Как отвечать на вопрос: «Ваша самая большая ошибка на работе?»
И зачем об этом спрашивают на собеседованиях

Один лауреат Нобелевской премии заметил: «Если вы не ошибаетесь, значит, решаете слишком простые задачи. И это самая большая ошибка». Видимо, этой же логике следуют и рекрутеры, спрашивая на собеседованиях: «Какую самую большую ошибку, связанную с работой, вы совершили?» Разбираемся, как ответить, чтобы и репутация не пострадала, и сидящий напротив человек понял: вы — идеальный кандидат.

10 вопросов на собеседовании, на которые обычно отвечают неправильно
И как нужно отвечать на самом деле
Вопрос может звучать иначе…
Пусть вас не смущает другая формулировка, например:
- «Расскажите о какой-нибудь своей ошибке или неудаче» (то есть не самой большой — любой).
- «Опишите свой неудавшийся проект».
- «Как вы справляетесь с неудачами?»
- «Как реагируете на собственные ошибки? Приведите пример».
Как бы ни прозвучал вопрос, от вас ожидают внятного ответа или истории.
Зачем рекрутеры об этом спрашивают
Точно не для того, чтобы сформировать у вас комплекс неполноценности или синдром самозванца и заодно на весь день испортить настроение.
Рекрутеры стремятся:
- проверить вас на адекватность и наличие звездной болезни;
- узнать, как вы относитесь к ошибкам и неудачам;
- сопоставить ваше мышление с желательным для своих сотрудников;
- убедиться, что вы умеете учиться на ошибках, нормально воспринимаете критику и достаточно стрессоустойчивы для работы;
- больше узнать о вас как о человеке и сотруднике — ведь все ошибаются по-разному;
- получить представление о вашем отношении к риску, ведь ошибки случаются чаще, когда люди берутся за сложные задачи и рискованные проекты.
Как правильно отвечать на вопрос
Главный совет, без которого бессмысленны все перечисленные ниже: подготовьте свой ответ. Для этого заранее вспомните «подходящую» ошибку, а лучше две — на случай если рекрутер решит копнуть глубже.
Лайфхак. Если совсем ничего не приходит в голову — поищите в своей карьере не ошибки, а так называемые aha-моменты. Речь о ситуациях, когда вы внезапно что-то поняли или осознали, когда к вам пришло озарение. Таким ситуациям обычно предшествуют трудности и препятствия, и остается лишь изложить их в хронологическом порядке.
Алгоритм ответа
1. Переформулируйте для себя вопрос. Вместо «самой большой» ошибки рассказывайте о «достаточно большой», это поможет вам не разрушить свою репутацию. Исключение — если претендуете на внутреннюю вакансию в компании, где уже давно работаете и где о ваших ошибках многим известно. В этом случае признавайтесь в том, что стало всеобщим достоянием, — ведь вы умеете принимать и нести ответственность.
2. Сообщите контекст, который поможет рекрутеру понять, почему ваши действия были ошибочными.
3. Опишите ошибку, кратко охарактеризуйте результаты, к которым она привела, риски и последствия, а также свою степень вины и долю участия в неприятном результате.
4. Сформулируйте свои инсайты и открытия. Люди редко переходят от одних действий к другим сразу, обычно между этим есть момент осознания проблемы. Вспомните: как вы поняли, что что-то идет не так? Проговорите это рекрутеру. И подчеркните, что были честны с собой и с коллегами, с руководителем.
5. Подробно расскажите, что вы сделали, чтобы исправить ошибку / минимизировать ущерб.
6. Сформулируйте выводы или опишите, как подстраховались от подобных ошибок в будущем.
Как надо
- Выберите «подходящую» ошибку (об этом ниже).
- Опишите ситуацию, когда всё пошло не то чтобы плохо, но не по плану или не так, как вы ожидали.
- Рассказывайте по существу и четко.

