Что такое tone of voice и как он поможет пройти собеседование

Советы, как услышать «голос» компании

784

Что отличает успешного соискателя от остальных: резюме, навыки, опыт, харизма и блестящая самопрезентация на собеседовании? Всё вместе. А еще способность понять tone of voice компании и подстроиться под него. Рассказываем, что это за «тон-оф-войс» такой, почему его стоит распознать и изучить перед собеседованием и как произвести приятное впечатление на будущего работодателя, используя полученную информацию.

Что такое tone of voice компании

Tone of voice (ToV, тон-оф-войс) — стиль коммуникации, присущий конкретной организации. Иными словами, это хорошо уловимая интонация, с которой организация обращается к своим клиентам, партнерам и сотрудникам.

Tone of voice включает:

  • стиль общения — он может быть формальным или неформальным, дружелюбным или нейтральным, уважительным или дерзким;
  • язык и терминологию — это специфические термины, аббревиатуры и сленг, а также предпочтительные слова и формулировки для внешних и внутренних коммуникаций;
  • эмоциональную окраску — подразумеваемое отношение к собеседнику, эмоции, которые компания стремится транслировать с помощью различных языковых инструментов.

Все перечисленные выше компоненты опираются на ценности, миссию и философию компании и формируют уникальную комбинацию, которая отличается от «интонаций» других компаний.

Tone of voiceIT-стартапКрупный банк
Стиль общенияНеформальный и дружелюбный. Обращение по имени. Уместны шутки, игра слов, отсылки к поп-культуреФормальный и профессиональный. Обращение по имени-отчеству, лаконичные формулировки
Язык и терминологияИспользуются специальные термины и принятые в IT аббревиатуры, профессиональный сленгИспользуются и в обязательном порядке поясняются специальные термины. Лексика понятна даже 12-летнему ребенку
Эмоциональная окраскаПозитив, вера в успех рискованных экспериментов, стремление к саморазвитиюСпокойствие и уверенность в завтрашнем дне. Сдержанный оптимизм
Ценности и культураИнновации, смелость, свобода творчества, взаимопонимание и командная работаНадежность, компетентность, профессионализм и клиентоориентированность.

Почему соискателю важно попасть в tone of voice

Если на собеседовании вы удачно сымитируете понимание tone of voice: будете использовать уместные формулировки, придерживаться правильного стиля общения, проявлять нужный градус эмоций, на примерах доказывать, что разделяете ценности компании, — это принесет вам много очков в глазах рекрутера или потенциального руководителя.

  • Вы покажете себя подготовленным кандидатом: рекрутер может догадаться (и высоко оценит), что вы изучили сайт и соцсети, почитали рекламные материалы, пообщались с инсайдерами компании.
  • Вы докажете, что быстро и легко впишетесь в корпоративную культуру, станете «своим».
  • Вы будете выглядеть сильным профессионалом — согласно представлениям собеседника.
  • Вам сможете убедить собеседника в своей точке зрения по спорным вопросам, так как будете говорить на его «языке».
  • Вы выгодно выделитесь на фоне конкурентов.

Если работа подразумевает общение с клиентами (продажи, переговоры, обслуживание) или подготовку маркетинговых материалов — рекрутер сделает обоснованный вывод, что вы легко адаптируетесь на рабочем месте и быстрее станете самостоятельным специалистом.

Отрасли и сферы, в которых попадание в tone of voice на собеседовании имеет особое значение:

  • IT,
  • банкинг и финансы,
  • юриспруденция,
  • маркетинг,
  • госслужба.

Если проходите собеседование в крупную корпорацию, федеральную или международную компанию, понимание tone of voice усилит ваши позиции в ситуации, когда по остальным параметрам и требованиям вы с конкурентами на равных.

Как соискателю распознать tone of voice компании

От вас требуется много внимания и немного анализа.

  • Прочитайте вакансию: каким языком она написана, как структурирована, какие слова и термины выделены, какие повторяются.
  • Тщательно изучите все сообщения от HR-отдела, рекрутера или будущего руководителя: как сформулированы мысли, в каком стиле. Вспомните, насколько сдержанно или эмоционально, формально или неформально с вами общались по телефону.
  • Ознакомьтесь на сайте с миссией компании.
  • Почитайте соцсети и новости, опубликованные на сайте, чтобы оценить, как компания общается с подписчиками и широкой публикой.
  • Изучите маркетинговые материалы компании: буклеты, брошюры, рекламные баннеры.
  • Найдите в ютубе или на официальном сайте выступления первых лиц компании в рамках отраслевых или профильных мероприятий. Послушайте, поищите устойчивые, повторяющиеся конструкции.
  • Напишите любой запрос в службу поддержки — и посмотрите, как сотрудник компании формулирует ответы.

Перечисленные выше действия помогут не только понять tone of voice, но и проникнуться им: вы неосознанно начнете копировать интонацию. Если же времени на подготовку немного — используйте лайфхак.

Согласно методике консалтинговой компании Nielsen, «голос бренда» можно охарактеризовать по четырем показателям:
1) юмор — забавный/ироничный или серьезный;
2) формальность — формальный или неформальный;
3) почтительность — уважительный или дерзкий/панибратский;
4) вовлеченность — заботливый/неравнодушный или прозаичный/сдержанный.

Просматривая сайт или соцсети компании, куда собираетесь на собеседование, охарактеризуйте для себя ее интонацию в четырех прилагательных — и сформулируйте правило-рекомендацию.

Например: «На собеседовании в банк x мне нужно общаться с рекрутером в серьезном тоне, формально, уважительно и сдержанно, а также сфокусироваться на профессиональных аспектах работы» или «На встрече за кофе с рекрутером IT-стартапа мне стоит держаться уважительно, но неформально. Можно шутить и демонстрировать положительные эмоции, когда это уместно».

Байки от редакторов, истории, которые нас зацепили, полезные и бесполезные сообщения-«молнии» — всё в телеграм-канале «Просто работы». Не хватает только вас.

Почитать

Как использовать tone of voice себе на пользу

Готовьтесь к собеседованию
В процессе подготовки вы познакомитесь с миссией, ценностями, особенностями корпоративной культуры компании, начнете неосознанно копировать язык и интонацию.

Выпишите значимые формулировки
Если в описании вакансии компания подчеркивает, что от кандидата требуется инициативность, а на сайте и в соцсетях много новостей о том, как сотрудники что-то придумали или предложили и потом реализовали, — постарайтесь упомянуть эту личностную характеристику в ответе на вопрос «о себе» и проиллюстрируйте примерами.

Адаптируйтесь в процессе
Если при встрече с рекрутером или будущим руководителем вы поняли, что неправильно «считали» tone of voice, пока знакомились с компанией заочно, — попробуйте слегка изменить стиль речи и интонацию. Кроме того, подчеркните, что умеете быстро адаптироваться в любой ситуации, и приведите примеры. Да, собеседник заметит, что вы немного не соответствуете его «представлениям о прекрасном», но ваши гибкость и дипломатичность могут перевесить чашу весов в вашу пользу.

Попадание в tone of voice является важным элементом успешного собеседования, но не единственным. Чтобы получить оффер, потребуется продемонстрировать профессиональные навыки, подчеркнуть подходящий опыт работы, завоевать симпатию и уважение рекрутера или руководителя.

Однако в условиях большой конкуренции за место уважение к «голосу бренда» потенциального работодателя принесет вам дополнительные очки.

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрация: DALL·E