожалуйста, в комментариях к нашему подкасту либо в форме, которая есть по ссылке в описании. Задавайте свои вопросы по теме в комментариях. И пишите, о ком хотите послушать в следующих выпусках нашего замечательного подкаста. Тоже это всё можно сделать в комментариях.

А я хочу сказать, что это был очередной выпуск подкаста «Хорошо устроились» — совместный подкаст «Рамблера» и Работы.ру. Слушайте и подписывайтесь на нас в «Google Подкаст», «Apple Подкаст», «Яндекс.Музыка» и «ВКонтакте», чтобы не пропустить ни в коем случае следующий выпуск подкаста о digital-профессии, которой может научиться абсолютно каждый человек.

С вами, друзья, были Никита Некрасов — это я — и директор по визуальным коммуникациям Rambler Group Владислав Тютюников. Влад, спасибо тебе за такой содержательный и интересный разговор.

Владислав Тютюников: Никита, спасибо тебе, что пригласил. Было действительно очень интересно. А многоуважаемым слушателям хотелось бы пожелать, во-первых, удачи в воплощении своих мечт и не болейте — сейчас это очень важно.

Никита Некрасов: Здорово. Я присоединяюсь к словам Влада. Это очень важно. Прощаюсь с вами. До скорой встречи в подкасте «Хорошо устроились». Пока.

Владислав Тютюников: Счастливо.

Как переучиться на аналитика и найти работу в России из Греции