Работа, декрет, увольнение

Как женщины лишаются работы до, после или во время декрета

8 731

Далеко не всегда при рождении ребенка отношения на работе идут по трудовому кодексу. Анна Боклер записала истории четырех женщин, которые лишились работы до, после или прямо во время декрета.

Татьяна

Моя сфера деятельности — финансы. Проработала 12 лет в одном и том же банке, где прошла путь от ассистента до начальника отдела. Потом выбрала горизонтальное развитие и перешла в соседний отдел на новую должность.

За время работы я дважды побывала в декрете. Первый раз вышла на работу, когда сыну было полтора года. Мне кажется, это оптимальный срок. Вроде успеваешь подрастить ребенка, но еще и интеллектуально не падаешь до уровня детских книжек-игрушек. Также в полтора года перестают платить декретные, и лично для меня отсутствие регулярных поступлений на карточку — огромный мотиватор начать что-то быстрее делать. В общем, из второго декрета я планировала выйти так же. В декабре 2020-го обратилась в офис — HRBP сказала, что мои компетенции сейчас бизнесу не нужны и у меня есть два пути: либо сидеть в декрете до трех лет, либо уволиться по соглашению сторон. После трех лет есть большой риск не вернуться по сокращению, да и в целом я не видела смысла еще полтора года не работать. Тем более всё время в декрете я занималась своим образованием, пришла с новыми навыками и не чувствовала, что в чем-то уступаю другим сотрудникам. Так что я напомнила про 256-ю статью Трудового кодекса, согласно которой за женщиной в декрете сохраняется рабочее место, а я имею право работать на своей же позиции из дома и неполный рабочий день. HRBP сказала:

— Ты ведь понимаешь, что, если выйдешь, мы сделаем всё, чтобы тебя сократить?

Вообще-то наша компания везде себя позиционирует как лояльная к сотрудникам. На *одном из сайтов для поиска работы*, например, еще до ковида писали, что любой сотрудник может перейти при желании на удаленку. Так что мне было странно услышать такую прямолинейную угрозу. К тому же я изучила судебную практику и знаю, что в 99% случаев закон защищает женщину в подобных ситуациях, если дело доходит до суда. Меня расстраивает, что многие женщины не идут в суд, потому что боятся манипуляций со стороны начальства. Однако я сама решила начать с мирного урегулирования ситуации, потому что практически со всеми в компании у меня были прекрасные отношения и годы, которые провела там, я считаю очень ценными — совсем не хотелось расходиться с конфликтом.

Я написала письмо руководству о разговоре с HR и угрозе сократить. Мне ответили, что я могу выйти, но в отдел, который находится в двух часах езды от моего дома. С двумя детьми тратить четыре часа на дорогу сверх стандартного рабочего дня очень проблематично, так что мы решили идти на соглашение.

Я запросила восемь окладов, смогла получить пять и уволилась.

На самом деле сейчас я вижу в этом и положительные стороны. Например, моя зарплата была уже давно не в рынке — частота и размер повышения регламентирован компанией, соответственно, работая в одном месте, я не могла быстро продвигаться относительно своего первоначального оклада. Хотя, если честно, раньше этот момент никак не беспокоил — на первом месте была возможность работать в отличной команде. В общем, я впервые за много лет обновила резюме, получила четыре оффера, выбрала самое интересное для себя направление и сейчас развиваюсь в нем, получая совсем другие деньги. Оглядываясь назад, считаю, что всё случилось к лучшему.

Сейчас у меня есть большое желание заняться волонтерской помощью женщинам, которые сталкиваются с трудностями после декрета. Если хорошо изучить законодательство, почти любую подобную ситуацию можно решить. Я уже помогла подруге провести дело через суд. Конечно, это забирает много ресурса, но тем не менее... Возможно, буду развивать социальные сети или телеграм-канал, чтобы наиболее важные моменты были тезисно выложены в публичный доступ.

Екатерина

Я мастер по изготовлению нетканого текстиля, всю сознательную жизнь отработала на производстве, поставляющем сумки в сетевые супермаркеты. В 2017 году я родила дочку и ушла в декрет. Мне приходили выплаты по больничному, в значительной степени на них и жили, пока не пошла обналичивать карточку, а банкомат показал нулевой баланс. Конечно, я сразу позвонила в бухгалтерию, диалог получился не очень вдохновляющим:

— Наша фирма продается, выплат, наверное, больше не ждите... Но можете подъехать забрать трудовую.

