Я ставлю спектакли в кластере «Кислород» в Новосибирске

«Быть режиссером несложно, если есть внутренний стержень»

8 942

Чем занимается, сколько зарабатывает и что ставит режиссер в государственном молодежном центре, рассказывает театральный режиссер-постановщик, работающий в культурном кластере «Кислород» в Новосибирске.

Юлия Голева – Театральный режиссер-постановщик, Новосибирск
Юлия Голева
Театральный режиссер-постановщик, Новосибирск

С театром я связана с детства. С шести лет занималась в театральной студии. Понимание того, что хочу стать режиссером, пришло лет в 14. Сначала, как и большинство девочек, мечтала о карьере актрисы, так как идея быть всеми сразу — врачом, учителем, супервумен — очень привлекала. Но в старших классах мы с одноклассниками начали организовывать мероприятия, и этот процесс меня затянул. Понравилось продумывать ход концерта и захотелось разговаривать с людьми через сцену.

Актерских амбиций у меня тогда уже не было. Я поняла, что не Джульетта и ролей для меня, хрупкой девушки с ростом 150 сантиметров, не так много. Сейчас у молодых актеров больше возможностей: на экране или сцене может появиться персонаж, внешне совершенно противоположный тому, который фигурирует в сценарии/пьесе. 10–15 лет назад, когда я училась в институте, ставку делали на статных женщин, классических красавиц. Кого могла играть я в то время? Детей, например. Перспектив в этом для себя я не видела.

Другое дело — режиссура. Здесь можно реализовать как творческие идеи, так и организаторские способности.

Я не работаю в профессиональном государственном театре, у меня нет менеджера и директора, мне самой нужно решить множество вопросов: найти площадку, актеров, подобрать материал, проработать его, договориться о костюмах, декорациях, реквизите. Также необходимо собрать вокруг себя команду людей, которые будут говорить с тобой на одном языке и которым будет интересно то, что ты предлагаешь.

Где я работаю

Сейчас я занята в молодежной политике Новосибирска, в культурном кластере «Кислород». Я начальник отдела. Вместе с единомышленниками мы организуем социальные проекты, мероприятия, кружки. Масштабы у проектов разные: от мастер-класса по пошиву сумок-шоперов до Всероссийского фестиваля экранного и семейного творчества «МультСемья».

Также мы приобщаем людей к театру — у нас работает театральная студия, где можно бесплатно научиться азам профессии, интересно провести время. Прийти к нам может, в принципе, любой, но так сложилось, что наша целевая аудитория — люди от 14 до 35 лет. Периодически мы устраиваем прослушивания, где каждый показывает, что умеет: петь, танцевать, читать стихи и т. д. Далее набираем ребят, с которыми будем работать в ближайшие год-два.

Как ставят спектакли

Несмотря на то, что наша студия любительская, спектакль готовится так же, как в профессиональном театре. Для начала я, как режиссер, выбираю материал. Он должен быть актуальным и понятным для зрителя. Если я попытаюсь поставить пьесу, которая сегодня «не болит» у ее адресата, люди на нее не пойдут.

Кроме того, этот материал должен трогать меня. Все говорят, что нужно подбирать то, что понравится в первую очередь зрителю, что пришедший на спектакль человек должен быть поставлен во главу угла. Для меня истина в том, что режиссер должен быть увлечен тем, что ставит. Идея должна захватывать. Ведь дальше нужно заразить этим материалом еще и актеров, влюбить их в него. Когда режиссер заражен, актер влюблен, энергия идет в зрительный зал. И тогда зритель кайфует от увиденного.

Если я выбрала материал, например пьесу, я читаю его, затем откладываю на какое-то время. Причем неважно, что прорабатываю: современную историю или классическое произведение. Самое главное — проблема. Даже если берется классика, важно, чтобы ее можно было перенести в реалии сегодняшнего дня, не заниматься реконструкцией.

Когда понимаю, что пьеса мне откликается, приступаю к методу действенного анализа: разбираю произведение на тему, идею, сверхзадачу, сквозное действие и т. д. После происходит встреча с актерами, начинается так называемый застольный период. Я рассказываю свой разбор, делюсь мыслями и идеями. Следом каждый начинает работать над своей ролью. Идут репетиции, читки, актеры делают этюды, которые потом могут войти в окончательную версию. И уже затем происходят «читки на ногах» — когда актеры ходят по сцене с листами текста, читают его. Так он лучше запоминается. Если зубрить текст, его можно не понять или он просто вылетит из головы. Со временем добавляются все нужные атрибуты (свет, костюмы, реквизит) — и получается спектакль.

Не все понимают, кто такой режиссер. Это нормально, но иногда доходит до смешного. Когда была совсем молоденькая (сейчас мне 30), случались такие диалоги:
— Ой, а покажи собачку!
— В смысле?
— Ну, вы же, актеры, можете всё. Вас этому учат.
— *facepalm*
Когда говорю, что я режиссер, беседа часто приобретает такой оборот:
— О боже! А ты меня снимешь в кино?
— Нет, не сниму.
— Почему? Ты же режиссер!
— Я театральный режиссер.
— А в чем отличия от кино? А почему ты не снимаешь фильмы? Ты же можешь это делать? А давай снимем кино!

И здесь начинается долгий разговор про театр, кино, их отличия.

Классно ли быть режиссером

Думаю, быть режиссером несложно, если есть внутренний стержень. Нужна выдержка, характер, периодически холодная голова. Нужно суметь организовать процесс так, чтобы всё осталось целостным, не разрушилось.

Один из минусов профессии — в том, что это работа с людьми. У всех свой характер, капризы. Но если сам человек хочет, он покажет, как найти к нему ключик. Если нет — ничего искать не надо. Лучше отпустить. Тогда все сэкономят и время, и нервы.

Но работа с людьми в моей профессии — это и большой плюс: работаешь с теми, у кого горят глаза, кто вовлечен в общее действие. Очень приятно видеть, как мои ученики выбирают эту профессию потому, что действительно ей заряжены, поступают в творческие вузы. Для меня это значит, что получилось задать нужный вектор, влюбить в дело, которое, может быть, станет делом всей жизни.

Я стараюсь делать мероприятия, которые пойдут во благо: сбор гуманитарной помощи, организация волонтерской группы. Очень радостно от того, что даже небольшие дела помогают сделать нашу жизнь лучше.

График и деньги

Мой официальный график — пятидневка, с 9:30 до 18:30. Но часто мероприятия проводятся в выходные или приходится задерживаться по вечерам. Также есть сторонний режиссерский проект, которым я занимаюсь параллельно. Получается, что работаю практически 24/7. Меня устраивает такой ритм, я к нему привыкла, хотя после режима самоизоляции, который всех несколько расслабил, начинаю уставать от работы. Но сидеть дома сложа руки точно не смогу.

На официальной работе у меня фиксированная зарплата. Те работы, которые беру в качестве отдельных проектов (съемки клипов, свадьбы, тематические мероприятия и т. д.), стоят всегда по-разному. Если это для друзей — с большей долей вероятности это будет бесплатно. Либо за чашку кофе и оплату такси домой. Если заказ со стороны, это может быть абсолютно любая цифра: пять тысяч рублей, 20 тысяч, 30 тысяч, 200 тысяч. Всё зависит от объема задачи и имеющегося бюджета, а также от того, что я там делаю: полностью ставлю номер, организовываю съемочный процесс, отвечаю только за сценарий, готовлю человека к конкурсу и проч.

Профдеформация

В работе я люблю, чтобы всё было структурировано. И часто приношу такой порядок домой, вообще стала очень педантичной. Например, вижу у коллеги след от кружки кофе на рабочем столе — всё, меня это начинает раздражать. Конечно, держу себя в руках, однако не замечать даже мелкий беспорядок не получается.

Еще со мной невозможно смотреть кино. Я разбираю его с точки зрения постановщика. Часто делаю это вслух, поэтому, думаю, люди в кинотеатре, если я тоже на сеансе, меня ненавидят. В семье проще, хотя мужу тоже достается. Если смотрим сериал, особенно российский детектив, через некоторое время спойлерю: говорю, как и что будет в конце. Все сюжеты — одни и те же испокон веков. Да, авторы добавляют какие-то детали, но костяк остается, так что суть можно легко понять. Муж перенял это от меня, теперь развлекаемся вместе.

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрация: aerogondo2 / Shutterstock