Тестовое задание — делать или нет?

Почему оно приносит пользу, даже если вас не взяли

16 033

В описании вакансии вы внезапно натыкаетесь на фразу «Выполнение тестового задания обязательно». Или в ответ на резюме вам предлагают пройти тестовое. Или после очень удачного (как вам показалось) собеседования рекрутер просит выполнить небольшое задание, чтобы подтвердить ваши навыки.

Некоторые считают тестовые унизительным делом, другие — разумной необходимостью.

Как бы то ни было, тестовое задание часто является одним из этапов отбора. Но иногда это еще и риск для вашего времени и самооценки. Браться за задание или нет — решать вам. Расскажем, как принять правильное решение и не пожалеть о нем.

Зачем нужно тестовое задание

Работодателю

Чтобы составить и проверить задание, нужно довольно много ресурсов — знания и время узких специалистов. И всё же компании идут на это. Почему?

  • Тестовое задание помогает понять, что вы достаточно квалифицированы для работы, что ваши навыки ей соответствуют. Портфолио — это прекрасно, но, во-первых, нет доказательств, что оно именно ваше. А во-вторых — часто конечный результат зависит не от вас одного, а от целой команды.
  • Оно показывает ваш стиль работы, ход ваших мыслей, профессиональное мировоззрение. Оценивая результат, работодатель пытается представить вас частью своей команды, сопоставить ваш стиль работы с тем, который принят в компании или характерен для вашего будущего руководителя.
  • Показывает вашу дисциплинированность и внимательность к деталям.
  • Помогает отсеять менее заинтересованных в работе людей (они просто пропадают с радаров или отказываются).

Соискателю

Все, кто хоть раз выполнял тестовое задание, подтвердят, что этот опыт помогает:

  • в красках представить, чем именно предстоит заниматься каждый рабочий день;
  • понять, подходит ли соискателю такая работа, не слишком ли она сложная, простая, скучная или стрессовая;
    определить, насколько внятно в компании формулируются задачи и в каком виде приходит (если приходит) обратная связь;
  • по каким критериям будущий руководитель оценивает качество работы.

А главное — тестовое задание избавляет от сомнений. Спросите себя: захотелось ли вам потратить время и силы именно на это задание? Если нет — нужно искать более интересную вам вакансию, работу, компанию.

Где без тестового задания не обойтись

Тестовое задание обычно практикуют в сферах и профессиях, где, кроме образования, для работы нужны некие «особые качества», например нестандартное мышление или владение словом. Или когда важно, чтобы кандидат совпал по ценностям и стилю работы (в стартапах или digital-агентстве), соответствовал корпоративной культуре.

Как правило, это сферы:

  • маркетинга и контент-маркетинга (копирайтинг, редактура, корректура, SMM, email-маркетинг);
  • рекламы и пиара;
  • услуг по переводу текстов;
  • дизайна, проектирования, архитектуры;
  • разработки, программирования;
  • педагогики, преподавания;
  • продаж.

Можно ли не выполнять тестовое задание

Можно. Однако если работодатель потратил свое время на то, чтобы придумать для вас задание, — значит, оно обязательно и без него вас на работу не возьмут.

Но можно попытаться договориться: например, копирайтеру — о том, чтобы вместо целой статьи прислать тезисы и вступление.

В целом, если не видите веских причин не делать тестовое, делайте!

Во-первых, вы используете шанс и ни о чем потом не пожалеете. Во-вторых, ближе познакомитесь с потенциальным работодателем. В-третьих, можно считать это учебой и тренировкой: вы совершенствуете навыки, развиваетесь как профессионал, разгружаете голову от тревог и сомнений, которые неизбежны при поисках работы.

Если вы хорошо выполнили тестовое задание, но на работу взяли кого-то другого, вас могут забрать в запас, порекомендовать коллегам или знакомым.

Тестовое точно стоит сделать, если:

  • оно оплачивается (такое бывает, хоть и редко);
  • вы претендуете на руководящую позицию — и вам сразу сообщают, что делать задание будут два-три кандидата, оставшиеся на финишной прямой;
  • сама возможность вас вдохновляет, интригует, вызывает профессиональный интерес, дает полезный опыт, при этом у вас есть достаточно времени — то есть даже в случае отказа вы ни о чем не пожалеете.

Когда не стоит делать тестовое задание

К сожалению, встречаются недобросовестные работодатели, которые с помощью соискателей-энтузиастов бесплатно компенсируют нехватку внутренних специалистов — например, чтобы наполнять сайты текстами.

Если на уровне интуиции задание вызывает у вас беспокойство, уже стоит насторожиться. Но есть и объективные ситуации, когда на тестовое не стоит тратить время и нервы.

  • Задание неоправданно объемное — то есть занимает более трех часов. (Но есть нюансы: например, в разработке игр, где задания рассчитаны на пять — семь часов.)
  • Оно слишком сложное — от вас требуют больше, чем на самом деле входит в ваши обязанности. Например, специалиста по продажам просят составить стратегию выхода на новый рынок.
  • Не конкретное. Например: «Предложите что-нибудь, чтобы увеличить продажи».
  • Представляет собой полноценную работу, которая должна оплачиваться. Характеристика субъективная — тут нужно включать свой внутренний ценз.
  • Заказчик сможет использовать результат работы, а задание — индивидуальное для каждого соискателя.
  • Вас просят доработать выполненное тестовое.
  • Работодатель не готов ответить на ваши уточняющие вопросы по заданию.
  • Компания похожа на однодневку: сайт сделан на коленке, в интернете нет отзывов ни от сотрудников, ни от клиентов, да и вообще информации в сети о компании мало.
  • Вы не очень заинтересованы в этой работе: есть более привлекательные варианты — и вы предпочитаете выполнить тестовое задание для них.

Редактор: Наталия Алекса
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрация: fizkes / Shutterstock