«Ложь необходима нам для выживания»

Как устроена работа полиграфолога и зачем проводят проверки на детекторе лжи?

880

Для некоторых из нас проверка на полиграфе или детекторе лжи — это что-то из кино. А кто-то проходил такую проверку на работе. Кто же те специалисты, которые могут определить, врет человек или нет? Кто к ним обращается? И как получить такую профессию? Обо всём этом нам рассказала полиграфолог Анастасия Глен.

Анастасия Глен – Полиграфолог из Москвы
Анастасия Глен
Полиграфолог из Москвы

Когда я говорю, что моя профессия — полиграфолог, в среднем два человека из 10 отвечают: «А, полиграфия… Вы работаете в типографии?» Реакция еще пятерых: «О, детектор лжи, видел шоу по телевизору!» — и только двое-трое из новых знакомых имеют реальное представление о моей работе, потому что сами проходили проверку на полиграфе. Затем разговор обычно сводится к двум вопросам: «Реально ли работает “шайтан-машина”?» и «Можно ли обмануть аппарат?» — «Да, работает» и «Нет, но можно попробовать — и тогда на 100 процентов провалите проверку».

Как устроен полиграф?

Полиграф — это техническое устройство, предназначенное для регистрации, наглядного отображения, а также анализа и оценки состояния человека путем одновременного измерения его физиологических показателей: дыхания, сердечно-сосудистой активности, потоотделения, артериального давления и некоторых других процессов, протекающих в организме. Прибор регистрирует психофизиологические реакции, а специалист-полиграфолог интерпретирует их. Величина реакции человека в процессе специального психофизиологического исследования (СПФИ) зависит от того, говорит ли он правду или лжет в ответ на ключевые вопросы.

Когда мы лжем, помимо нашей воли в теле происходят так называемые стереотипные изменения. Ложь необходима нам для выживания, а именно чтобы избежать угрозы, которую в том числе могут вызвать правдивые ответы. При возможной опасности мозг посылает сигналы симпатической нервной системе, которая, в свою очередь, оказывает воздействие на другие органы и системы — и если сила ее воздействия превышает порог восприятия, то в записываемом полиграфологом канале зарегистрируется реакция. Чем значимее для испытуемого стимул (вопрос), чем больше он привлекает внимания, тем сильнее активируется симпатическая нервная система и, следовательно, тем ярче отображается реакция.

Сама по себе процедура СПФИ является вероятностной и имеет ориентирующее значение, то есть 100 процентов точности не дает (ее, кстати, на сегодняшний день не дает ни одна методика). Но в зависимости от применяемых методов процент достоверности информации, получаемой при тестировании на полиграфе, может достигать порядка 93–95 процентов.

«Ложь необходима нам для выживания»

О пути в профессию

Более 15 лет я была занята в области управления персоналом (специализация — «подбор персонала»), была директором по персоналу, работала в кадровом (внешнем) консалтинге и во внутреннем HR. В определенный момент у меня произошло профессиональное выгорание, и я начала искать смежную или даже новую для себя сферу, где могла бы применить имеющийся опыт и знания.

Так случилось, что в очередной отпуск я поехала в гости к родне в другой регион РФ, и как-то один из родственников, на тот момент возглавлявший службу внутренней безопасности в крупном холдинге, буквально взахлеб стал рассказывать о том, как он прошел обучение и теперь самостоятельно проводит СПФИ с применением полиграфа при корпоративных расследованиях, выявляет хищения, получает признания сотрудников в должностных преступлениях и проч. Мы тогда много говорили про его новую профессиональную деятельность, всё это было безумно интересно, и я уехала с мыслями, что вот оно — то, чем я бы хотела дальше заниматься в дальнейшем.

По приезде в Москву я выбрала одну из школ, в которых обучают профессии полиграфолога, успешно и с горящими глазами отучилась, сразу же приобрела у них свой первый полиграф, заказала разработку сайта и… засела дома без работы! Заказов было ноль. Но дорогу осилит идущий. Я не сдавалась, и через пару месяцев познакомилась с успешным полиграфологом, который взял меня к себе в ученики. Следующий год — это непрерывное обучение, горы прочитанной профессиональной литературы, наблюдение, участие, а затем и самостоятельное проведение СПФИ. Так началась моя карьера на новом поприще.

Сейчас я работаю полиграфологом в Центре прикладной психофизиологии и психодиагностики, а также веду частную практику — провожу различного рода расследования (подробнее об их типологии — ниже). Несколько лет веду три компании по договору о комплексном обслуживании: провожу скрининги при приеме на работу (многотемные тесты для выявления факторов риска), плановые проверки, служебные расследования. Периодически выезжаю в командировки как по Московской области, так и в другие регионы страны.

Что нужно, чтобы стать полиграфологом?

Стать полиграфологом может только человек, имеющий высшее образование. На практике большинство действующих специалистов окончили психфак, юрфак (бывшие сотрудники госорганов), медицинский вуз и т. д.

Сейчас в России существует несколько известных школ, где проводится обучение в рамках программы переподготовки и освоения новой профессии в объеме в среднем 540 часов. Между собой учебные заведения различаются подходами и методиками проведения СПФИ. Условно говоря, есть «отечественные школы полиграфа», где упор делается на российские разработки, а есть школы, где учат работать в основном по американским методикам. После окончания обучения человеку выдается диплом с правом ведения профессиональной деятельности в области «психофизиологических исследований с применением компьютерного полиграфа».

Впрочем, это еще не конец: полиграфологу предстоит учиться постоянно. Нужно заниматься самообразованием, посещать тематические семинары, проходить курсы повышения квалификации: мир не стоит на месте, появляются новые публикации, исследования, алгоритмы оценки — и игнорировать и не учитывать их нельзя, так как какие-то подходы устаревают, появляются новые валидные техники.

Где искать работу?

Полиграфолог может работать как в штате какой-либо организации (государственной структуры, коммерческой компании), так и частным образом — объединившись с коллегами в ООО, ИП или как самозанятый. Вопрос поиска заказчиков у штатного полиграфолога не стоит, так как он изначально выходит на определенные виды проверок и примерные объемы работы. К полиграфологу, работающему на себя, клиенты приходят двумя путями:

1) по рекомендации. Если ты качественно выполнил заказ, то информацию о тебе заказчики обязательно передадут своим друзьям, партнерам по бизнесу;
2) через продвижение услуг на онлайн-платформах. Как и везде, для полиграфолога очень актуально выражение «Сначала ты работаешь на имя, а потом имя работает на тебя».

Кроме того, свою лепту вносит общая информированность населения о нашей работе. Так, несколько лет назад о полиграфологах начали снимать всякого рода шоу и ролики, посвящать программы, мы стали героями фильмов и статей. Благодаря этому люди узнали, чем мы занимаемся, в каких областях можем быть задействованы, насколько важна и нужна наша работа. Так что отсюда тоже идет рост спроса на услуги полиграфологов.

Клиенты полиграфолога — кто они?

Потенциально клиентом полиграфолога может стать любая компания. Проблемы у бизнеса всегда похожи, разница только в специфике. Так, СПФИ заказывают:

  • для скрининга при приеме на работу (выявление факторов риска, препятствующих или создающих угрозу безопасности организации);
  • для плановых проверок персонала с различной периодичностью (раз в полгода, ежегодно, каждые два-три года — с целью выявления коррупционной составляющей, хищений, мошеннических схем, слива конфиденциальной информации, злоупотреблений служебным положением и т. д.);
  • при ЧП и служебных расследованиях;
  • при переводе сотрудника на вышестоящую должность или при увольнении.

Также клиентами полиграфологов могут быть:

  • государственные ведомства и органы — при отборе кадров; при плановых кадровых проверках и ротации; при необходимости психофизиологических экспертиз для суда; при служебных расследованиях, ЧП. Кстати, опираясь на актуальную повестку дня, отмечу, что в зоне СВО и на вновь присоединенных территориях полиграф просто незаменим в силу специфики своего применения. Благодаря работе моих коллег в условиях практически полного отсутствия информации или дезинформации и сжатых сроков есть возможность получить необходимые данные здесь и сейчас;
  • физические лица. Речь про частные расследования — проверка домашнего персонала при приеме на работу в семью; расследования краж и хищений личного имущества и денег (особенно когда люди не готовы заявлять в полицию и хотят сохранить полную конфиденциальность произошедшего); проверки на супружескую неверность. Помимо этого, к полиграфологам обращаются адвокаты, по чьему запросу результаты СПФИ или СПФЭ (экспертизы) могут стать косвенными доказательствами в суде.

В чем заключается работа?

Работа полиграфолога начинается задолго до самого исследования на полиграфе. Первая ступень — общение с заказчиком, постановка целей и задач исследования, обсуждение и формулирование тем и вопросов. Далее полиграфолог выбирает конкретные методики в зависимости от целей СПФИ, пишет вопросники-тесты, а только затем проводит СПФИ (продолжительность: полтора три с половиной часа).

При этом сама процедура проверки на полиграфе состоит:

  • из предтестовой беседы, включающей в себя вопросы о биографии, трудовой деятельности, опрос о состоянии здоровья исследуемого;
  • инструктажа относительно поведения человека во время СПФИ;
  • установки датчиков на теле исследуемого;
  • настроечного (адаптационного) теста;
  • подробного обсуждения тем и вопросов, которые будут заданы на СПФИ;
  • проведения СПФИ с записью полиграмм (как раз на них будут отображены полученные реакции);
    послетестовой беседы (при необходимости).

Завершающий этап — анализ и оценка записанных полиграмм, написание заключения по результатам проведенного СПФИ.

Все выводы полиграфолог делает исключительно на основе полиграмм. Субъективные ощущения не принимаются во внимание при написании заключения СПФИ, но специалист вправе отразить свои наблюдения как дополнительную информацию.

Что нужно для проверки на полиграфе?

Чтобы успешно провести исследование на полиграфе, необходимо выполнить ряд условий. Во-первых, есть требования к помещению: оно обязательно должно быть изолированным, с хорошей шумоизоляцией, освещением и иметь приток воздуха, должно быть теплым зимой и прохладным летом. Желательно, чтобы в комнате было окно, имелся минимальный набор мебели (стол и два стула), розетка, кулер или бутылка с водой.

Во-вторых, важно, чтобы у самого тестируемого не было противопоказаний (как временных, так и постоянных) к проверке. Лица с выраженным физическим или психическим истощением, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, с психическими заболеваниями или расстройствами, с явными признаками заболевания лор-органов к процедуре не допускаются. Люди с заболеваниями сердечно-сосудистой системы годны к проведению СПФИ условно — окончательное решение принимается конкретным полиграфологом на месте.

Мы имеем дело с особо сложной системой — человеком, и никогда не знаешь, будет ли пригоден для нас тот или иной исследуемый, пока не сделаешь хотя бы настроечный тест. Люди, перенесшие какие-то серьезные травмы — особенно травмы головы, — имеющие хронические заболевания, зачастую вообще неинформативны для нас, так как, оценивая полиграмму, мы не можем сделать определенных выводов из-за их состояния здоровья.

Что происходит, если человек не проходит проверку на полиграфе?

Вся информация, полученная после проведения СПФИ, строго конфиденциальна и передается непосредственно заказчику исследования. Он и только он решает, что делать дальше. Конечно, заказчик может спросить совета или мнения полиграфолога, но ответственность за принятые решения (например, о приеме на работу) по итогам проверки на полиграфе всегда лежит исключительно на нем.

Продолжая тему про прием на работу, хочу сказать: некоторые HR грешат тем, что отказывают кандидату с формулировкой «Вы не прошли полиграф», однако это не так — и, к слову, вообще противозаконно. На самом деле соискателю отказывают по совокупности фактов, собранных HR, службой безопасности, рекомендаций с прошлых мест работы, результатов СПФИ и т. д. Просто рекрутер пытается сэкономить время на объяснениях и в итоге выдает в корне неверную формулировку для отказа.

«Ложь необходима нам для выживания»

Как отличают надежного сотрудника от ненадежного?

Пожалуй, при проверках на полиграфе нет такого понятия, как «надежный» или «ненадежный» сотрудник. Эти критерии субъективны и устанавливаются заказчиком (работодателем). Ведь для кого-то человек, в прошлом имевший опыт употребления наркотиков, — табу, а кто-то относится к этому терпимо. Кто-то считает, что любое присвоение имущества является форменным воровством, а кто-то устанавливает некую черту в денежном эквиваленте, которую нельзя переступать, — например, пять тысяч рублей, — чтобы не считать поштучно те же канцелярские товары, которые сотрудники часто забирают домой.

Когда проверка на полиграфе бесполезна?

Бывают ситуации, когда услуги полиграфолога, в общем-то, бесполезны.

Так происходит, во-первых, если заказчик неправильно понимает, для чего служит полиграф. Он не работает в области намерений, чувств, желаний, эмоций и т. д., область его применения — действия, совершенные исключительно в прошлом. Поэтому часто приходится отказывать именно из-за неадекватности запроса на проведение СПФИ.

Во-вторых, многое зависит от состояния исследуемого. Как я рассказывала выше, есть люди, имеющие противопоказания для проведения исследования.

Еще нужно учитывать, что между проверками на полиграфе обязательно должно пройти минимум 10 дней. Поэтому, если по какой-то причине есть необходимость повторного проведения исследования, следует выждать положенное время — иначе повышается риск получения ошибочного вывода.

Кто подходит для работы полиграфолога, а кто — нет?

В большинстве своем полиграфологи — люди, действительно увлеченный своей профессией, любознательные, энергичные, имеющие активную жизненную позицию. В нашей работе необходимо постоянно развиваться и при этом быть уверенным в своих профессиональных знаниях и навыках, а также уметь отстоять свое мнение при необходимости. Успешный специалист амбициозен, стрессоустойчив, обладает гибким мышлением, чувством собственного достоинства, умеет решать конфликтные ситуации, соблюдает профессиональную этику.

Неприемлемые качества для нашей профессии — это непрофессионализм, нежелание учиться новому, лень и стремление заработать любой ценой. Отсюда, к сожалению, появляются заказные исследования, статьи и книги типа «Антиполиграф».

Плюсы и минусы работы

Лично я очень увлечена своим делом, так как нет одинаковых проверок, как и нет одинаковых людей. Каждое исследование — это почти всегда вызов, новые задачи, нестандартные подходы и решения. Это творчество. Это новые обширные знакомства и связи. Это отличные коллеги. Но, конечно, есть место и для рутины. Так, например, я не очень люблю описательную часть в заключении СПФИ, однако это неотъемлемая составляющая моей работы, которую приходится выполнять почти ежедневно.

Профессия полиграфолога связана с высоким уровнем концентрации внимания и ответственности, поэтому, если себя не беречь, высоки риски психического и физического истощения.

О графике и зарплате

У меня свободный график работы. Есть проверка — выезжаю, нет — никуда не еду. Также стараюсь проводить все исследования в первой половине дня, и сейчас уже больше двух проверок в день не беру. В выходные, как правило, не работаю; но, если заказ очень интересный, не могу удержаться — беру.

Что же касается зарплаты, то, если говорить о полиграфологах в штате компании, по Москве цифры, наверное, будут в районе 150–250 тысяч рублей (в зависимости от задач, объема). Частные полиграфологи в столице за стандартный скрининг при приеме на работу берут в среднем 7–10 тысяч рублей за одного сотрудника. Цена на расследования обычно выше и зависит от сложности, срочности, а также квалификации и стажа работы самого специалиста.

Про интересные случаи в практике

Несколько лет назад я проводила стандартный кадровый скрининг при приеме на работу в одну небольшую компанию. И на первый же фактор риска — «искажение данных, представленных в резюме» — кандидат показал выраженные реакции. Я начала разбирать: почему, какую конкретно информацию в резюме он намеренно скрыл или исказил — и выяснилось, что это пол. А именно имела место операция по смене пола с получением после нее новых документов. После перепроверки на полиграфе других значимых реакций у соискателя выявлено не было. В итоге он успешно прошел СПФИ, и мною было выдано соответствующее заключение.

Часто мы, полиграфологи, во время исследований становимся невольными слушателями и хранителями человеческих тайн. Мы очень внимательно относимся к этому аспекту, так как, если это не имеет отношения к теме проверки, подобные данные разглашению не подлежат.

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Фотографии: из архива героини