Как правильно просить коллег о помощи

Чтобы не испортить с ними отношения

21 007

Попросить помощи у коллег — не значит переложить на них свои обязанности. Наоборот, команды, участники которых поддерживают друг друга, работают более слаженно и эффективно.

Но часто люди не готовы просить о поддержке. Нейрофизиологи связывают это со страхом получить отказ, показаться непрофессионалом или остаться вечным «должником», неспособным оказать человеку ответную услугу. Поговорим о том, как перенастроить себя — и научиться просить о помощи, сохраняя при этом деловую репутацию.

1. Успокойте себя

Первое, что нужно запомнить: всё в порядке. На самом деле окружающие готовы прийти вам на выручку гораздо чаще, чем вы можете подумать, — об этом говорят ученые-социологи.

Но вы можете предварительно задать себе несколько вопросов, чтобы понять, действительно ли вам нужна помощь:

  • Есть ли у вас возможность справиться с задачей / найти необходимую информацию самостоятельно? Вполне вероятно, вы можете отыскать что-то важное в корпоративной базе знаний, интернете, опереться на собственные опыт и знания.
  • Правильно ли вы определили, к кому обращаться за поддержкой? Достаточно ли у человека знаний, чтобы помочь вам?
  • Есть ли у человека сейчас ресурс на то, чтобы помогать вам? Не бьется ли он над квартальным отчетом, не находится или в отпуске или на больничном?

Если вы уверены, что не можете справиться с задачей самостоятельно, понимаете, кто может вам помочь, и точно знаете, что он достаточно свободен для этого, — значит, просить о помощи можно.

Бывает, помощь требуется не в рабочих, а в личных делах. Например, вы записались к врачу и ищете коллегу, который вас подменит. Или хотите попросить руководство о финансовой поддержке. Человеку, который может пойти вам навстречу, стоит сразу предложить выгодные условия: что вы подежурите за него на следующий день, а сумму финансовой поддержки будете возвращать из зарплаты.

2. Говорите коротко и по делу

Длинные прелюдии к просьбе, неловкие вздохи, разговоры ни о чем только раздражают. Уважайте ваше общее рабочее время: чем лаконичнее и конкретнее будет звучать просьба, тем будет проще коллеге принять решение.

В идеале следует:

  • Изложить суть задачи.
  • Обосновать, почему эта задача важна для общего дела, и рассказать, каких ресурсов вам не хватает, чтобы справиться с ней самостоятельно, а также на какой объем помощи вы рассчитываете.

Про общую цель сказать очень важно. Это напомнит собеседнику, что вы в одной команде, которая работает на один результат: создает хороший продукт или качественно оказывает услуги.

3. Будьте вежливы

Помимо обязательного минимума — слов «спасибо» и «пожалуйста», можно сказать человеку, что вы цените его опыт, определенные качества, поэтому обратились за помощью именно к нему. Если вы новичок в компании и хотите разобраться с историей взаимоотношений со сложным клиентом, знания старожила — незаменимый источник информации, которая позволит не изобретать велосипед и не допускать ошибок, которые могут стоить компании контракта.

Предложите ответную помощь с чем-либо сейчас или в перспективе. Разумеется, только когда это уместно и вы предполагаете, что собеседнику она действительно может понадобиться.

4. Спокойно отреагируйте, если вам откажут

В ответ на любую просьбу можно получить отказ. И это не всегда связано с тем, что к вам плохо относятся и желают провала делу. Возможно, коллега перегружен, углубился в собственные задачи или не чувствует себя достаточно компетентным в этом вопросе.

Не стоит говорить резкие вещи, пытаться давить или манипулировать. Если чувствуете, что подошли в неподходящий момент, спросите, можно ли обратиться с этим вопросом в другой раз. Или сразу приступайте к плану Б — начинайте искать поддержку в другом месте.

Если коллега готов вам помочь, но не в том объеме, на который вы рассчитывали, — поблагодарите его, а затем попросите совета или подумайте сами, где можно получить дополнительную помощь.

5. Не забудьте сказать спасибо

Вам помогли? Здорово, это повод еще раз от души поблагодарить коллегу и рассказать о результате. Вы получили контракт и привели нового клиента? Избежали ошибки в договоре? Отлично выступили с презентацией, которую вам помогли сделать?

Поделитесь этим! Пусть люди знают, что работа не была напрасной, а вы цените их вклад.

Если помощь была действительно существенной, то символический подарок вроде коробки конфет или цветов будет очень кстати.

6. Будьте сами готовы прийти на выручку

Причем не только тем, кто помогал вам. Оставайтесь открытыми для коллег и старайтесь помогать, когда можете. Этим вы окажете услугу и себе, ведь куда проще и приятнее работать в компании, где коллеги поддерживают друг друга в трудную минуту.

Что вам точно не поможет

1. Обижаться и резко реагировать на отказ. Личные конфликты не сделают жизнь на работе приятнее.

2. Бросать просьбу о помощи «в пространство». На письмо нескольким адресатам, в котором вы просите «кого-нибудь» помочь вам, легко не ответить. Обращайтесь именно к тому самому человеку, от которого ждете помощи. Если их несколько, пообщайтесь с каждым лично.

3. Жаловаться на других сотрудников, руководство или условия труда, когда просите о помощи. Универсальное правило: не говорите с коллегами о том, о чем не готовы открыто сказать всей компании. Даже если начальник бросил вас безо всякой подготовки наедине со сложным клиентом. Или если Маша Иванова из бухгалтерии сделала неприятное лицо, когда вы о чем-то ее попросили.

Задавать вопросы, просить о помощи — нормально. Гораздо хуже не справиться и допустить ошибку, которая повлияет на работу компании в целом. Главное — четко понимайте, кто и чем может вам помочь, действуйте вежливо и сами будьте готовы поддерживать других.

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрация: GoodStudio / Shutterstock