Как стать блогером и зарабатывать на этом

Волшебной кнопки «Бабло» просто не существует

14 231

Работа блогера кажется несложной на первый взгляд: вы делитесь чем-то интересным, собираете большое количество подписчиков и получаете новых клиентов или доход от рекламы.

Однако увлечь аудиторию и сохранять ее внимание на протяжении долгого времени, а еще не запутаться в массе инструментов и схем для продвижения порой очень сложно.

Поговорим о том, с чего стоит начать, если вы хотите стать блогером, какими бывают блоги и насколько сложно их развивать.

Прежде чем завести блог

1. Четко определитесь с тематикой. Сейчас достаточно популярны бьюти-, фешен- и фуд-блогеры, специалисты, готовые поделиться своими знаниями в области психологии, родительства, отношений в паре, фитнеса, правильного питания, заботы о здоровье и так далее, ASMR-блогеры, кино- и книгоблогеры.

Ответьте себе на вопросы: почему вы хотите говорить именно на выбранную тему? зачем вам нужна отдельная площадка: кто ваши потенциальные читатели? что может их заинтересовать и удержать?

Я профессиональная доула, юрист с 20-летним стажем и мать троих детей. Веду блог в Instagram, который охватывает сразу две темы: роды, их эмоционально-физиологическая составляющая и права родителей в роддомах, детских поликлиниках и даже в отношениях с работодателем. Когда-то писала посты об этом в своих личных блогах в Facebook и Instagram. Но персональные аккаунты предназначены для личных записей, поэтому 90% постов в них подзамочные. И со временем мне потребовалась какая-то отдельная площадка, где я могла бы рассказывать о себе как о сочетании доулы и юриста, о своей работе открыто. Посоветовавшись со специалистами, я решила завести отдельный аккаунт в Instagram, посвященный только этой теме.

Мария М., доула и юрист, владелица Instagram-аккаунта @just.doula (2346 подписчиков)

2. Выберите площадку, на которой будете размещать контент, зарегистрируйтесь и узнайте всё о ее особенностях, в том числе о правилах.

3. Изучите рынок: кто будет конкурировать с вами за аудиторию, какие «фишки» для привлечения людей они используют, какие вопросы им задают подписчики. Начните регулярно готовить тематический контент: тексты, фото или видео. В идеале стоит иметь контент-план на месяц вперед. Блогер — такая же работа, как и все остальные, она требует проведения аналитики, готовности к краткосрочному и долгосрочному планированию и рутине.

4. Определитесь, чего вы ждете от блога, какие цели преследуете, в том числе в смысле развития вашего личного бренда и способов заработка. Если вы рассчитываете продавать с помощью блога собственные услуги или товары, стоит заранее подумать, допускаете ли вы возможность брать платную рекламу, участвовать в различных акциях для привлечения пользователей и так далее.

Мой блог выполняет общественно-просветительские задачи, помогает будущим мамам подготовиться к моменту, когда наступит пора отправляться в роддом, и спокойнее чувствовать себя в общении с врачами. А еще является своеобразной визитной карточкой. Например, если женщина, которая со мной рожала, советует меня своей подруге, она дает ей ссылку на мой блог.

Потенциальная клиентка читает его, составляет предварительное впечатление обо мне, получает ответы на часть вопросов — и после этого лучше понимает, нуждается ли она именно в моих услугах или нет. Словом, я не ставлю перед своим профессиональным аккаунтом цель именно зарабатывать деньги, никого не прошу специально лайкать мои посты, не покупаю ботов и не провожу стимулирующие акции, к примеру giveaway.

Считаю свой контент достаточно уникальным и без этого, вижу востребованность разработанных мною различных форм обращений в родовспомогательные учреждения. Беременные, желающие взять с собой в роддом доулу, также находят меня через аккаунт в Instagram, но беру я не всех — не более четырех человек в месяц, чтобы не было накладок и я сама не умерла от усталости, совмещая помощь роженицам и юридическую практику.

Мария М.

5. Подумайте, сколько денег вы планируете потратить на раскрутку блога и создание материалов. В зависимости от площадки и вида контента затраты могут быть разными. Например, профессиональное создание видеоролика обойдется дороже, чем публикация текста с иллюстрациями, которые вы сделаете сами (фотографии из поездки, ваши собственные рисунки).

Где завести блог

Можно начать работать с CMS (content managment system — системой для управления контентом) и специализированными сервисами, если вам хочется иметь не просто блог, а настоящий персональный сайт, где можно оптимизировать под себя каждую деталь. Выбор тут довольно приличный — WordPress, Medium, Tilda, «Эгея» и другие системы. Но зачастую эти ресурсы требуют как дополнительных финансовых вложений, так и специальных знаний.

Несколько проще будет создать свой личный блог и попробовать привлечь подписчиков в соцсетях, например в Instagram, «ВКонтакте», на «Яндекс.Дзене», Facebook или YouTube.

Зарегистрироваться там не сложно, главное — определиться с площадкой, на которой будете работать, и ее особенностями. Опишем пять наиболее популярных.

11 идей, где найти подработку

Instagram

Количество пользователей: в России — 59,4 млн, в мире — около 1 млрд.
Портрет аудитории: 59% женщин против 41% мужчин. Средний возраст — 25–35 лет.

Очень удобная площадка для тех, кому близка мысль, что лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать или прочитать. Можно размещать отдельные фотографии и фотогалереи, короткие и длинные видео, устраивать интерактивные игры с подписчиками в сториз и размещать рекламу. Площадка сама поддерживает наиболее популярные посты, помечая их как топовые и показывая большему числу пользователей. Хорошо, если ваши посты не только лайкают, но и активно комментируют — тогда у них будет больший приоритет в показах. Так что картинки картинками, а умение поддержать беседу важно всегда.

В Instagram я веду блог, посвященный своей работе. Конечно, в первую очередь на этой площадке ценится красивая картинка, важно подбирать то, что нравится мне самой и может понравиться подписчикам. Но это интересно, эдакое хобби: сделай аккаунт красивым и приятным :) В качестве методов продвижения когда-то использовала «накрутку» подписчиков, и зря: подписчиков становится больше, но они неактивны, и это только портит аккаунт, особенно после того, как Instagram изменил алгоритмы. Сейчас стараюсь, чтобы мои публикации выходили в топ по хештегам, например #заказторта_москва, где их увидит больше потенциальных клиентов.

Полина П., кондитер, владелица Instagram-аккаунта @piepolly (11 400 подписчиков)

Facebook

Количество пользователей: в России — примерно 39,7 млн, в мире — около 2,7 млрд.
Портрет аудитории: 53,5% женщин против 46,5% мужчин. Средний возраст — 25–55 лет.

Хотя формат площадки позволяет размещать длинные тексты, не стоит делать их слишком сухими и скучными. Тем более что платформа позволяет чередовать лонгриды с подборками фотографий, публикациями в сториз и прямыми эфирами. Приоритет в показах также за популярными постами, так что активность подписчиков приветствуется.

ВКонтакте

Количество пользователей: в России — 73 млн, в мире — 97 млн.
Портрет аудитории: 54,9% женщин против 45,1% мужчин. Средний возраст — 25–34 года.

Можно делиться и текстами, и фотоподборками, и видео, и музыкой, и проводить прямые эфиры, и разрабатывать собственные приложения (в том числе с платными функциями). Есть возможность продвижения за счет рекламных объявлений, удобный личный кабинет рекламодателя. Минусы — довольно часто через «ВКонтакте» рассылают спам и вирусы, пытаются взламывать аккаунты.

YouTube

Количество пользователей: в России — 82,8 млн, в мире — 2 млрд.
Портрет аудитории: 52,8% женщин против 47,2% мужчин. Средний возраст — 25–34 года.

Позволяет как размещать готовые видеоролики, так и устраивать онлайн-трансляции. Станет прекрасным выбором, если планируете делиться с подписчиками способами прохождения игр, небольшими фильмами, снятыми в путешествиях, проводить мастер-классы, записывать обзоры различных гаджетов или прочитанных книг.

Начать зарабатывать можно после включения монетизации, то есть размещения рекламы на ваших роликах. Эту опцию можно подключить, когда у вас не менее тысячи подписчиков и ваш канал набрал не менее четырех тысяч часов просмотра.

Яндекс.Дзен

Количество пользователей: в России — примерно 50 млн.
Портрет аудитории: четкого разделения в целом по сервису нет, так как многое зависит от тематики конкретного блога. Однако средний возраст аудитории — около 55 лет.

Сервис, который учитывает интересы пользователя и подстраивается под них. А создают контент именно владельцы блогов на «Дзене»: размещают статьи и видео, следят за ростом своей кармы (это показатель, учитывающий пять параметров: периодичность выпуска, качество публикаций, вовлеченность и рост аудитории, количество поделившихся постами с друзьями). Чем быстрее растет карма, тем скорее включится монетизация — вы начнете получать доход от рекламы в своих публикациях.

Свой блог на «Дзене» я начала с публикации статей о подготовке к ЕГЭ. Именно эта тема принесла мне поток читателей. Проходила обучение, сидела в «песочнице», когда нужно было опубликовать три статьи подряд, а потом продолжать растить свой блог, размещая по две-три статьи в неделю. Правда, с первого раза я не вышла на монетизацию. Даже забросила свой канал. И ко мне пришли с предложением купить его за тысячу рублей, раз уж всё равно я им не занимаюсь. Но отдавать плоды своих трудов за такие копейки было обидно, и я вернулась к работе над ним. Для повышения охватов размещала ссылки на статьи в других своих, более активных соцсетях, использовала правильные «ключи» в названиях статей (это приносило до 90 тысяч просмотров) и довольно быстро вышла на монетизацию, пусть и небольшую.

Самое главное — суметь выделиться в самом начале, а потом регулярно публиковать статьи, желательно — самостоятельно делать к ним иллюстрации, добиваться того, чтобы тебя читали. В интернете, как, впрочем, и нигде, нет кнопки «Бабло», всюду нужен труд.

Наталия С., репетитор, владелица канала «Учим русский язык вместе» на «Яндекс.Дзене» (аудитория канала 18 836 человек)

А как зарабатывать?

Марина, Полина и Наталия показали, как при помощи блога можно привлекать внимание к себе и к своим услугам. Но есть и иные способы получать доход от собственного канала:

  1. Участвовать в партнерских программах, то есть продавать чужие товары и услуги за процент от сделки.
  2. Создавать контент на заказ — видеоролики, статьи, фотосессии по теме заказчика с необходимыми ему ссылками.
  3. Стать амбассадором какого-либо бренда. Например, если ваш блог посвящен спорту и уже достаточно хорошо раскручен, он может понравиться производителю спортивной одежды и вам предложат продвигать ее на протяжении длительного времени.
  4. Раскручивать чужие блоги. Претендент на должность SMM-менеджера, который может похвастаться глубоким пониманием той или иной площадки, наличием собственного крупного блога на ней, получит выгодное предложение от работодателя скорее, чем человек без подобного опыта.

И про налоги

Блогер может платить их как физлицо, самозанятый или индивидуальный предприниматель.

Если захотите остаться в статусе физлица, то нужно будет самостоятельно подавать декларацию в налоговую и платить НДФЛ в размере 13%.

Оформив самозанятость, вы будете платить налог на профессиональный доход в размере 4% по сделкам с физлицами или 6% по сделкам с юрлицами. Но только если у вас был какой-то доход — в противном случае ничего платить не нужно.

К сожалению, у статуса самозанятого есть и минусы: невозможность нанять команду, ограничения по уровню дохода. Если они критичны, стоит оформить статус индивидуального предпринимателя и платить соответствующие налоги и взносы.

Что в итоге

Стать блогером и зарабатывать деньги дополнительно к основному доходу действительно можно. А вот заработать на этом миллион гораздо сложнее. Нужно ежедневно прикладывать усилия, как на основной работе, чуять тренды и запросы аудитории. И всё равно в этом остается доля везения и удачи, как в том же шоу-бизнесе.

Но ничто не мешает попробовать, ведь кто знает — может быть, удача улыбнется именно вам.

Где взять время на обучение, если времени нет?

Редактор: Александр Шестаков
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстратор: Катерина Морозова

Данные по аудитории соцсетей: https://ppc.world/articles/auditoriya-shesti-krupneyshih-socsetey-v-rossii-v-2020-godu-izuchaem-insayty/
Данные по среднему возрасту:https://gdetraffic.com/Analitika/Demografiya_sotsialnyh_setey