Как работать в постоянно меняющихся условиях — понятная инструкция
9 шагов на пути к стабильности из хаоса
Только вчера прошла планерка, всех известили о новых приоритетах и раздали задачи, над которыми еще голову поломать, а сегодня — смена курса! Очередные санкции перевернули отрасль, новости о сокращениях и назначениях сыпятся пачками, а вчерашние задачи уже неактуальны. «Разве можно в таких условиях работать?!» Рассказываем, как не просто выживать, но продолжать успешно трудиться, если условия меняются быстрее, чем вы успеваете принять их и привыкнуть.
15 способов заставить себя работать, если всё время отвлекаешься на новости
Что делать тем, кто не читать их совсем не может
Что может меняться на работе
- Внешняя среда, в том числе экономическая обстановка, государственное регулирование отрасли, поведение конкурентов, рынок труда.
- Регламенты, рабочие процессы и условия труда: переезд в новый офис или, например, обновление правил принятия решений.
- Руководство и коллеги: кто-то приходит, кто-то уходит, а остальные приспосабливаются.
- Профессиональные роли и задачи: сейчас многие вынуждены брать на себя дополнительные обязанности.
- Технологии, рабочие инструменты и программы.
- Психологический климат — в диапазоне от эйфории из-за открывающихся возможностей до конфликтов из-за политических убеждений.
- Приоритеты, цели и планы компании, стратегии выживания.
1. Смиритесь с неизбежностью перемен
Звучит хорошо, но на практике цитирование философов не поможет. Если фатализм или смирение вам несвойственны — принимайте каждое изменение по отдельности.
Помогут вопросы:
- Что я сейчас чувствую? (Гнев/раздражение/страх/тревогу/равнодушие. Это нормально.)
- Как я отношусь к самим изменениям? (Мне всё равно / они мне не нравятся / мне они кажутся бессмысленными. И это нормально.)
- Могу ли я повлиять на ситуацию, отменить изменения? (Нет, это трата нервов.)
- Что я могу сделать, чтобы мне было проще принять их? (Попить чай с мелиссой / обсудить с другом по работе / написать письмо во вселенную и удалить / помыть руки, так как это успокаивает / сделать несколько глубоких вдохов.)
Дайте себе хотя бы три-пять минут на то, чтобы осознать свои ощущения и принять их. Затем можете действовать, если происходящее требует ваших шагов.
2. Сохраняйте позитивный настрой
Быть позитивным — это решение, а не настроение или черта характера. Вы можете испытывать негативные эмоции по поводу ситуации, но при этом двигаться вперед с позитивным настроем.
Способы сохранять позитивный настрой:
- регулярно и целенаправленно заставляйте себя улыбаться — смотрите комедийные шоу, смейтесь над мемами и фото с котиками, читайте паблики с юмористическими цитатами;
- ведите дневник благодарности — каждый вечер перед сном или прямо с утра записывайте три причины, почему вы благодарны вселенной, богу или жизни;
- узнав о будущем изменении, спросите себя: «Что в нем может быть хорошего?», «Какие положительные моменты оно может привнести в мою работу?», «Какие возможности это передо мной откроет?»;
- ищите в ситуации забавное и по-доброму иронизируйте над собой и своими реакциями.
Существует эффективное упражнение под условным названием машина времени. В момент сильной тревоги, гнева или разочарования, вызванных переменами, представьте себе, что переместились в будущее. Будет ли всё это важно через неделю? А через год? А через 10 лет? Как вы тогда будете об этом рассказывать, например, друзьям или детям?
3. Сосредоточьтесь на том, что можете контролировать
Допустим, вы не можете влиять на политику и решения руководства. Зато можете выполнять свои задачи с полной отдачей, или быстро, или предельно качественно. Вы можете вычеркивать из списка то, что удалось выполнить, даже если сам список постоянно меняется. Вам под силу поддерживать теплые отношения с подчиненными или партнерами — даже в условиях турбулентной среды.
Узнав об очередном изменении, запретите себе риторические вопросы в духе «О, почему это случилось со мной?» или «Зачем они это делают?», а также обобщения и жалость к себе, например «Вот всегда такое со мной происходит!». Лучше сосредоточьтесь на том, каким будет следующий шаг или практическое решение возникшей проблемы. Такой подход ученые, которые специализируются на изучении стресса и адаптивности, назвали экзистенциальным мужеством.
4. Ищите точки опоры и используйте их, когда необходимо
Опорой могут стать:
- задачи, которые нравятся и не меняются, — радуйтесь каждый раз, когда выполняете их в течение дня;
- коллеги, которые держатся молодцом, стабильно выдают высокое качество работы и тем самым помогают вам лучше справляться со своей, — почаще благодарите их;
- члены семьи, которые безоценочно выслушают, — выговаривайтесь им, прислушайтесь к их оценке ситуации, цените взгляд со стороны;
- руководитель, который может объяснить, почему изменения необходимы, даст подсказки, как быстрее их внедрить, — обращайтесь к нему за обратной связью, рассказывайте об успехах и препятствиях.
5. Найдите способ оставаться организованным
Если вокруг всё быстро меняется и кажется, что везде царит хаос, привнесите в жизнь порядок и немного стабильности сами: ведите списки задач, ставьте напоминания, используйте приложения-трекеры, держите организованными рабочие папки (в том числе цифровые), закладки в браузере, составляйте аналитические таблицы (они упрощают работу).
Байки от редакторов, истории, которые нас зацепили, полезные и бесполезные сообщения-«молнии» — всё в ТГ-канале «Просто работы». Не хватает только вас.
6. Работайте короткими спринтами
В условиях неопределенности бесполезно планировать надолго вперед. Выполняя рабочие задачи, разбивайте их на промежуточные этапы, ставьте короткие сроки, быстро анализируйте и вносите исправления, регулярно сверяйтесь с целями и приоритетами руководителя.
7. Помогайте другим справляться с изменениями
Скорее всего, вы не единственный, кому неопределенность мешает нормально работать: в помощи могут нуждаться коллеги или подчиненные. Сместив фокус с собственных переживаний на чужие, вы быстрее смиритесь с ситуацией. Вполне возможно, что откровенный разговор с коллегой подкинет вам решение проблемы или собственные трудности покажутся несущественными на фоне чужих.
8. Готовьтесь к переменам заранее
Чем больше вы знаете, тем лучше сможете вжиться в происходящие изменения.
- Возьмите на себя ответственность за свою работу и продуктивность, пройдя дополнительное обучение, если оно необходимо.
- Слушайте подкасты, смотрите вебинары, проходите курсы, читайте книги и статьи на отраслевых порталах, посещайте профильные мероприятия — всё это поможет вам «оседлать» следующую волну перемен до того, как она накроет неподготовленных.
- Наблюдайте за работой коллег из смежных подразделений: придется выполнять новые задачи, но это полезно как поиск новых идей, решений, инструментов продуктивности.
- Задавайте больше вопросов, если есть люди, готовые на них отвечать. Проявляйте любознательность в сторону тех, что лежат за пределами ваших компетенций.
- Развивайте творческое мышление — например, решайте или придумывайте головоломки, фиксируйте способы нестандартно использовать привычные предметы, пишите хокку или стихи.
- Тренируйте «мышцу адаптивности» — делайте что-то по-новому в мелочах, например осваивайте незнакомый навык, придумывайте планы Б для любой цели или события, реже пользуйтесь навигатором и картами (в безопасных пределах).
5 веских причин поменять работу даже в условиях нестабильной экономики
А когда лучше остаться и потерпеть
9. Регулярно выпускайте пар
Даже если вы отлично справляетесь с бурей изменений всю неделю, в пятницу или в выходные делайте то, что поможет, выражаясь языком психологов, завершить реакцию стресса. Научно обоснованные способы (по мотивам книги «Выгорание», которую написали исследователи Эмили и Амелия Нагоски):
- смех;
- слезы (тут решать, конечно, вам);
- объятия;
л* егкие, ни к чему не обязывающие микробеседы с малознакомыми людьми (так называемое «позитивное социальное взаимодействие); - медитативное дыхание;
- любые творческие занятия.
Заботьтесь о себе: в условиях постоянных изменений от вас требуется больше сил для адаптации. Если вы плохо питаетесь, мало спите и пренебрегаете фитнесом — силам будет неоткуда взяться.
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрация: koto_feja / IStock