Работа по 16 часов в день, внезапные увольнения, а зарплата ниже, чем у мусорщиков
10 безумных фактов о работе в Tesla
Работать в Tesla, компании самого Илона Маска, для многих звучит как мечта. Но в реальности это адский труд зачастую в не самых комфортных условиях и с не самой высокой зарплатой. Listverce собрал самые безумные факты о работе в Tesla.
Tesla — самая дорогая автомобильная компания в мире. И это удивительно хотя бы потому, что ее основали в 2003 году, а первый автомобиль вышел только в 2008-м. В то время как автогиганты General Motors Company, Daimler AG and Toyota в бизнесе уже многие десятилетия.
Но Tesla не традиционный производитель автомобилей. Компания заняла собственную нишу, став чем-то средним между автопроизводителями и IT-компанией. Это делает ее очень привлекательной для соискателей, которые хотят стать частью чего-то нового и уникального. Однако, как замечают многие, всё не так уж и радужно.
1. Лучше не приближаться к столу Илона Маска
Это неписанное правило, которому следует много сотрудников Tesla. Илон Маск известен тем, что импульсивно увольняет сотрудников без видимых причин. Поэтому один из менеджеров как-то просто запретил подчиненным проходить возле стола главы Tesla, когда тот рядом.
Чтобы стать следующей жертвой Илона, вовсе не обязательно делать что-то из ряда вон выходящее. Неправильный ответ на внезапный, иногда непонятно сформулированный вопрос быстро вернет вас обратно на рынок труда.
В Tesla часто рассказывают об одном инженере, которого уволили в октябре 2017 года. Он занимался своей работой на «гигафабрике» Tesla в Неваде, когда коллега сказал, что Илон хочет его видеть.
Инженер пришел к Илону, который накричал на него из-за какой-то неисправности. Тот переспросил, что Маск имеет в виду, но глава Tesla проигнорировал вопрос и продолжил кричать.
Когда инженер попросил подробных разъяснений, Маск назвал его идиотом и в нецензурной форме приказал уйти и больше не возвращаться. Все это заняло не больше минуты, и инженер так и не понял, за что его уволили.
2. В Tesla посещают только важные встречи
Давайте честно: большинство ненавидит встречи, особенно если они длинные, скучные и бесполезные. Тем, кто работает в Tesla, повезло, ведь Илон Маск создал строгие правила, как проводить совещания и кто их должен посещать.
Глава Tesla за то, чтобы встречи сотрудников были редкими и недолгими. По его словам, на идеальном совещании должно быть от четырех до шести сотрудников. Больше — только по необходимости, но даже в таком случае совещания должны проводиться по делу и быть максимально короткими.
В Tesla сотрудникам разрешено покидать встречи, когда они понимают, что в их присутствии больше не нуждаются. В любой другой компании это бы выглядело неприлично, но Илон Маск считает, что неприлично заставлять сотрудника сидеть без дела на ненужной встрече.
Причина таких решений Маска вовсе не забота о сотрудниках. Илон хочет, чтобы все были постоянно заняты делом. Поэтому если вы не на встрече, то вам лучше быть на рабочем месте.
Библиотека звуков для тех, кто устал от совещаний
3. Информацию можно передавать в обход руководителей
Во многих компаниях информация проходит по цепочке командования. Сотрудник отдела сообщает что-то своему руководителю, он передает данные руководителю другого отдела, а тот уже спускает их на своего подчиненного. Обратная связь работает так же.
В Tesla всё совсем иначе. Сотрудник может обойти менеджеров и передать информацию непосредственно коллеге из другого отдела. Это правило касается даже топ-менеджмента, включая вице-президентов и самого Маска.
Об этой уникальной коммуникационной стратегии Илон Маск рассказывает сотрудникам в специальной памятке. Там он говорит, что традиционная цепочка командования — это глупо и нецелесообразно. Если Tesla хочет добиться успеха, информация должна передаваться легко и быстро.
Илон Маск считает, что традиционная цепочка командования заставляет менеджеров чувствовать себя более важными, чем на самом деле, а также поощряет конкуренцию между отделами. Это вредит успеху компании. Глава Tesla предупреждает, что будет увольнять менеджеров, которые попытаются установить контроль над потоком информации.
4. За утечку информации здесь могут подать в суд
Как и в других крупных IT-компаниях, сотрудники Tesla могут «сливать» журналистам внутренние секреты компании. Это может привести к увольнениям и судебными искам.
В мае 2019 года служба безопасности Tesla разослала сотрудникам электронное письмо, где сообщила, что уволила несколько работников и подала на них в суд за целый ряд нарушений — в том числе обмен данными с журналистами и публикацию информации о частной компании в соцсетях.
В письме также было сказано, что каждый сотрудник Tesla должен защищать информацию о компании от тех, кто будет рад ее неудачам. Однако похоже, работники не сильно заморачиваются по этому поводу, ведь письмо с предупреждением тоже утекло в открытый доступ.
5. Зарплаты в Tesla ниже, чем у мусорщиков
Tesla – автомобильная ли IT-компания? Ответ очень важен, если мы сравниваем зарплаты на рынке.
Для IT-сферы зарплаты в Tesla очень низкие. А в автомобильной промышленности такая зарплата считается средней. Не слишком высокая и не слишком низкая. Но, например, сборщики мусора в США зарабатывают немного больше.
В 2020-м году в Tesla сообщили, что платят своим работникам среднего уровня 15 долларов в час, или 47 147 долларов в год. Компания явно завышает цифры, потому что если 15 долларов умножить на 40-часовую рабочую неделю и 52 недели в году, то получится 31 200 долларов в год. Это уже меньше, чем зарплата сборщика мусора, который зарабатывает 19,9 доллара в час, или 41 400 долларов в год.
Низкая зарплата всегда была проблемой Tesla. В 2008 году средняя зарплата сотрудника компании была 56 163 доллара в год (с учетом бонусов и акций компании). При этом сотрудники Ford зарабатывали 64 316 долларов, а General Motors — 77 849 долларов.
Если сравнить зарплаты с Facebook и Alphabet, которой принадлежит Google, разница будет еще заметнее. В Facebook средний оклад — 228 651 доллар в год, а в Alphabet – 246 804.
Впрочем, многие сотрудники Tesla говорят, что работают не ради денег, поэтому низкая зарплата их не смущает.
Сколько получают рабочие на автозаводах?
6. Переработки — это норма
26 ноября 2018 года Илон Маск твитнул: «Есть много мест, где работать попроще, но еще никто не смог изменить мир за 40 часов в неделю». Позже он добавил к этому еще один твит: «Но если вы любите то, что делаете, то не воспринимаете это как работу».
Это очень важное утверждение, которое понимают только сотрудники Tesla. Если коротко, то Илон Маск ждет, что его сотрудники будут всё время работать сверхурочно.
Это скажет вам любой в Tesla: в компании все работают по много часов. Даже сам Маск, который иногда спит под рабочим столом.
Одни сотрудники считают такие переработки вдохновляющими — потому что это заставляет их выходить за рамки своих возможностей. Другие, впрочем, уверены, что это прямое доказательство плохого руководства.
7. В Tesla выдают бесплатные энергетические напитки Red Bull
Обычно рабочая смена в Tesla длится от 12 до 16 часов. Иногда люди работают и в выходные, особенно если горят сроки. Все это приводит к тому, что многие в компании в конце смены просто сидят, уставившись в одну точку от усталости, как зомби. Сами они называют это Tesla Stare — «пристальным взглядом Tesla».
Как же компания заставляет своих сотрудников оставаться активными так долго? Ответ прост: с помощью бесплатных энергетиков Red Bull. Однако не каждому удается получить их бесплатно. Некоторые сотрудники пишут, что им приходится покупать энергетики на свои деньги, чтобы не уснуть на работе.
Тест на выгорание: как узнать, сгораете ли вы на работе?
8. Можно потерять сознание от стресса
Длинные смены, сверхурочная работа, строгие дедлайны — все это вызывает стресс. Сотни работников Tesla жалуются на судороги, боли в груди, одышку во время работы. А некоторые даже падают в обморок.
С 2017 года машины скорой помощи время от времени приезжают на заводы Tesla, чтобы отвезти рабочих, которым стало плохо, в больницу. Однако менеджеры компании находятся под таким давлением, что никогда не останавливают сборочные конвейеры, даже если человек получил травму. Пока один лежит на полу и ждет помощи, другие продолжают работать.
9. В Tesla запрещены профсоюзы
Сотрудникам Tesla запрещено создавать профсоюзы или вступать в них. Это не прописано в официальной политике компании, но поведение руководителей ясно дает это понять.
Например, 21 мая 2018 года Илон Маск написал твит: «Ничто не мешает команде Tesla проголосовать за профсоюз. При желании они могут создать его хоть завтра. Но ради чего они будут платить профсоюзные взносы и отказываться от опционов?»
Этот твит был лишь одной из многих антипрофсоюзных акций Tesla. Компания увольняла сотрудников за профсоюзную деятельность, угрожала им, запрещала раздавать агитационные листовки и даже ввела дресс-код, который запрещает носить одежду с символикой профсоюза.
Профсоюзы: что они сейчас дают и кого защищают
10. Уволить могут без предупреждения и в любой момент
Компания печально известна тем, что увольняет без предупреждения. Сегодня вы работаете, а завтра — уже нет. При этом других коллег о вашем увольнении не оповещают. Так, например, один инженер Tesla понял, что его менеджера уволили, когда тот не пришел на встречу.
Людей в Tesla часто увольняют прямо на совещаниях, даже когда они проходят в режиме онлайн. Бывшая сотрудница энергетического подразделения рассказала, как получила в час ночи электронное письмо, где ее попросили присоединиться к дневной видеоконференции. Она оказалось в числе 250 человек, которых уволили на той встрече. Причем это никак не зависело от ее профессиональных результатов, ведь уволили даже тех, кто выполнил план по продажам.
Еще одного сотрудника из службы доставки автомобилей уволили через час после того, как он в понедельник утром пришел на работу. Он догадался, что что-то идет не так, когда сразу три менеджера пригласили его коллегу в переговорную. Когда девушка собрала свои вещи и покинула помещение, сотрудник понял, что произошло.
Он подумал, что ее уволили за плохую работу, однако потом его тоже позвали в переговорную и сказали, что его должность упразднена. Конечно же, заранее об этом никто не предупредил.
Фото: vasilis asvestas / shutterstock