Моя работа — ремонт велосипедов
Очень большая проблема найти адекватных, рукастых механиков
Александр окончил юрфак, после чего ушел в механики, завел собственную велосипедную мастерскую, которая потом превратилась в велоклуб.
Мой отец военный, и наша семья не раз переезжала с места на место: из родного Вильнюса родители уехали в Туркмению, где родились я и мой младший брат. Потом был Сахалин. Я прожил там 15 лет, вплоть до окончания школы. Каждый год на время каникул мы уезжали в Вильнюс к родственникам. У бабушки было кабельное ТВ с кучей каналов, где среди многих был канал «Евроспорт», который транслировал шоссейные велогонки. Ничего не понимал, но мне очень нравилось! Потом мы возвращались на остров в свой поселок с населением в восемь тысяч человек, единственной школой и несколькими телеканалами, где, увы, «Евроспорта» не было… Зато возобновлялись волейбольные тренировки, а я был капитаном школьной команды. Оглядываясь назад, понимаю: у меня было великолепное детство! Даже велосипед родители всё-таки купили, уступив моим навязчивым уговорам, пусть он и быстро развалился.
После школы я поступил на юрфак в Московский государственный индустриальный университет (сейчас — Московский политех). На втором курсе понял, что не мое. Трижды брал академ, но в итоге через 10 лет всё-таки закончил учебу и получил диплом. По специальности так ни дня и не проработал, всё «искал себя». Где-то случайно подрабатывал, чтобы хватало на самое необходимое. В 2011-м младший брат, профессионально занимающийся мотофристайлом, предложил поработать мойщиком в мотоклубе.
Не испытывая большого восторга, я пришел в мотошколу RRG. Саму работу не полюбил, зато был отличный коллектив. Со временем из мойщика я вырос в полноценного механика: научился перебирать моторы, вилки, амортизаторы… И постепенно начал осознавать, чего хочу. Мотошкола находится на Крылатской улице, и по дороге на работу я постоянно видел велосипедистов, ведь здесь находятся олимпийские велотрасса и велотрек. Я понял, что хочу, как эти крутые ребята, «делать скорость».
В 2012-м, накопив, я купил себе велосипед. Целенаправленно выбирал себе шоссейник, хотя знакомые отговаривали, советуя первым велосипедом выбрать фитнес-байк, но я был уверен, что хочу что-то максимально быстрое и спортивное. Первые годы катал по коротким маршрутам вокруг дома, задумывался о велопутешествии по Европе. Весной 2016-го купил билет в Брюссель. Оттуда в августе с кучей приключений добрался на велосипеде до Амстердама. В Москву вернулся дико заряженный! Велосипед — это такая штука, на которой ездить одному скучно, нужна компания, которой не было. Появилась идея делать что-то связанное с велотусовками.
Для начала договорился с директором мотошколы — он бесплатно выделил мне уголок два на два метра. И я приступил к оснащению будущей мастерской. В первую очередь купил верстак, затем начал обрастать необходимым инструментом. Через знакомых встретился с будущим партнером Андреем Галкиным. В конце 2016-го начали вместе работать над концептом велокафе, для которого, по нашим подсчетам, нужны были вложения около четырех миллионов, которых не было. Зато были мастерские: у меня в Крылатском, у Андрея на Электрозаводской. Мастерская Андрея называлась Velody, в ней реставрировались винтажные велосипеды, после объединения я предложил оставить это крутое название.
В феврале 2018-го мы перевезли всё мое оборудование к Андрею, но из-за пропускного режима «Электрозавода», под чьей крышей находилась мастерская, а также расположения на пятом этаже работать с клиентами было очень неудобно. В итоге было принято решение о переезде. У нас даже сомнений не было: искать новое место нужно в Крылатском, и в октябре того же года новое помещение нашлось.
Основная сфера деятельности Velody сегодня — сервис, ремонт велосипедов. Это то, что на данный момент формирует основу нашего бюджета. Но гораздо интереснее развивать клубную составляющую, то, что связано с людьми и сообществом.
Когда я только начинал кататься, у меня не было знакомых единомышленников. Я не знал, какую одежду, обувь, педали себе выбрать. На погружение ушло года четыре, чтобы хоть как-то начать разбираться. А благодаря нашему клубу человек за один сезон преображается. Мы ему объясняем, советуем, подсказываем. У нас, например, есть мастер-классы: любой желающий может прийти, полностью разобрать свой велосипед, обслужить и собрать обратно. Это всё в течение двух дней по пять часов.
Мы являемся официальным техническим партнером Ironstar — организатора крупнейших триатлонных стартов в России. Мы доставляем велосипеды участников, а также занимаемся их обслуживанием. Есть услуга по хранению велосипедов и велопрокат.