Как отвечать на вопрос «Почему вы ушли с прежней работы?»
Как не надо
- Не говорите, что никогда не совершаете ошибок.
- Не придумывайте!
- Не рассказывайте об ошибке, которая может лишить вас шанса на трудоустройство, например указывает, что вы можете не справиться с работой.
- Не говорите слишком кратко или обтекаемо — у рекрутера возникнет ощущение, что вы что-то скрываете.
- Не валите всё на обстоятельства, коллег и руководителя.
- Не раскрывайте конфиденциальную информацию о бывшем или нынешнем работодателе.
- Не вдавайтесь в подробности о самой ошибке, это избыточно. Сосредоточьтесь на том, как решили возникшие проблемы.
Байки от редакторов, истории, которые нас зацепили, полезные и бесполезные сообщения-«молнии» — всё в телеграм-канале «Просто работы». Не хватает только вас.
Что такое «подходящая» ошибка
Расскажите рекрутеру о ситуации, когда вам не хватило знаний, умений, когда вы случайно упустили важную деталь.
Ошибка должна быть типичной для вашей профессии, не слишком давней, но и не слишком свежей — особенно если вы позиционируете себя как опытного и дорогого специалиста. И конечно, она не должна быть непоправимой (точно не стоит рассказывать, как ваши действия привели к банкротству компании).
«Подходящие» ошибки | «Неподходящие» ошибки |
---|---|
— Недопонимание с коллегами, клиентами или руководителем | — Возникающие из-за недостатков характера или отсутствия дисциплины («Опоздал на важную встречу») |
— Пробелы в знаниях или навыках | — Недопустимые на вашей будущей роли (ошибка в формуле расчета и, как следствие, в годовом отчете для акционеров — если вы финансовый аналитик) |
— Недостаточное внимание к деталям | — Вызванные этическими или подобными спорными вопросами (кража инвентаря, драка с коллегой) |
— Запоздалая реакция вместо действий на опережение | — Не являющиеся ошибками («Был слишком бдителен» или «Слишком много работал») |
— Некритичные ошибки в отчетах и презентациях | |
— Нарушенные дедлайны | |
— Недостаточная продуктивность | |
— Несогласованность с коллегами или участниками проекта |
Примеры «правильных» ошибок
- «Однажды я доверил стажеру верстку рекламного буклета для выставки, но не проинструктировал его подробно и не проверял на промежуточных этапах, а в итоге человек не справился и буклет получился аляповатым и неинформативным. Так я научился двум золотым правилам: “если вас не поняли — вы плохо объяснили” и “доверяй, но проверяй”».
- «Я руководил проектом по SEO-оптимизации интернет-магазина. Мне очень хотелось произвести впечатление на клиента, и я назвал короткие сроки готовности всех описаний товаров. Даже притом, что тексты писали много авторов, мы не успели к обещанным датам. Первым делом, конечно, извинились перед заказчиком и пообещали, что такое больше не повторится. И конечно, я понял, что лучше превосходить ожидания. Для этого — обещать меньше, а выполнять быстрее и лучше. В следующих клиентских проектах я всегда закладывал запас времени».
- «Я устроился начальником отдела и пообещал собственникам резкое увеличение продаж благодаря тому, что обучу “продаванов” моим уникальным методикам убеждения. Но, погрузившись в работу, я понял, что проблемы с продажами возникают не по вине отдела продаж, а из-за логистических накладок, что подпортило компании репутацию в городе. Я честно признался собственникам, что не смогу сдержать свои обещания в оговоренные сроки, и согласовал более реалистичные цифры. Потом сосредоточился на том, что мог контролировать: на техниках продаж и безупречной работе моего отдела. И конечно, горячо поддержал инициативу руководителей нанять консультанта для решения проблем с логистикой. Получил тогда урок смирения: не стоит разбрасываться обещаниями, не разобравшись до конца в проблеме».
- «Когда мы запускали новый продукт, то исходили из предположений, что он уже хорошо известен нашим клиентам и востребован. Но первый этап запуска прошел совсем не так, как планировалось, — и стало ясно, что мы опирались на неверные предпосылки. Чтобы исправить ситуацию и скорректировать рекламную кампанию, мы собрали несколько фокус-групп и глубже изучили свою целевую аудиторию. Этот урок я всегда вспоминаю, когда участвую в запусках».
«В прошлом году моя команда внедрила в компании новую облачную систему внутренней документации — мы ужасно гордились быстрым запуском. Но вскоре стали поступать сообщения об ошибках и жалобы на неудобство системы. Внимательно всё прочитав, мы поняли, что не учли неподготовленность команды. Вместе с отделом внутренних коммуникаций разработали и сняли обучающие видеоролики, организовали встречи с IT-специалистами и создали адрес электронной почты, чтобы сотрудники могли задавать любые вопросы и получать ответы. Я жалею, что мы не сделали это еще на этапе запуска, но с тех пор всегда уделяю внимание обучению пользователей, когда предлагаю им цифровые или облачные продукты».
А если спрашивают не про работу?
Вопрос может звучать так: «Какую самую серьезную ошибку вы совершили в жизни?» В этом случае ответ «Ошибки были, но ни одну не считаю достаточно серьезной, чтобы испытывать недовольство собой или сожалеть» вполне уместен.
Или можете честно признаться, что, например:
- пропускали английский в школе и теперь учите его за большие деньги, тратите на это личное время и боретесь с когнитивными трудностями (например, уже сложнее запоминать новые слова);
- неудачно вступили в первый брак — «По молодости и глупости, мы были разные люди»;
неправильно выбрали специальность — если ваше образование не соответствует должности и вакансии; - упустили возможность перспективной работы — потому что прежде стремились к другим целям и выбирали другие приоритеты;
- ушли с работы ради запуска стартапа с другом, но друг бросил на полпути и вы остались без работы.
Если решите поделиться с рекрутером перечисленными выше или подобными ошибками — не забудьте рассказать об уроках, которые вы из них извлекли.
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрация: Midjourney

Как отвечать на вопросы о зарплате
Что хотят услышать рекрутеры