— А с какой записью я ее заберу?

— Мы пока не знаем.

А через неделю мне внезапно приходит доставка СДЭК — моя трудовая книжка. И в ней ничего нет про увольнение — стоит запись только о трудоустройстве на производство.

Работа, декрет, увольнение

Я сделала запрос в трудовую инспекцию, пришел ответ, что компания не найдена. Обратилась в суд, прошло несколько заседаний, работодатель так и не пришел. Я выиграла суд, но компенсацию от работодателя до сих пор не получила, на работу устроиться я тоже не могу из-за отсутствия записи об увольнении в трудовой. В прокуратуре сказали, что раз фирма нигде юридически не числится, то помочь не могут. Еще, конечно, очень пугает то, что у меня не идет стаж с 2018 года. В моей профессии нет критического лимита перерыва в работе, после которого уже не вернуться, но всё равно обидно, что вместо 18 лет стажа у меня записано 15. Сейчас всю семью содержит муж, до последнего года я не могла даже оформить детское пособие — никто не мог дать мне справку о том, что я безработная. Во время пандемии соцотдел сам сделал запрос в налоговую, а там у меня уже несколько лет всё по нулям — по крайней мере, стала получать пособие.

Конечно, я хочу скорее выйти на постоянную работу. Мы давно забыли про выезд за пределы Москвы, забыли о возможности свободно что-то купить ребенку. Одна радость — живем в своей квартире. Как раз в 2018 году закончили платить ипотеку, я очень этого ждала — думала, будет легче, но сразу же случилась история с трудовой книжкой. Так что сейчас я почти всё время посвящаю общению с юристами, но какой-то конкретной стратегии я пока не представляю.

Ольга

Со студенчества я работала пиццамейкером в сети ресторанов. Честно говоря, никогда не стремилась идти дальше в карьере. Возможно, здесь стоит сослаться на детство, проведенное в поселке городского типа в 90-е. Пиццерии были в телевизоре, в наборе лего у богатого соседского мальчика, в конце концов в мечтах о переезде в большой город. Я была счастлива, когда в 19 лет попала на стажировку. С тех пор раскатывать тесто и собирать начинку — моя любимая медитация под музыку. Я могу с закрытыми глазами приготовить десятки сортов, каждый узнаю́ по запаху. Возможно, странно быть привязанной к такой бесперспективной работе, многие мои коллеги уходили через год-два либо после выпуска из университета. Я с детства привыкла экономить, и мне всего хватало. Оклад без премий составлял примерно 45 тысяч в месяц, я снимаю студию за 25 тысяч, так что удавалось даже откладывать, так как поесть всегда можно было и в ресторане.

В 24 года я забеременела, с отцом ребенка мы не жили вместе и слишком долго решали, готовы ли строить семью. Когда я наконец выпытала, что не готовы, оставалось только рожать. Помню, тогда даже не сильно испугалась, потому что, если бы всё проходило согласно Трудовому кодексу, я бы справилась без проблем.

Я рассказала кому-то из коллег о беременности, в любом случае в униформе это и так быстро стало заметно. Начальник спросил меня о планах, я честно ответила, что планирую продолжать работать и вернусь, как только смогу, что мониторю разные домашние ясли и проблем со мной точно не будет. Надеюсь, это не привычная практика всей сети, но в моем случае началась череда кошмаров: сначала «пропала» моя санкнижка, без которой доступ на кухню закрыт, пришлось переделывать, потом сказали, что я якобы не справляюсь с нормативом, а я вообще-то на автомате всё делаю гораздо быстрее остальных из-за многолетней практики.

В итоге поставили выбор: увольнение по собственному или с записью о дисциплинарных нарушениях.

Помню, я тогда очень испугалась, что теперь совсем никуда не устроюсь, не стала консультироваться с юристами и просто написала заявление. Конечно, сейчас об этом жалею, так как не надо было давать начальству с такой легкостью перестраховываться от рисков. Я получила три оклада, денег хватило до родов.

Работа, декрет, увольнение

Хотя, конечно, помню такие моменты в конце беременности, когда безумно хотелось заказать огромную коробку суши, а я пила айран и убеждала себя, что это только из-за того, что он полезнее.

Возможно, вся эта ситуация с неудавшимся декретом заставила меня наконец выйти из «футляра». Я стала больше продвигать себя через социальные сети. Вспомнила про образование — я учитель русского языка и литературы. Взяла нескольких учеников онлайн.

Стала предлагать приготовить пиццу к различным событиям в районной группе фейсбука, недавно начала делать торты и бисквитные рулеты. Думаю, можно понять, что заработок у меня нестабильный. Если подсчитать, получается от 20 до 100 тысяч в месяц, зато я работаю без отрыва от дома, провожу время с сыном.

Теме сейчас 10 месяцев, и я рада, что ничего не пропускаю из его жизни. Думаю ближайшие два года провести, работая на дому и развивая навыки в кулинарии. Сейчас я понимаю, что мне интересна тема рестораторства. В сторону бизнеса я по-прежнему не смотрю, но пойду уже точно не в сетевое место и буду двигаться к позиции шефа. Пока стараюсь максимально использовать ситуацию в свою пользу — осваиваю новые блюда и потихоньку это монетизирую.

Анастасия

В 18 лет я устроилась на фултайм-работу в одно крупное издательство, параллельно училась заочно. Через несколько месяцев после трудоустройства я забеременела. Соответственно, на момент выхода на больничный мой стаж составлял полгода и ежемесячная выплата едва доходила до полутора тысяч рублей.

Спасало единовременное пособие на ребенка, которое мы растянули на много месяцев почти нормальной жизни. Я не хотела уходить в полноценный декрет. Во-первых, работа была перспективной и не хотелось тормозить себе карьеру. Во-вторых, запереться с ребенком дома на три года — пугающая перспектива в плане эмоционального состояния. Одна моя коллега после трехлетнего декрета на полном серьезе использовала в разговорах фразы: «покушали», «сладенькие», «молодцы».

Конечно, если есть возможность периодически брать няню, ездить в отпуск, оплачивать разные кружки и психолога, то декрет на три года будет в удовольствие. Мне же нужно было параллельно решать финансовые проблемы.

Например, мы с парнем решили не заполнять графу «отец» в свидетельстве о рождении и сохранить на всякий случай дотации для матерей-одиночек. Помню, я ездила из Подмосковья шесть раз в центр (по месту прописки) и заполняла бумаги на ежемесячное пособие на ребенка, каждый раз в документах обнаруживали неточность и просили приехать на следующий день.

Самое счастливое совпадение во всей этой истории — то, что моя мама мечтала скорее уйти на пенсию, что она и смогла сделать, добавив несколько лет декрета в стаж.

Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.

Статья 256 ТК РФ

В итоге я через три месяца вернулась в издательство, а мама стала приезжать к нам каждое утро, чтобы сидеть с ребенком и отпускать нас с парнем на работу.

Работа, декрет, увольнение

Если честно, я очень боялась, что меня уволят, поэтому долго ничего не говорила начальству о беременности, а когда оказалось, что у нас всё по-честному, и меня без проблем отпустили, чувствовала себя обязанной начальству. Из-за этого долго не заговаривала о повышении и двигалась медленнее, чем могла бы. Я думаю, это частично из-за того, что тема декрета овеяна миллиардом негативных историй и всё время ждешь чего-то такого и в своем случае.

Устраиваясь на новую работу, я привыкла говорить, что с нами живут несколько бабушек и, если вдруг дочка приболеет, они все будут с ней сидеть. Без таких вводных собеседование как будто полноценно не начинается.

В целом, я считаю, моя история удачная. Мама просидела с моей дочкой весь декрет, до садика. Я в это время как-никак двигалась по карьерной лестнице, получала повышения. Мой парень тоже работал. У меня было много поддержки, и не довелось столкнуться с неприятностями, в которые попадают люди, не имеющие близких. И всё же даже я часто попадаю в ситуацию, когда не могу забрать дочку из садика вовремя: большинство садов работают до 19, до этого же времени длится мой рабочий день.

Считаю, что пособие от государства должно обеспечивать хотя бы полтора года нормальной жизни, тогда материнство не будет приводить многих женщин к тотальному выгоранию. А возможность взять няню или обеспечить платные ясли поможет вернуться на работу в хорошей форме.

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрации: Tanya Antusenok/Shutterstock