Очень большая проблема для меня как работодателя — найти адекватных, рукастых механиков. Большинство хороших мастеров уже работают сами на себя.
Velody позволяет еще и путешествовать. Благодаря нашим клубным заездам я побывал во всех крупных городах Подмосковья, а благодаря Ironstar — в Казани, Калининграде, Самаре, Завидово, несколько раз в Сочи.
Мы организовываем еженедельные городские заезды. По средам — вечерняя Москва от Трубной до «Гастрофермы» на Бауманской. По воскресеньям — Coffee Ride, начинающийся ранним утром стартом от ВДНХ по Яузе до Даниловского рынка. Этакая покатушка, чтобы на финише попить кофе и пообщаться с соратниками. На московских заездах у нас нет никаких ограничений, можно приехать на любом велосипеде. Единственное условие — это наличие шлема. Мы за безопасность! К сожалению, мы не можем велосипедиста без шлема вытолкать из группы и вообще запретить ему ехать — если он захочет, всё равно поедет. Но, как минимум, мы можем исключить его из чата в «Телеграме» или забанить в «Инстаграме». Это работает.
По понедельникам мы проводим клубную тренировку. Она только для членов клуба и только для шоссейных велосипедов.
Одна из наших визитных карточек — MO Grand Tour, серия заездов по Московской области. Где также работает строгое условие: участникам необходим велосипед с рулем-бараном. Я не против горных велосипедов, но каждый велосипед необходимо использовать по назначению. Для езды по асфальтовым дорогам — только шоссейный велосипед.
За последние три года мы значительно преуспели в массовости разных мероприятий. По 80–90 человек приезжали на заезды MOGT. На городских заездах насчитываем до 40 человек. Отличное зрелище, когда огромная пачка людей с фонариками движется по Арбату! А когда едем к старту областных заездов, то захватываем целый вагон в электричке.
Мы постоянно сталкиваемся со стереотипом: «Ребята, вы делаете крутые заезды, но я к вам не приеду, потому что у вас все быстрые». Мы много усилий прилагаем к тому, чтобы объяснить, что наши заезды — они для всех! Мы вообще не про спорт, мы про удовольствие, общение и сообщество. Проводить время с людьми из своей тусовки, с которыми ты можешь обсудить всё, что угодно, — бесценно.
Почему велосипед, а не мотоцикл? Велосипед — это свобода и сплошной кайф, а на мотоцикле мне тупо страшно. При этом я очень люблю уезжать с велосипедом в Сочи, в горы. Несешься по серпантину со скоростью под 70 или около того километров в час. Это невероятно быстро!
Велосипед — это история про превозмогание, боль и страдания. Люблю вставлять в маршрут несколько километров грунтовой дороги. Во время движения ты сам себя спрашиваешь: зачем тебе всё это?! А домой приезжаешь, ложишься в ванну и кайфуешь: крутой был день!
Если брать последние годы, то развитие триатлона дает очень большой толчок велосипедизации. Любительский триатлон — это не столько спорт, сколько возможность человеку самому себе доказать, что он еще не окончательно засиделся в офисе и еще на что-то способен. Поэтому в России триатлонные старты собирают очень большое количество участников. Триатлон — это плавание, велосипед и бег. И в него идут все: от клерков до директоров крупных фирм.
В Москве очень много так называемых коммьютеров. Это в целом городские велосипедисты, предпочитающие передвигаться по городским трассам на велосипеде, например на работу.
Кажется, в 2016 году в Москве построили более 200 километров велодорожек. Дептранс тогда заявил: мы построим еще столько же. А на следующий год программу свернули... Сказали, мол, вся эта инфраструктура москвичам оказалась не нужна. Это же бред! У нас не хватает велодорожек, соединяющих жилые районы с парками, например. Многие городские велосипедисты боятся выезжать на проезжую часть без велополос, они не чувствуют себя в безопасности без них.
Сейчас я сам себя хозяин, хочу — отдыхаю, хочу — работаю. И здесь важно распределять силы, но я этого пока не умею. Бывает, по три недели не вылезаю из мастерской, как итог — всё надоедает так, что хочется бросить. Беру пару дней на отдых. Проходит полдня, а я снова хочу в мастерскую! Работа разноплановая: могу быть механиком или администратором, могу заняться бухгалтерией или строить маршруты заездов. Надоело крутить гайки — пошел что-то поделал за компом. Надоело сидеть за компом — пошел крутить гайки…
А вообще, лучшей «перезагрузкой» являются наши заезды. К сожалению, не всегда удается в них участвовать — административная работа отнимает много времени. Но от этого никуда не денешься, нужно развиваться дальше.
Текст, фото: Станислава Новгородцева
Редактор: Ирина Филатова
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова