Я работаю трубочистом в Петербурге

Фоторепортаж с крыши и из трубы

7 615

Если в 21-году 21-го века есть печи, то есть и трубы, а значит, есть и трубочисты. Всё логично, и не стоит думать, что они остались в сказках Андерсена. Фотограф Михаил Лебедев специально для медиа «Просто работа» снял трубочиста на петербургских крышах и расспросил о его работе.

Евгений Кудымов – Трубочист, занимаюсь обслуживанием печей, каминов, дымовых каналов, вентиляций
Евгений Кудымов
Трубочист, занимаюсь обслуживанием печей, каминов, дымовых каналов, вентиляций

Занимаюсь трубочистной деятельностью с 2014 года, до этого работал с печным отоплением — профессия смежная. Мне нравится эта профессия, нет рутины. Можно сказать, я нашел свое призвание.

Всегда, когда работа приносит удовольствие, ты работаешь с наслаждением, ловишь кайф от процесса. Можно сказать, что мы несем тепло людям. Когда печь или камин перестают работать, мы их возвращаем к жизни. Всегда после выполненной работы приятно на душе, хорошее настроение благодаря тому, что помогли людям. Плюс в Петербурге шикарные виды с крыш!

Я работаю трубочистом в Петербурге

Трубочисту надо иметь большую базу знаний нормативной документации: СП, СНиП, постановления. В том числе по работе с документами пожарной безопасности.

В этот бизнес я попал благодаря брату, Дмитрию. Он занимался кладкой печей, работал с ребятами в бригаде. А я всю жизнь занимался бизнесом. В какой то момент начал для них поставлять материалы, потом для других печников.

Для того чтобы чем-то торговать, надо понимать, что ты продаешь. Я окончил курсы печников, на этих же курсах узнал, что существуют курсы трубочистов. Курсы трубочистов проходят раз в год в Петрозаводске на базе печного центра «Ками». Там дают базовые знания: обслуживание печей, естественной и принудительной вентиляции. Плюс монтажи печей, дымовых труб. Самое главное — выполнять свою работу качественно, с соблюдением всех противопожарных правил, разбираться в СП, СНиП и т. д. Политика у нас такая: фиктивных и липовых актов мы не выписываем. Если мы встречаем на объектах что-то, что не соответствует правилам, то обязательно указываем в актах. Часто бывает так, что люди звонят, просят документы, а работу, мол, можно и не делать. Мы им вежливо отказываем! Наша работа связана с безопасностью людей. Наработать хорошее имя всегда тяжело, а создать себе плохую репутацию можно за один раз и на всю жизнь.

В целом курсы в Петрозаводске уникальны, я не слышал про аналогичные в России, которые бы проводились на постоянной основе. В группе учится не более 12 человек, люди съезжаются со всей России. Как-то приезжали ребята из Румынии и Молдавии, они большие мастера своего дела, но хотели узнать, как работают здесь.

Мы поддерживаем хорошие отношения с трубочистами со всего мира. Каждый год ездим в Италию в город Санта-Мария-Маджоре на Международный фестиваль трубочистов. Туда приезжает около двух тысяч трубочистов со всего мира: из Америки, Японии, Уругвая, Франции и других стран. Главное событие фестиваля — парад, во время которого детям раздают конфеты, которые трубочисты привезли из своих стран. Мы общаемся с коллегами, атмосфера очень дружественная. Можно отдохнуть и завести деловые связи, узнать о новых технологиях, мероприятиях.

В этой профессии существуют семинары по обучению, ведь появляются новые инструменты. К нам приезжал мастер-трубочист из Америки, мы ездили на семинар в Молдавию и Австрию. В Австрии есть профессиональное училище, там люди учатся на печников и трубочистов около четырех лет. Это же достаточно древняя профессия, в XVII веке уже существовали артели трубочистов. В России первое упоминание о трубочистах — это XVIII век.

Я работаю трубочистом в Петербурге

Как работает современный трубочист

Мы работаем в Петербурге, области и в близлежащих регионах. В основном мы обслуживаем многоквартирные дома и частный сектор. На работу в среднем уходит целый день, помимо самой чистки есть подготовительные этапы, работа с документами, фото- и видеоконтроль проведенной работы.

Перед началом чистки мы полностью застилаем пленкой и картоном помещение, подготавливаем специальную заглушку из пенопласта, чтобы сажа не вылетала из дымохода. В заглушке есть отверстие, через которое подключается шланг пылесоса, он втягивает сажу, которая образуется в процессе.

Для самой чистки используется классическая трубочистная тройка: ерш, гирька, веревка, — этими инструментами трубочисты пользовались с давних времен. Выходишь на кровлю, к ершу снизу цепляется гиря, и поступательными движениями вверх-вниз мы чистим трубу. Гири бываю разные: от 0,5 килограмма до 25, зависит от состояния трубы, наличия засоров.

Но сейчас, благодаря профессиональному оборудованию, в основном чистят трубы снизу вверх, не выходя на кровлю. Мы используем специальные штанги, они гибкие и жесткие одновременно, их можно последовательно соединять и подключать к шуруповерту, который крутит ерш на другом конце. За счет вращения мы убираем сажу и вкручиваемся вверх по трубе.

Плюс мы используем разные виды ершей, исходя из ситуации, иногда достаточно пластикового ерша, а в другой раз и железные с цепями применяем. Иногда используется тепловизор — он нужен, чтобы понять как устроена печь, как проходят дымообороты, вертикальные или горизонтальные каналы.

Трубочист должен хорошо разбираться в том, как устроены печи. По сути, трубочиста можно сравнить с терапевтом. Он производит осмотр: на какой высоте труба, хороший ли приток воздуха в помещении, общее состояние печи. По ее внешнему виду можно понять тип: голландка, шведка, печь противотока и т. д. Надо понимать документальную базу: на каком расстоянии от стены должна стоять печь, какие теплоизоляционные материалы должны применяться. Часто печники или монтажники делают плохо свою работу и возникает пожароопасная ситуация, может сгореть дом, погибнут люди.

Я работаю трубочистом в Петербурге

Также в нашей работе мы используем камеру, чтобы проверять целостность и герметичность вентиляционного канала, делаем отчетные снимки и ролики о проделанной работе. Используем камеру со светодиодной подсветкой: погружаем ее с кровли на длинном кабеле в трубу и проводим осмотр.

На кровле мы работаем в любой сезон, иногда приходится использовать страховку. Мы проходили обучение работе на высоте, можем работать на вертикальной части фасада.

Безопасность превыше всего! Если человек не боится высоты, то такого психа лучше не допускать к работе. Живем все один раз, никто, кроме нас, о себе и семье не позаботится, никто детей наших кормить не будет. Всегда нужно повышать свою квалификацию, уровень безопасности рабочего процесса и обновлять инструмент, корпоративную форму. Встречают по одежке, провожают по уму!

В месяц мы чистим порядка 10–15 труб, но наша работа подразумевает и ремонт печей. Плюс мы сами монтируем печи и, конечно, потом стараемся обслуживать свои объекты.

Согласно правилам противопожарной безопасности, чистка дымовых каналов должна производиться раз в квартал. Если исходить из практики, дай бог человек раз в год чистит, но, как правило, к трубочисту обращаются, когда печь не работает полностью. «Спасите, помогите!» Пока жареный петух не клюнет в одно место, все сидят у моря, ждут хорошей погоды.

Также нас приглашают, когда происходит возгорание в самих трубах из-за больших отложений сажи. Когда она загорается, то горит при температуре более тысячи градусов, как ракетное топливо, и, если в трубе есть негерметичность, идет свищ, и может произойти возгорание. Это очень опасно! Любопытно, что иногда это происходит из-за самих владельцев, пытающихся прочистить трубы самостоятельно: они прожигают печи. Берут бензин или розжиг, заливают в печь, кидают туда спичку — и печь взрывается! В интернете можно найти много таких роликов.

Каждый должен заниматься своим делом.

Я работаю трубочистом в Петербурге

Трубочисты СПБ «КАМИ»

Текст, фото: Михаил Лебедев
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова