Хочу продать себя подороже на фоне падающего рынка — что делать?

Относитесь к себе как к продукту, который нуждается в улучшениях и рекламе

2 056

Справедливая зарплата — что-то из области мифологии. Если разумную цену на товар еще как-то можно просчитать, то с услугами это практически нереально. Зарплата — это компромисс между ожиданиями кандидата на должность и возможностями организации. Цифра, в которой эти два мнения совпадают, и есть справедливая.

Как говорить о зарплате на собеседовании

Соответственно, чем привлекательнее кандидат выглядит в глазах будущего начальника, тем больше денег ему готовы предложить. Поэтому важно поработать над тем, чтобы стать лакомым кусочком для компании.

Чтобы понять, как это сделать, попробуйте отнестись к себе как к продукту. Допустим, как к навигационному приложению для смартфона. Оно должно стабильно прокладывать маршрут, чтобы быть полезным. Вы в рамках своей отрасли тоже кое-что должны делать, чтобы приносить организации прямой доход или обеспечивать бесперебойную работу бизнеса. Важно подумать, что это может быть, и работать над этими навыками.

А еще, чтобы приложение начали устанавливать на устройства, о нем должны узнать. Значит, вы, как и приложение, нуждаетесь в рекламе.

Вот несколько более конкретных советов на случай, если вы хотите повысить свою ценность на рынке труда.

Повышайте уровень компетенций

Есть консервативные отрасли, в которых изменения происходят медленно. Есть направления, где специалисту достаточно выпасть из рабочего процесса на полгода-год, чтобы критично отстать от конкурентов. Это характерно не только для технологических областей, но и, например, для бухгалтерии. Принимаются новые законы, вводятся формы отчетности — если этого не отслеживать, можно ошибиться и подвести компанию под внушительный штраф.

Так или иначе всё везде меняется. И специалисту, чтобы быть ценным, нужно не просто успевать за трансформациями, но и бежать немного впереди этого локомотива. Поэтому важно следить, что происходит в отрасли, анализировать нововведения и начинать применять их на практике. Благодаря этому вы будете всегда на полшага впереди многих других кандидатов и через некоторое время сможете претендовать на более высокую зарплату.

Будьте гибким

Причины падения рынка могут быть разными. Но суть обычно одна: компании переходят в режим экономии и поэтому нанимают сотрудников менее охотно. И в таких случаях особую ценность приобретают специалисты, которые могут выходить за рамки своей специальности.

Вообще, это пугающий сценарий, когда HR-специалист говорит что-то вроде: «Мы ищем универсала, который сможет это, то и то». Короче, многорукого Шиву. (Но это странно, только если человеку предлагают совмещать обязанности трех сотрудников за одну стандартную зарплату: несколько функций вместе явно стоят дороже.)

Чем шире набор ваших компетенций, тем на бóльшую зарплату вы можете претендовать. Так что присмотритесь, в каком направлении можете сделать шаг за границу своей профессии. Развивайтесь горизонтально — осваивайте смежные специальности. Это не только повысит вашу ценность: вам элементарно будет доступно больше вакансий.

Почему ваша зарплата не растет

Прокачивайте непрофильные навыки

Можно сколько угодно говорить о том, что на работу ходят не дружить, а трудиться и важнее всего навыки. Но просто подумайте, кого бы вам было приятнее иметь в команде — скандалиста или человека, способного дискутировать корректно? Коллегу, который придет на помощь в сложную минуту, или нелюдимого индивидуалиста?

Люди проводят на работе много времени, так что им приятно находиться в хорошей компании тех, кто разделяет их ценности и вызывает минимум неприятных эмоций.

Поэтому стоит поработать над умением выходить из конфликтов, выражать мнение безболезненно для окружающих, шутить уместно и необидно и над другими подобными вещами. Пусть хороший человек — это не профессия. Но вместе с профильными знаниями навык им быть может существенно увеличить шансы на хорошую зарплату.

Байки от редакторов, истории, которые нас зацепили, полезные и бесполезные сообщения-«молнии» — всё в ТГ-канале «Просто работы». Не хватает только вас.

Почитать

Работайте над личным брендом

Узнаваемость в профессиональном сообществе играет важную роль в повышении ценности вашего продукта. Она превращает специалиста из товара в белой упаковке, выпускающегося под собственной маркой супермаркета, в раскрученный продукт в яркой коробке. Даже если покупатель догадывается, что содержимое в пачках может быть одинаковым, рука всё равно тянется ко второму — интересно же узнать, что внутри.

В случае людей это выглядит так. Два кандидата могут обладать похожим набором навыков. Но об одном никто не слышал, у него в резюме не очень крупные компании. А про второго все говорят: «А, это же Вася! Конечно, знаем». С большой долей вероятности предпочтут Васю — в том числе и из-за того, что его раскрученный личный бренд будет работать на увеличение популярности самой фирмы.

Добавьте в самопрезентацию кризисные кейсы

Рынок всегда падает не просто так: явно случилось что-то критичное. И дополнительным плюсом будет продемонстрировать, что вы как специалист уже проходили через сложные для своих компаний времена и сумели сделать что-то спасительное. Например, предприняли меры, которые уберегли фирму от краха. Или предложили решение, которое позволило сохранить обороты.

Такие кризисные кейсы можно добавить в резюме при описании обязанностей, или указать в сопроводительном письме, или придержать для собеседования. Но важно продемонстрировать: вы не просто хороший специалист, а особенно ценный в трудное время.

Выбирайте крупные компании

В начале мы говорили, что на размер потенциальной зарплаты влияют в том числе возможности фирмы. И вот простой способ увеличить доход: пытайтесь получить работу в одной из крупных компаний. У них изначально другие бюджеты и больший запас прочности. Так что и предложить кандидату они могут больше. Правда, конкуренция будет значительнее, так что поработать над собой всё равно придется.

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрация: Allevinatis / IStock