Учитель на стипендии: как работает программа «Учитель для России»

Учителя из Искитима, Тамбова и Подольска рассказывают о своем участии в программе

5 255

В 2020 году исполнилось пять лет программе «Учитель для России», в рамках которой дети по всей России получают право на равное образование, а взрослые специалисты разных профилей — возможность начать карьеру в этой сфере. Анна Боклер поговорила с учителями о том, что им дала программа и как проходят будни учителя в регионе.

Алексей, учитель технологии в Искитиме

Последние семь лет я работал в сфере автомобильных продаж, выплачивал кредит за дом и жил в Кемерове, достаточно крупном городе. Иногда я задумывался о том, чтобы перейти в сферу образования, просматривал вакансии, не находил ничего подходящего и откладывал идею до следующего раза. Однажды включил в машине радио — услышал про программу «Учитель для России». Кажется, это был ответ вселенной на мой запрос. Заполняя анкету, увидел свой любимый предмет — технология. Помню, тогда обрадовался, что требуются учителя не только по основным дисциплинам.

Учитель на стипендии: как работает программа «Учитель для России»

Мне близки ценности программы: создание безопасной среды для школьников, предоставление детям возможности делать самостоятельный выбор, психологическая поддержка учителей.

Еще для меня много значит сплоченность команды. Недавно, например, обратился с некоторыми вопросами к выпускнику УДР, который тоже преподавал технологию несколько лет назад. Он помог мне так, как будто мы давние друзья, рассказал, как горел своими проектами.

«Учитель для России» — общественная программа, благодаря которой выпускники и профессионалы из разных сфер два года работают учителями в простых школах, чтобы обеспечить равенство образовательных возможностей для детей из регионов России.

В течение двух лет работы в школе, помимо официальной зарплаты учителя, участники получают стипендию от программы — 20 000 рублей в месяц. А если переезжают в другой населенный пункт, то и компенсацию на проживание — 15 000 рублей ежемесячно.

Я работаю в городе Искитим — сам попросил подобрать мне школу в Сибири. Всё-таки мне удобно оставаться в своем климате и часовом поясе, ездить на каникулы в Кемерово. Конечно, разница с большим городом ощутима. Но уже успел найти здесь много отличных моментов: любая поездка по городу занимает не больше 15 минут, у молодежи есть возможность учиться — хорошие институты в часе езды, есть почти всё, что и в крупном городе, только без трафика на дорогах и повсеместных очередей. Не хватает, наверное, каких-то мелочей из кемеровской повседневности. Например, мы всей семьей закупались в мясной лавке ИП Волкова, а здесь пока похожей продукции не нашел.

На семинарах для учителей мы в числе прочего обсуждаем выгорание. Предупреждали про ноябрь — то время, когда ты уже достаточно давно вне дома и еще не совсем понимаешь, чего добьешься на новом месте, что-то расходится с ожиданиями, холодно. Основной совет простой — взбудоражить рутину: провести урок совершенно по-новому, заняться чем-то только для себя, безотносительно школы.

Я сам с выгоранием, кажется, еще не столкнулся. А что касается эмоциональных подъемов — наверное, они случаются каждый раз, когда урок интересный. Это видно по ученикам. Особенно по пятиклашкам. Если они не лежат на парте, а наперебой тянут руку, улыбаются — это классно, значит, я всё сделал правильно.

В школе, где я работаю, с этого года начался эксперимент по уменьшению гендерного неравенства на уроках технологии. В пятых классах все учатся и готовить, и работать по дереву, и шить. Здорово видеть, что на самом деле детям интересно всё, а не только та сфера, которая им отводится традиционно. В конце года ребята из средней и старшей школы защищают собственные проекты. Это может быть исследование о жевательной резинке, презентация по истории футбола, программа по видеомонтажу для начинающих, инструкция по ремонту мототехники.

До программы «Учитель для России» у меня была достаточно хорошо оплачиваемая работа. Так что я не уверен, что решился бы попробовать себя в педагогике вне программы, — всё-таки пришлось бы переходить на совсем экономный образ жизни.

Программа компенсирует аренду жилья и выплачивает стипендию, ставку учителя получаешь в соответствии с установленной в регионе. В целом у меня набирается около 50 тысяч. Ничего радикально не поменялось, только заранее снизил платеж по кредиту. Еще приостановил на время проекта свое хобби — автозвук. Поездки по соревнованиям всё-таки требуют большего бюджета.

У нас проходят регулярные занятия по педагогике. Мы разбираем кейсы, которые гипотетически могут произойти в классе у каждого. Это правда полезно на практике. Например, недавно ребята устроили драку у меня на уроке, а мы как раз обсуждали эту ситуацию накануне, и получилось быстро всё решить.

Когда я закончу программу, у меня будет два года учительского стажа и диплом о дополнительном образовании. Сейчас смотрю в сторону того, что продолжу работать в педагогике, всё-таки давно этого хотелось.

Тамара, учитель английского языка в Тамбове

Я училась на факультете зарубежной филологии. Конкретных планов на будущее я никогда не строила: год проработала переводчиком на заводе и ушла в школу преподавать английский.

Учитель на стипендии: как работает программа «Учитель для России»

Как-то мы с коллегами поехали на конференцию для молодых преподавателей. Там познакомилась с представителями программы «Учитель для России», послушала и поняла, что это всё про то, что я сама постоянно пытаюсь принести в школу. Загорелась идеей делать это не в одиночку.

Я хотела выбрать либо максимально далекий регион для работы, либо остаться в Тамбове. В итоге переехала в поселок недалеко от Тамбова. Всё равно пришлось снимать жилье, так как далеко ездить. Ставка здесь в районе 15 тысяч рублей, так что стипендия УДР, конечно, спасает. Еще важнее то, что в течение двух лет ты получаешь множество практических скиллов, которые вряд ли бы развил в себе сам, просто работая в школе.

Любой момент из своей практики можно вынести на обсуждение на занятиях, получить фидбэк. Каждые выходные у нас проходят занятия по методологии преподаваемого предмета, а раз в месяц — семинары по педагогике. Я не очень люблю учиться, но здесь мы разбираем только прикладные темы, так что это всегда удовольствие.

Иногда у меня происходит что-то похожее на выгорание. Если первый урок проходит не очень, то, как правило, вслед за ним «съезжает» весь день. После этого, бывает, сидишь у себя в кабинете и плачешь, пытаешься понять, почему сегодня не получалось обратить на себя внимание. Важно признавать, что это иногда совсем не зависит от учителя, может сложиться тысяча внешних факторов.

Ко мне недавно зашла мама одной пятиклассницы, говорит: «Поздравляю вас!» — «Спасибо, — говорю, — но с чем?» — «Весь пятый класс в восторге от ваших уроков, уже что-то говорят на языке, а до этого английский им никогда не нравился». Такие моменты многое компенсируют.

Не знаю, в какую сторону я буду думать через два года, но прямо сейчас мне нравится быть «училкой» и есть время развиваться в этой сфере.

Артём, преподавал русский язык и литературу в Подольске

Я был студентом журфака МГУ, когда узнал о программе «Учитель для России». Мне показалось, что это отличный вариант на первые годы после университета: засчитывается учительский стаж, а также начисляется стипендия, с которой не так страшно идти в государственную школу. У меня был уже кое-какой опыт в педагогике: почти все студенческие годы я ездил на выходные в Гусь-Хрустальный, где вел в своей же школе журналистский кружок. Хотелось продолжать преподавать, так что на выпускном курсе я подал заявку в программу «Учитель для России». Я перфекционист, и заполнение анкеты заняло у меня несколько часов. Видимо, я слишком старался всё написать правильно, потому что на собеседовании услышал о себе: «Смотрите, он всё-таки живой!»

Осенью я поступил в магистратуру своего же журфака и стал учителем русского языка и литературы в подольской школе. Я остался жить в общежитии на «Академической», до школы добирался на машине. Тема моей магистерской как раз была связана с педагогикой — «Визуальные коммуникации в сфере образования».

Коллеги предупреждали, что другие учителя могут начать отпускать колкости по отношению ко мне как к участнику стипендиальной программы: мол, приехал сюда зарабатывать миллионы. Ни с чем подобным я не столкнулся, отношения сложились очень теплые — всегда все могли помочь советом.

Своего класса у меня не было, но учитель русского языка и литературы в государственной школе и так почти классный руководитель — пять-шесть часов русского и три литературы в неделю. Пока ребята раскладывают учебники в начале урока, можно уже всё услышать: у кого что происходит, какие есть проблемы, кто с кем общается.

Во многом я поборол перфекционизм за время программы. Например, понял, что пятый класс шумный не из-за того, что я делаю что-то не так, а потому, что в пятом классе ученики обычно шумные сами по себе. Еще осознал, что первый человек, которому должно быть комфортно на моем уроке, — это я, учитель, от настроения которого зависит вся атмосфера в классе. Еще я понял, что Земля не остановится, если что-то не получится и даже если ты вообще уйдешь из школы.

Самые лучшие эмоции на программе у меня связаны с другими участниками «Учителя для России»: после окончания программы мы с коллегами-словесниками организовались в «Проект А4», чтобы продолжать разрабатывать уроки по современной детской литературе.

Даже я уже не могу знать, что такое пионерия, звено, отряд. То есть да, я читал, понимаю, разбираюсь, но эти слова не из моей жизни. Детям тем более всё это неблизко. Я считаю, что в школьной программе ощутимо не хватает современных текстов.

Еще много положительных воспоминаний у меня от рисунков, которые дарили дети, от моментов, когда они хотели делиться со мной своими историями, от уроков, которые получались. Каждый месяц мы отправляли видеозапись своих уроков методисту, получали обратную связь: как именно улучшить наши уроки. Это действительно помогало мне развиваться как учителю.

К концу программы я всё же выгорел. Уроки перешли в онлайн, а такой формат мне совсем не близок; пропускал пары в магистратуре ради работы и выпускался не с такими высокими баллами, как мог бы. Еще в целом устал. В общем, сложилось много факторов.

За время программы «Учитель для России» мы прошли профессиональную переподготовку от Высшей школы экономики, а также получили два года учительского стажа. Мне кажется, что теперь эта профессия в любом случае со мной. С этого года я веду русский язык и литературу в Хорошёвской школе. Честно говоря, не чувствую большого контраста со школой в Подольске. Если хорошо работать, то в конечном итоге в любой школе будешь транслировать те ценности, которые транслирует «Учитель для России». И да, так уж получилось, что единственный праздник, в который мне теперь правда комфортно получать поздравления, — День учителя.

Редактор: Ирина Филатова
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Фото учителей — из их личных архивов
Фото на обложке: Ekaterina Dvoryaninova/Shutterstock