Самые странные профессиональные традиции

Обязательная исповедь, утренняя гимнастика, гонг и другие корпоративные правила

7 874

В профессиональной среде традиций не меньше, чем на свадьбе. Особенно приметы и суеверия чтутся в профессиях, связанных с риском для жизни. Но бывают и такие правила, которые сотрудники соблюдают, только чтобы не вылететь с работы.

Традиции «опасных» профессий

Пожарные при смене караула говорят «Не прощаемся!», не жмут друг другу руки, а еще желают коллегам, заступающим на смену, «сухих рукавов». Если пожарный получил новую форму, то он не выйдет в ней на дежурство, пока не потопчет ее ногами, чтобы «состарить». С сапогами такая же история: мыть и чистить не нужно — не то все сутки покоя не дадут. А вот полить водой новобранца, заступающего на первое дежурство, — святое дело.

У космонавтов за 60 лет со дня первого полета человека в космос собрался целый список ритуалов и примет. Большинство в курсе про обязательный просмотр «Белого солнца пустыни» перед стартом. Но вот о том, что космонавты писают на заднее правое колесо автобуса, который привез их на стартовую площадку, рассказывают меньше. Просто Юрий Гагарин сделал это перед своим первым полетом — с тех пор у космонавтов появилась традиция. А еще — со времен Сергея Королёва ракеты по понедельникам не запускают. Он категорически не любил этот день, запретил назначать старты и даже отстаивал свою точку зрения в высших инстанциях, невзирая на конфликты. Три года с начала космической эры понедельники были нелетными днями. Потом это правило нарушили — и произошло 11 аварий. После чего понедельник чуть ли не официально признали нестартовым днем.

У военных тоже немало традиций и ритуалов. Например, во время войны в Афганистане считали, что «пуля заменщика ищет». И боец, которого должны были сменить, за два месяца до этого старался не принимать участия в боевых действиях. Это называли «лечь на сохранение».

Перед боем нельзя ничего дарить, нецензурно выражаться и есть (здесь и практический смысл: при ранении в живот шансы выжить возрастают именно на голодный желудок). А форма, в которой боец вернулся из боя, считается «счастливой» и становится своего рода талисманом во всех последующих схватках.

Традиции офисных работников

В мире «офисного планктона» тоже найдется огромное количество самых разных ритуалов.

Многие крупные компании придумывают собственные традиции, которые становятся частью корпоративного бренда. Большинство из них сотрудники выполняют без особого удовольствия. Истории о диких правилах хождения в туалет по алфавиту, пении гимнов по утрам или чтении клятвы компании хором наверняка многих отпугнули от работы в этих организациях.

Когда мы ищем работу, то прежде всего смотрим на будущие обязанности, требования работодателя и зарплату. Более опытные соискатели читают историю компании, изучают сайт и пытаются найти отзывы сотрудников. Но неплохой по «трудовым» параметрам работодатель может оказаться очень и очень странным. Бывает, собственники бизнеса устанавливают свои правила — и либо с ними соглашаешься и выполняешь, либо больше в компании не работаешь.

История Михаила: «Ешь, молись, люби»

Я работаю в мебельной компании, которой владеет батюшка. Так вот все его сотрудники в обязательном порядке должны ходить на службу по субботам. Кроме этого, они обязаны исповедоваться. Не был на исповеди и службе больше двух раз подряд — начинай молиться, чтоб не уволили.

Еще у нас проходит ярмарка. С батюшкиной фермы на каждого сотрудника привозят продуктовые наборы, которые мы обязаны покупать. Вот недавно с нас собрали по полторы тысячи рублей, а взамен привезли два килограмма творога, килограмм сливочного масла и пол-литра меда. И хорошо, что на этот момент дорогие куры закончились, иначе сумма обязательного сбора была бы еще выше. Я прикинул, что всё это мне впарили примерно по тем ценам, как если бы я на рынке покупал домашние продукты. То есть цены божеские, как бы кощунственно в данном случае это ни звучало. Просто ну не ем я это всё! На мед так вообще аллергия.

Еще была удивительная история с новогодними детскими подарками. Туда положили шоколад, на обертке которого был портрет нашего руководителя в полном церковном облачении. Вот думаю: может, ему предложить, чтобы слоганом нашей компании было «Ешь, молись, люби»? А если серьезно, не знаю, сколько я еще тут продержусь, потому что фантазии у нашего отца не занимать.

История Ольги: «В эфире — утренняя гимнастика!»

Я работала в компании по продаже сельскохозяйственной техники. Наш собственник — человек довольно эксцентричный. Обожает гонки, скорость и всё, что с этим связано.

Раз в квартал он устраивал соревнования на картингах среди сотрудников отделов. Того, кто приходил к финишу последним, на две недели понижали в должности. Человек должен был исполнять обязанности дворника, уборщицы, посудомойки в столовой компании, комплектовщика на складе. А всё потому, что «у кого нет воли к победе, тому не место в команде победителей».

Кроме этого, у нас был строгий дресс-код. Девушки, например, должны были ходить в узких юбках-карандашах на пять сантиметров выше колена. Две верхние пуговицы блузки должны быть расстегнуты. Каблук на обуви — не ниже семи сантиметров. Нашими клиентами были в основном мужчины, поэтому сотрудницы должны быть максимально «секси-герлз».

Это еще не всё. Директор заботился о физической форме сотрудников, поэтому у нас была обязательная утренняя зарядка. В теплое время года на площадке перед офисом, в холодное — в кабинетах. Там для этого были установлены радиоточки, и каждое утро бодрый голос вещал: «В эфире — утренняя гимнастика!» Видеокамер в кабинетах не было, но директор мог внезапно зайти в любой отдел. И не дай бог, если в этот момент кто-то сидел на рабочем месте, а не делал зарядку. В наказание ребята отжимались, а девочки делали много приседаний. И всё это в узких юбках и на каблуках. Просто шапито какое-то.

Естественно, я не выдержала и ушла. Хотя зарплаты у нас были отличные. Директор хорошо платил участникам собственного шоу.

История Виктории: «Продано на ***!»

Одним из мест моей профессиональной деятельности было предприятие по изготовлению трансформаторных подстанций.

Поскольку это оборудование очень дорогостоящее, продажи преимущественно были долгими. Клиентов иногда приходилось разрабатывать не один год. Пока они запроектируются, пока получат все допуски и разрешения на строительство, пока построят объект — можно было на пенсию уйти. Поэтому, когда наконец мы получали заказ и на расчетный счет компании поступала предоплата, обязательным ритуалом было ударить в гонг. Но не просто так. При этом нужно было как можно громче крикнуть: «Продано на ***!»

Когда я услышала это в первый раз, чуть дар речи не потеряла. Когда это сделал собственник компании, получив очень хороший заказ, стало понятно, откуда ноги растут. Я не ханжа, знаю и не такие слова. Однако в данной ситуации считаю мат неприемлемым. Первое, о чем я подумала: «Что я буду кричать, когда случится моя первая продажа?» Собственно говоря, этот факт повлиял на мое отношение к этой работе — как сигнал, что мне тут не место.

В итоге, когда пришло время, я просто крикнула: «Продано!» И так было четыре раза, потом просто ушла. Потому что в этой компании всё работало по принципу «на три буквы». А, как известно, «как вы яхту назовете, так она и поплывет».

Иллюстрация: Andrey_Popov / Shutterstock