Как открыть салон красоты в маленьком городе

История предпринимательницы из Кушвы

9 978

У жизни в миллионнике и в провинции много очевидных отличий, а что насчет работы? В Кушве — городе на западе Свердловской области, в 198 километрах от Екатеринбурга, по данным за 2020 год, живет чуть больше 27 тысяч человек. Ксения Фирсова отправилась туда и поговорила с местными предпринимательницами о бизнесе в маленьком небогатом городе.

Оксана Ольховикова – Владелица салона красоты «Шоколад», Кушва
Оксана Ольховикова
Владелица салона красоты «Шоколад», Кушва

Как появился салон и как его пытались у нас отобрать

Выверенного решения открыть салон у меня как такового не было: просто салон, где я подменяла администратора, продали и все девчонки должны были уйти на улицу. Тот, кто купил салон, предложил нам взять его в аренду. Мы снимали его один год, а потом еще два года в другом помещении, потому что из первого нас выгнали.

Хотели меня убрать, девчонок оставить, назначить другого арендатора и чтобы этот арендатор работал в этом бизнесе с уже имеющимися клиентами. Девочки просто одномоментно собрали вещи, и в одну дверь мы все ушли.

Выгнали нас, кстати, 25 марта, а на 8 Марта люди купили много сертификатов. Бывшие арендодатели умышленно давали людям мой личный телефон, не салонный, и настраивали так, что деньги им никто не вернет, а продано было на 150 тысяч! Всё звонили, пытались обналичить эти сертификаты. Я тогда говорила всем подождать месяц: салон откроется, и все эти услуги по сертификатам будут в наличии. Люди отнеслись с пониманием. В итоге никто не требовал деньги и все просто пришли в новый салон.

Если мастер хороший, за ним идут хоть куда.

После того как нас выгнали, буквально за одни сутки через друзей я нашла другое помещение. С арендодателем мы быстро договорились, что он всё отремонтирует за месяц. В конце срока мы ночью натягивали потолки, а в 12 часов дня у нас уже было открытие.
Из него мы решили сделать праздник. Я чуть ли не на последние деньги купила шампанское, коньяк, столы от красной икры ломились, шариков навесили. Я пригласила из Тагила технолога — он показывал девочкам, как работают красители, и мы делали бесплатные окрашивания для всех желающих.

Город маленький, надо было пыль людям в глаза пустить. Но, кстати, эти клиенты, которые пришли тогда, до сих пор наши.

Как открыть салон красоты в маленьком городе

Коллектив и расставания

Коллектив у нас сплоченный, мастера очень сильные. Периодически кто-то уходит, хочет попробовать себя в другом направлении, но потом часто приходят назад. Один мастер у меня то секонд-хендом торгует, то в Сбербанк устраивается, то на юг уезжает пожить — но всегда возвращается.

Если хорошо со мной прощаются, по-честному, всегда можно вернуться. Но есть пара человек, которые ушли не очень хорошо.

Одна косметолог начала по тихой водить клиентов к себе домой — на 100 рублей дешевле те же самые услуги. Все компоненты ее процедур и даже названия — это мои разработки. Она пришла сюда молодым специалистом, я ей помогла выучиться. Потом почувствовала что-то неладное: я ее несколько раз спрашивала, работает ли она на дому, она всё отрицала. Но город-то маленький, слухи ползут быстро. Клиенты потом начали рассказывать, что были у нее, потому что дешевле.

В маленьком городе 100 рублей, да даже 50 рублей, — это деньги.

Почему я не ухожу работать на дом?

Я для себя выбираю продолжать этот бизнес потому, что, во-первых, это помещение мое, я его купила. Во-вторых, мне интересно постоянно в чем-то развиваться — вот раньше я работала массажистом, а теперь работаю спа-мастером.

И да, я сама работаю в салоне. Умею делать всё, кроме стрижек.

В 12-м году выучилась на маникюр-педикюр, могу заменить мастеров, если нужно. В 14-м я закончила на косметолога, потому что у меня есть медобразование. И сейчас я на все обучения езжу со своими мастерами, даже на парикмахерские. Последний раз вот съездила в Краснодар — обучилась технике бамбукового массажа для коррекции фигуры, потом добавила некоторые свои техники. В городе этого никто не делает. В принципе в городе нет другого оборудованного кабинета спа.

Бразильские страсти

Еще, например, в 13-м году, когда появилось кератиновое выпрямление, в Кушву его привезла я. Подруга в Екатеринбурге выпрямила мне волосы кератином. Я стала этот кератин искать, но его вообще нигде не было. Мы его как-то подпольно достали: у девочки в Бразилии жила сестра и контрабандой его возила. В первый раз мы с ней в торговом центре встречались — она даже мне домой к ней приехать не давала. После этой первой партии она разрешила уже к себе приехать и показала, что и как делать. Мы с ней эту технологию полностью изучили. Я приехала сюда, научила девчонок, и мы первые в городе начали это делать. На этом мы заработали очень хорошие деньги.

Как мы продвигаем салон

Чтобы привлекать людей, мы раздаем купоны, делаем скидки постоянным клиентам. Купоны раздаем в периоды, когда загруженность маленькая. Например, несколько лет назад раздали в декабре на январь. В итоге в январе у меня выручка на 40 процентов больше была, хотя декабрь считается хлебным месяцем. Январь мы до такой степени забили, что к косметологам было не записаться вообще, люди в коридоре сидели.
Еще с этой целью мы проводим детские бесплатные праздники на улице у салона. Последний раз на новогодние было 75 детей. Я нанимаю аниматора и диджея. Надуваем шарики, шоколадный фонтан, чай, пирожное, небольшие пакеты со сладостями собираем. Лошадь нанимаю, она их катает. Летом устраиваем конкурс мелков.

Как-то ко мне ребенок подошел и сказал: «Оксана Николаевна, большое спасибо! Я никогда не был на таком празднике. Можно я мелок домой заберу?» Я ему всё ведро отдала и чуть не заревела там.

Дети орут, визжат. Эмоции вообще непередаваемые! Родителям шампанское наливаем. Пока все развлекаются, администраторы раздают скидочные купоны. Так заполняем все услуги. Расходы оправдываются!

Через «Инстаграм», «Одноклассников», «Контакт» тоже продвигаемся. Сейчас почти только через «Инстаграм» идут. Все соцсети пока ведет администратор. Пытались связаться с эсэмэмщиком, но ничего не вышло. Иногда присылают анкеты — бывает, за неделю человек 10, — я захожу в их профиль и думаю: «Не надо такое мне, у меня свой без всяких обучений круче выглядит».

Как открыть салон красоты в маленьком городе

Как мы переживаем пандемию

Когда началась пандемия, первый месяц мы думали, что всё несерьезно и пройдет очень быстро. Потом началась паника. Я, конечно, не была к такому готова, у меня не было подушки. Собрали всю свою волю в кулак. Сколько денег было — потихоньку раздавала на зарплаты, они тогда были мизерные. С бизнесом стало очень тяжело еще до пандемии, потому что появилось много домашних мастеров, которые не платят налоги и занижают стоимость услуг. С ними конкурировать невозможно: если у нее маникюр стоит 300 рублей, а у меня 850 — хоть что тут делай. То же самое с окрашиванием. Да, на дому часто могут напортачить, и потом эти люди идут ко мне, но прибыль я с них всё равно уже потеряла. А тут еще пандемия. Сейчас я уже расплатилась со всеми долгами. Три месяца можно было не платить налоги, это хоть чуть-чуть помогло.

Доходы и оптимизм

Доход у нас всегда разный. Бывают большие закупки, и доход в такие месяцы совсем небольшой. Бывает ноль, когда никому ничего не должен, и слава богу. Бывает тысяч 50. Точную сумму сказать сложно, потому что каждый месяц я покупаю какой-то аппарат. Сейчас дай бог выйти в ноль опять. Раньше, в 15-м году, после выплаты зарплат и аренды могло оставаться тысяч 150. Сто тысяч я откладывала, и благодаря этому удалось много чего купить. Самая большая выручка была года два-три назад — 550 тысяч. Сейчас вообще тяжело, с пандемией всё очень стало плохо. Но я не могу себе позволить быть кому-то должной, поэтому всегда в первую очередь всё всем выплачиваю. Вообще, как бы ни было трудно, мы всё равно даже из самой глубокой ямы умудряемся выбраться. Уверена, так будет и сейчас.

Текст, фото: Ксения Фирсова
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова