«Работодатель постоянно должен мне от 200 тысяч до 300 тысяч рублей, и я нахожусь в этой зависимости»

В западне у нелюбимой работы

520

Почти каждый четвертый гражданин не доволен своей работой, а 8% категорически ее не любят. Интересно, что половина из этих 8% даже не пытаются что-либо изменить. Почему люди не уходят с нелюбимого места, но каждый день жалуются, какая невыносимая у них жизнь? Если всё так плохо — что мешает принять решение?

Меньшее из зол: черная или серая зарплата?

Наталья: «Платит какими-то мизерными частями, чтобы хватало на еду и проезд»

Я работаю на индивидуального предпринимателя без официального оформления. Мы продаем обувь из натуральной кожи, которую делают местные производители. В нашем городе очень много маленьких обувных фабрик и цехов. Вот их продукцией и торгуем.

Постоянного оклада у меня нет, а заработок — это определенная сумма с каждой проданной и оплаченной пары обуви. Даже без оклада это очень неплохие деньги.

Мы начинали работать, как говорится, с нуля. Заключили договоры с обувщиками, что мы для них что-то типа аутсорсингового отела продаж, и начали продавать их продукцию. Почему они пошли на это? На тот момент многие работали по старинке — с рыночниками, опытных продажников не имели и знаний, как организовать отдел продаж, тоже.

На эту работу я согласилась от безысходности, потому что были долги, а с предыдущей сократили. Можно сказать, это была первая попавшаяся вакансия.

Я менеджер с большим опытом и отличными коммуникативными навыками. Клиентскую базу наработала довольно быстро. Мои клиенты находятся в разных уголках России. Договоры мы заключаем как фабрика-производитель, и платят клиенты также на расчетные счета производства. А потом уже производители рассчитываются с нами за нашу работу. Мы два раза в год ездим на обувные выставки в столицу, работаем на стенде какого-нибудь производителя как официальные сотрудники.

А на самом деле у меня нет даже трудового договора. И это очень сильно тревожит.

У меня очень большой объем продаж, хорошие клиенты, платят без задержек. А вот про своего работодателя я так сказать не могу. Поначалу он мне платил как положено: поступил от клиента платеж — мне выплачивается моя доля. Потом начал задерживать оплату, жаловаться, что это фабрика ему задерживает наши деньги. Что он сам в такой же ситуации.

На самом деле видно, что человек лжет, иначе бы не разъезжал по курортам.

Платит какими-то мизерными частями, чтобы хватало на еду и проезд. А долг по моей зарплате копится и копится. Уйти я не могу, потому что это уже довольно приличная сумма. И пожаловаться в трудовую инспекцию тоже не могу.

Когда он понимает, что я уже на грани, — выплачивает половину долга. Я начинаю верить, что и все остальные деньги отдаст, и продолжаю работать. Получается новый круг: я снова хорошо продала, он получил деньги с фабрики, мне опять рассказывает басни. Он постоянно должен мне от 200 тысяч до 300 тысяч рублей, и я нахожусь в этой зависимости. Умом понимаю, что надо принять решение и уйти, но деньги продолжают держать.

Виктория: «Было ощущение, что ты просто извозился в грязи»

У меня была нелюбимая работа в кредитном потребительском кооперативе. Назовем его КПК «Мираж». Изначально я очень хотела ее получить. Было много сомнений, ведь опыта в данной сфере у меня не было, да и возраст был под 50.

Я прошла три очень серьезных собеседования: два с руководителями отделов и еще одно с собственником. И — о, счастье! Меня приняли на работу.

На первый взгляд всё было на высшем уровне: красивый и современный офис, очень профессиональные и деловые отношения. Просто видеоряд из кино про офисную жизнь, не меньше. Кооператив занимался тем, что выдавал потребительские кредиты на строительство, а пенсионный фонд возвращал материнский капитал.

Как потом оказалось, руководство обманывало почти всех наших клиентов. Смысл был в том, что свою подпись на документах клиенты ставили заранее, чтобы подать в ПФР все документы. Пойди потом докажи, что ты ничего не получал. Руководство начало зажимать деньги, которые пенсионный фонд перечислял на расчетный счет компании, и бегать от людей. Семьи месяцами не могли получить положенную им выплату.

Когда я поняла, что происходит, то испытала шок. Мы, рядовые сотрудники, не принимали участия ни в каких финансовых схемах. Более того, мы верили в компанию — а нас тоже обманывали.

Было ощущение, что ты просто извозился в грязи.

Конечно, сразу пришло решение искать новую работу. Но был ряд причин, которые мешали уволиться немедленно. Прежде всего — обманутые клиенты, перед которыми я испытывала чувство вины. Они показывали мне фото директора с пачками денег и подписью «Спасибо КПК “Мираж”», которые он выкладывал в социальной сети, и плакали: «Он, что издевается?»

Я начала судорожно думать, чем я могу им помочь, а самой просто хотелось бежать без оглядки. Кроме этого, появились обычные страхи: «Кому ты нужен в 50 лет? А вдруг опять обманут?» Добавился новый страх, что после такой мерзости я просто испорченный товар.

Я продолжала ходить в офис, а страхи и переживания забирали столь нужную и ценную энергию, которую могла бы потратить на поиск новой работы. Я жалела себя, скулила, рефлексировала — и это была какая-то западня. Как я из нее выбралась? Меня оттуда просто выдернули неотвратимые обстоятельства: к нам нагрянула прокуратура со всеми вытекающими.

За четыре дня до Нового года я осталась без работы и без заработной платы, которую нам уже два месяца не платили, кормя обещаниями. Сейчас я думаю, что после новогодних праздников нас просто кинули бы так же, как и клиентов. Никому не пожелаю ходить на нелюбимую работу изо дня в день и носить с собой груз сопутствующих эмоций и переживаний. Нужно учиться принимать решения немедленно.

Байки от редакторов, истории, которые нас зацепили, полезные и бесполезные сообщения-«молнии» — всё в телеграм-канале «Просто работы». Не хватает только вас.

Почитать

Станислав: «Повесили две должности на одну зарплату»

Я переехал в Санкт-Петербург из-за девушки. Конечно же, сразу стал искать работу. Первым делом была нужна стабильность и нормальный доход. О том, что эта работа должна быть любимой, я даже не думал. Нашел работу менеджера по продажам в известном гипермаркете строительных материалов.

Работа по совместительству

Брали кандидатов без опыта, и я решил попробовать.

Поначалу всё нравилось — и сама работа, и график, и условия. Потом прошло сокращение штата и мой сектор остался без грузчиков. А мы работаем на стройдворе, и это открытая площадка.

Мало того, что я продаю товар, я же его еще и должен сам загрузить. В любое время года. И за работу грузчика мне не доплачивают.

Я не против физических нагрузок и не лентяй. Но почему работодатель позволяет себе такое отношение к сотрудникам: повесить две должности за одну зарплату? И это европейская компания! В их стране сотрудники сразу бы забастовали.

Что хочу сказать спустя два года работы здесь: я и рад бы уволиться, но держит ряд причин. У нас полностью белая и стабильная заработная плата. Я взял ипотеку, что тоже не добавляет храбрости сменить работу.

Еще держат всякие «плюшки», например компенсация затрат на питание. Нам ежемесячно кладут три тысячи рублей на карту, по которой мы питаемся в определенной столовой. Плюс есть квартальные премии — и это та еще «морковка для осликов». Она может быть очень хорошей или внезапно составить тысячу рублей. Ее размер зависит от работы магазина в целом, а проверить это мы никак не можем. Что дают, то и имеем.

И каждый раз надеемся, что ну в этот раз точно должна быть хорошая, — и снова бежим по кругу за морковкой.

К тому же мне нужен стаж, который будет плюсом при поиске новой работы. Тем более я работаю в компании с мировым именем. Поэтому пока приходится мириться со многими условиями.

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрация: Midjourney