10 тем, которые нельзя поднимать на собеседовании никогда

Слово не воробей, вылетит — можно остаться без работы

55 456

Собеседование — ритуал, у которого есть определенные правила. Вы с работодателем только присматриваетесь друг к другу, поэтому важно произвести хорошее впечатление. Иногда достаточно пары неловких слов, чтобы отношение к вам изменилось. Поэтому некоторые темы в разговоре лучше не поднимать.

1. Нелюбовь к компании, в которой вы проходите собеседование

Часто на собеседовании представитель компании напрямую или опосредованно спрашивает об отношении к организации. И чего определенно не стоит делать — так это рассказывать, как вам всё в ней не нравится.

Возможно, в прошлом вы взаимодействовали с фирмой как клиент и получили негативный опыт. Или же у вас есть другие причины для ненависти. Например, в глубине души вы считаете, что это бездушная корпорация, которая уничтожает мелкий бизнес, или слышали о руководителе что-то плохое. Всё это может являться уважительной причиной для того, чтобы отказаться от собеседования. Но если уж вы пришли, негатив стоит оставить в прошлом.

Может показаться, что перечисление недостатков — хорошая стратегия. «Я их назову, а потом поделюсь идеями, как всё улучшить». Но сами подумайте: если кто-то придет к вам домой и сразу раскритикует ремонт, как вы будете относиться к этому человеку? Возможно, он прав. Возможно, в будущем вы всё переделаете. Но уже вряд ли именно его позовете помочь в этом.

Никто не любит слушать о себе гадости.

2. Крутость конкурентов

Отсылки к сыну маминой подруги стали темой для мемов. Даже те, кому в детстве не ставили в пример соседей и одноклассников, понимают эту боль. Когда кто-то постоянно обесценивает твои достижения и говорит, что у кого-то всё лучше, это злит и расстраивает.

Если у компании есть мощный конкурент, сотрудники точно в курсе этого. Они хорошо знают преимущества оппонента, потому что специально их изучают и думают, как можно его превзойти. Поэтому говорить что-то из серии «А в организации x ДМС со стоматологией, у вас такое есть?» и «X сотрудничает с Apple, а вы?» не стоит. Это будет только раздражать. Тем более что нужную информацию можно узнать и без упоминания конкурента.

3. Ненависть к прошлому месту работы и руководителю

Будем честны: коллективы бывают разными. И иногда увольнение больше похоже на экстренную эвакуацию из зоны стихийных бедствий. Но не стоит в красках рассказывать об этом на собеседовании.

Во-первых, если нет никаких убедительных доказательств ада на прошлом месте, это просто слова, которым новый работодатель не обязательно поверит. Он может заподозрить, что именно вы — источник проблем. Что, если вы скандалили, прогуливали и вас уволили, а теперь вы пытаетесь обелить себя, ругая прошлую фирму? Во-вторых, вдруг вам и в этой компании что-то не понравится. Есть риск, что на следующих собеседованиях вы будете говорить неприятные вещи и о ней. Проще вовсе не иметь с вами дела.

Так что негатив о прошлом работодателе стоит рассказывать, только если этого совсем не избежать. Например, вам надо поведать о причине увольнения. Да и то — лучше говорить аккуратно и с фактами, без лишних эмоций.

Бывший начальник мстит и мешает найти работу. Что делать?

4. Нарушение трудового распорядка и закона

Причем это касается и событий в прошлом, и планов на будущее. Например, точно не стоит спрашивать, позволяют ли в новой компании на обеде отмечать праздники алкоголем. Появляться на работе в состоянии опьянения — серьезное нарушение, за которое могут уволить.

Не нужно также рассказывать, как вы выносили скрепки и ручки, обманывали клиентов и т. д. Даже если подобное практикуется в фирме и не противоречит вашим моральным принципам — это не то, что стоит обсуждать на первой встрече.

5. Вещи, противоречащие культуре компании

У фирм обычно есть некоторые представления о том, как должны вести себя сотрудники, даже если это никак не задекларировано. Например, руководитель компании выступает за здоровый образ жизни и расположен к тем, кто бегает по утрам, но вот курящих недолюбливает. Тогда упоминание кальяна в списке хобби может стать препятствием для трудоустройства.

К этому пункту стоит отнестись еще внимательнее, если компания официально декларирует какие-то ценности. Прийти в шубе из натурального меха на собеседование в фонд, занимающийся спасением животных, — плохая идея. Рассказывать о своей любви к охоте — тем более.

Байки от редакторов, истории, которые нас зацепили, полезные и бесполезные сообщения-«молнии» — всё в ТГ-канале «Просто работы». Не хватает только вас.

Почитать

6. Ваше отчаяние при поиске работы

Иногда соискатели пытаются уговорить взять их на работу, перечисляя жизненные неурядицы. Ипотека, болеющие родственники, дом после пожара — всё это непростые жизненные обстоятельства. Но они не должны становиться головной болью работодателя.

Фраза «ничего личного, только бизнес» — не пустые слова. Позднее, когда человек становится своим, ему уже могут помочь, войти в положение. Но на стадии собеседования он чужой. И работодателя больше волнует, какую пользу он может принести компании.

7 причин, почему вы не можете найти работу

7. Предпринимательские амбиции

Бывают работы, которые воспринимаются как ступенька к будущим свершениям. «Сейчас поднаберусь навыков, денег, а потом отправлюсь покорять новые горизонты». Работодателю об этом говорить не стоит.

Человек может делиться мечтами о собственном бизнесе, потому что думает, что это показывает его целеустремленность и готовность развиваться. Но тот, кто проводит собеседование, видит: если соискателя нанять, скоро он уволится — и придется начинать всё сначала.

8. Флирт и секс

Судебных процессов из-за домогательств на работе у нас практически нет, в отличие от Запада. У этого много причин, в том числе и несовершенство законодательства. Однако во многих компаниях в курсе, что ситуаций, которые могут быть расценены как домогательства, лучше избегать. Хотя бы потому, что это может стать предметом широкого обсуждения в соцсетях и повлияет на репутацию.

Поэтому определенно не стоит уже на собеседовании позволять себе делать сальные намеки и допускать фривольности.

6 признаков того, что в вас влюблен коллега

9. Места, куда вас не взяли работать

Негативный опыт — тоже опыт, но распространяться о нем не нужно. Вы не можете быть уверены, по какой причине вас не взяли. При этом рассказы о компаниях, где вы проходили собеседования, могут вызвать у потенциального работодателя интерес: а что коллегам не понравилось? Есть вероятность, что он свяжется с ними, чтобы выяснить, почему вы не подошли, и на основании беседы решит, что вы не подойдете и здесь. Так что лучше воспользоваться возможностью произвести первое впечатление самостоятельно.

10. Негативное отношение к HR-специалистам

Часто именно HR-специалистов винят во всех неудачах на собеседованиях. Кандидату всегда проще решить, что ему отказали из-за неграмотности менеджера, а не потому, что он не подходит. Но всё же рассказывать об этом на собеседовании не стоит, даже если его проводит специалист из вашей сферы. Вежливость — базовое качество, которое хотят видеть в работниках. Не прокалывайтесь на мелочах.

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрация: Pitiphothivichit / IStock