Сколько зарабатывает школьный психолог в Туле?

И чем занимается в обычной школе

7 710
Люди Интервью

Чем занимается психолог в обычной школе, от чего зависит его зарплата и действительно ли в России есть инклюзивное образование, рассказывает педагог-психолог из тульской школы Анна Григорович.

Анна Григорович – Педагог-психолог в школе, Тула
Анна Григорович
Педагог-психолог в школе, Тула

Мне с детства очень нравилось слово «психолог». И в старших классах я поняла, что хочу стать кем-то таким. При этом я всегда легко общалась с детьми, поэтому сначала окончила Тульский педагогический колледж № 1, получила диплом учителя начальных классов, но с дополнительной подготовкой в области психологии.

Подготовка педагогов-психологов от просто педагогов отличается: у нас было много лекций по детской психологии, где давали методики, по которым можно разрешать конфликты и диагностировать состояние детей.

Учителем начальных классов я отработала в школе четыре года и поняла, что это не совсем мое. Так что высшее образование пошла получать уже по специальности практического психолога в ТГПУ им. Л. Н. Толстого.

Я работаю в общеобразовательной школе, но у нас много детей с особенностями развития. Например, с ЗПР (задержкой психического развития) или аутизмом. С каждым годом таких детей приходит учиться всё больше.

Как проходит мой день

В России образование инклюзивное: в школах смешанные классы — в них и особенные дети, и обычные. Ребенка с особенностями обязаны принять на обучение в школу по месту жительства. Только не по стандартной программе, а по индивидуальной.

Вместе с тем уже второй год у нас работает ресурсный класс. В нем собрано восемь детей с аутизмом. Они учатся под руководством команды, состоящей из психолога (меня), логопеда, дефектолога. Уроки идут по специальной программе, хотя предметы такие же, как у всех: русский язык, математика. Время начала занятий тоже стандартное — 8:30.

Каждый специалист команды берет себе группу детей из этого класса и занимается с ними по своему профилю. Занятия идут несколько часов. Далее, примерно в 12:00 и до 15:00, начинается коррекционно-развивающая программа: я занимаюсь с детьми индивидуально или в группах. Мы развиваем память, мышление, внимание. Чтобы собрать группы, в начале учебного года я диагностирую детей, выясняю, какое у них эмоциональное восприятие, уровень вовлеченности в учебный процесс. Для каждого класса и каждого ребенка свой план и своя программа.

Групповые занятия проходят по сценарию: приветствие, письменные или творческие задания (рисование, лепка), релаксация через сказкотерапию. Сказки выбираем не обычные вроде «Колобка», а специальные, написанные авторами-психологами. Задача не только расслабить деток, но и что-то скорректировать в их поведении. Есть сказки для гиперактивных детей, есть для застенчивых.

Практически по такому же принципу проходят индивидуальные занятия. Но здесь набор заданий очень сильно зависит от ученика, его вовлеченности в окружающую жизнь. Мы тренируем мелкую и крупную моторику, рисуем двумя руками, чтобы развивать оба полушария мозга.

С детками с аутизмом чаще всего получается взаимодействовать через игру. С ними мы инсценируем сказки. У меня есть различные фигурки, книжки с яркими картинками. Для таких детей я использую много наглядного материала. Это помогает социализироваться. Ведь часто интеллект сохранен, но ребенок ни с кем не взаимодействует.

Есть дети, которые не могут говорить. Но в нашей школе, повторюсь — общеобразовательной, есть аппараты с кнопками, на которых записаны фразы. Например: «Хочу на перемену». И ты уже понимаешь, что нужно ребенку, вы общаетесь.

Также моя задача — научить тех, кому это необходимо, простым вещам: садиться за парту, выдерживать занятие в 20–30 минут, держать правильно ручку, писать.

В определенные дни в 15:00 ко мне приходит «надомник» — так называют детей, которые учатся на дому. Но мой ребенок занимается со мной в школе. Здесь я провожу занятия не только как психолог, но и как учитель — веду основные предметы. Рабочий день для меня заканчивается в 16:30.

Зачем в школе психолог

Считаю, что психолог в школе нужен обязательно. Он может помочь не только детям с особенностями. Психолог — мостик между учителем, ребенком и родителем. Если наладить эту связь, то процесс взросления, обучения будет гладким. Сейчас очень много эмоциональных детей, тех, которые не могут держать себя в руках. Бывает, что у такого ребенка случается срыв, и беседа с психологом успокаивает его.

Также психолог должен регулировать конфликты: между детьми, родителями, учителями. Поэтому в школе я работаю и со взрослыми. Ко мне подходят и учителя, и родители. Последние — не с вопросами по учебе, а с проблемами во взаимоотношениях. Иногда родитель не может найти контакт с ребенком. Тогда я включаюсь, диагностирую их внутрисемейные отношения, даю рекомендации.

В нашей школе несколько психологов. Каждый работает со своим «контингентом»: к примеру, у меня дети первого — четвертого классов.

Советы психолога родителям школьников:

  • Никогда не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми. Ваш ребенок — индивидуальная личность.
  • Всегда хвалите ребенка. Даже за мелочи. Если он сделал что-то плохое, ругать следует только за конкретный проступок, а не в целом потому, что ребенок «глупый/ужасный/неправильный».
  • Старайтесь не ссориться при детях. Они считывают такое поведение и могут повторить его в будущем. Вообще, очень многое идет из семьи: как вы ведете себя, так, скорее всего, будет себя вести и ваш ребенок.
  • Очень важно спрашивать детей, как провели день, что было в школе. Замечаю, что практически половина родителей не интересуется такими вещами. А это нужно для хороших взаимоотношений и стабильного эмоционального фона.

О плюсах и минусах работы

Как и в любой работе, в моей есть преимущества и недостатки. Пожалуй, самый большой плюс — отпуск целое лето. Еще мне нравится график: я не сижу в школе, как многие сотрудники офисов, до семи-восьми вечера. Все выходные и праздники отдыхаю. Со временем я научилась расставлять границы: не беру работу домой (если что-то не доделала, оставляю на завтра) и не отвечаю на рабочие звонки после 18 часов. Раньше бывало, что родители могли позвонить мне в 11 вечера с вопросом, что задали их сыну или дочке на завтра.

Из минусов — обилие бумажной работы. Даже в течение дня, когда идет урок, часто бывает нужно срочно сделать отчет или заполнить журнал. Получается, на основные задачи остается мало времени. Но самый большой недостаток — эмоциональное опустошение. Иногда прихожу домой настолько вымотанной, что просто иду спать. Устаю от процесса: когда особенных детей нельзя оставить одних ни на минуту, я выкладываюсь, трачу много энергии. Практически весь день я провожу на ногах, постоянно говорю. Так что горло у меня часто воспаленное.

Что по деньгам

Зарплата психолога в школе (как и учителей, впрочем) складывается из оклада и часов занятий. Чем больше последних, тем больше денег. Насколько помню, оклад по моей профессии в Туле — 10–11 тысяч рублей. Также моя зарплата складывается из оплаты за уроки «надомника» и в ресурсном классе (за него доплачивают), кружков после основных занятий (это воспитательная работа). Периодически бывают премии. Но они зависят от школы, региона. Средняя по нашему городу зарплата психолога в школе составляет 25–40 тысяч рублей.

Кому-то этих денег хватает, кому-то нет — всё зависит от жизненной ситуации. Я не жалуюсь, потому что живем вдвоем с мужем, который тоже работает и поддерживает. Плюс у меня есть сторонний небольшой доход от психологических занятий вне школы.

Откуда брать ресурс

Не так давно начала работать со взрослыми и по проблемам, не связанным с детьми. Я окончила специальный курс, получила сертификат MAC-коуча. Теперь в своей работе могу использовать метафорические ассоциативные карты. В планах еще один курс, но уже по арт-терапии. Мечтаю создать и выпустить собственную колоду, работать по ней.

Если мне нужно отдохнуть, я отключаюсь от всех гаджетов. Мне помогает время, проведенное с семьей, прогулки, походы в кино или просмотр любимого сериала. Хорошо приводит мысли в порядок бег, смена обстановки (очень любим с мужем путешествовать на машине, выбираться в горы с палатками) либо же учеба по профессии. Занимаясь по вечерам, я забываю обо всём другом. Очень важно переключаться.

Чтобы стать и быть психологом, нужно разобраться в себе, быть в гармонии. Но случается всякое. Поэтому многие мои знакомые-психологи сами обращаются за консультациями к специалистам, регулярно ходят на терапию. У меня такого нет, хотя и я обращалась несколько раз к психологу со своими вопросами.

Периодически я хочу уйти из школы. Но всё же люблю свою работу и пока не готова ее бросать. Пока я работаю в школе — значит, есть еще ресурс.

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Фото обложки: Syda Productions/Shutterstock

Есть что сказать по теме? Пишите.

Похожие статьи