Школьные занятия через веб-камеру

Преподавательница физики о своей работе, дистанционном обучении и о том, почему она бросила офис ради школы

2 553

На этой неделе началась новая учебная четверть, которая станет для учителей настоящим испытанием — ведь из-за пандемии коронавируса преподавать тоже придется удаленно. Татьяна Жихарева, преподавательница физики в Предуниверсарии МАИ, рассказала редактору сервиса Работа.ру, каково это — работать удаленно, с какими сложностями сталкиваются преподаватели в школах и каким должен быть идеальный учитель.

Александр Шестаков – Редактор сервиса Работа.ру
Александр Шестаков
Редактор сервиса Работа.ру
Татьяна Жихарева – Преподаватель физики в Предуниверсарии МАИ
Татьяна Жихарева
Преподаватель физики в Предуниверсарии МАИ

О своей работе в школе

Расскажи, как ты попала в школу? Почему решила пойти преподавать?

Я с первого курса занималась репетиторством. Занималась с отстающими ребятами математикой и физикой, а когда ввели ЕГЭ и ОГЭ — подготовкой к сдаче экзаменов. После окончания университета устроилась на работу в офис, но оставила репетиторство «для души» на выходных. Так и жила, пока в какой-то момент мне не пришла в голову мысль, что логично в будние дни заниматься тем, к чему лежит душа. Я год искала себе школу, но меня нигде не хотели брать, потому что по образованию я физик, а не педагог, а государство готовило законопроект, по которому работать с детьми в школах могут только люди с педагогическим образованием. Стала искать программу переподготовки и узнала о программе «Учитель для России». Программа дает возможность совмещать учебу во ВШЭ и работу в школе как непосредственную практику. Прошла отбор — и стала учителем!

«Учитель для России» — общественная программа, в рамках которой выпускники вузов могут пройти профессиональную переподготовку и на два года устроиться преподавателем в школу. После этого они могут либо вернуться к предыдущей работе, либо продолжить преподавать.Это проект благотворительного фонда «Новый учитель» в партнерстве с фондом Сбербанка «Вклад в будущее» и Высшей школой экономики. К этому году программа работает в 78 школах и 6 регионах, в целом учителя проекта обучают более 34 тысяч детей.

Насколько вообще сложно работать учителем? Как сейчас обстановка в школах?

Очень сложно. Я знаю, что есть люди, поступающие в педвузы из-за недостатка баллов на ЕГЭ. Но мне кажется, если душа не лежит к работе с детьми, не надо идти в школу.

«Каждый урок — публичное выступление, к которому нужно быть готовым на все сто»

Работа сама по себе специфическая. Каждый урок — публичное выступление, к которому нужно быть готовым на все сто. А чтобы подготовиться, нужно потратить времени ровно столько же, сколько длится урок. Даже если уже есть готовый урок, он все равно готовился для других детей и может не подойти из-за того, что у них другие интересы, возможности, в том числе и электронные.

Так еще и ученики бывают разные. В одном классе будут учиться как фанаты предмета, так и те, кому не хочется ничем заниматься. Часто последние — это хулиганы, с которыми пока не договоришься, уроки вести не получится. У меня однажды на уроке один ребенок кинул стул в сторону другого. Есть алгоритм, как подключить к работе с такими ребятами администрацию, родителей и КДН (Комиссия по делам несовершеннолетних — Прим. ред.), но это долгая, полная формальностей процедура.

«Чтобы работать в таком ритме, нужно, чтобы работа имела больший смысл,
чем деньги»

Плюс хоть и говорят, что с учителей сняли «бумажную» работу, в действительности она стала электронной. Все учебные программы и планы нужно всё равно написать, но в Word. Электронный журнал нужно заполнить.

Если сложить время, которое уходит на всё, то работать можно с утра до поздней ночи, и так по кругу день за днем. Чтобы работать в таком ритме, нужно, чтобы работа имела больший смысл, чем деньги. Чтобы встречи с любыми учениками давали драйв, энергию, вдохновение.

Обстановка в школах очень разная. Есть школы, где у ученика за учебный год трижды сменится учитель, а есть школы с традициями, где уже по 30 лет работают одни и те же педагоги. Есть школы, ориентированные на то, чтобы их дети глубоко изучили предметы программы, а есть такие, что набирают баллы, формально участвуя в мероприятиях, которые ученикам не нужны. Так что есть еще над чем работать.

«Зарплата учителя и зарплата офисного работника примерно одинаковые»

А что сейчас в школах с зарплатами?
В Москве с зарплатами за последние несколько лет стало хорошо. Зарплата учителя и зарплата офисного работника примерно одинаковые. Понятно, что я, как молодой педагог, без стажа и категории, получала гораздо ниже моих коллег. Но это вопрос времени. В регионах, говорят, пока что не так, но над этим тоже работают.

Как повлияла пандемия коронавируса на учебный процесс? Вы теперь работаете из дома?

Сначала ввели свободное посещение школы. И учебный процесс «раздвоился»: сначала проводишь уроки для тех, кто пришел в школу. Затем собираешь электронные материалы для тех, кто занимается из дома, проверяешь их домашнюю работу.

А сейчас, когда нас перевели на удаленное обучение, все работаем и учимся из дома.

«Сейчас возможности дистанционного образования очень широки и любой, кто не поленится, найдет то, что подойдет ему и его ученикам»

Сложно ли было перейти на дистанционное обучение? Какие технологии (программы и приложения) вы используете? Поменялась ли учебная программа?

У нас молодой коллектив, поэтому нашей школе (сейчас я работаю в Предуниверсарии МАИ) было несложно перейти на электронное обучение. Мы составили расписание, чтобы не перегружать учеников. Теперь часть уроков предполагает самостоятельное освоение материала, а часть осталась в привычном формате. На онлайн-уроках ученики задают вопросы по теме, которую самостоятельно осваивали дома, мы разбираем решение задач, которые не получились, проходим новые темы, пишем «летучки».

Для онлайн-конференций очень подходит Zoom, для «летучек» Kahoot! и Online Test Pad, все задания в «Google Классе», ученики туда же сдают решения. Есть возможность геймифицировать образовательный процесс с Nearpod, например. Вообще, сейчас возможности дистанционного образования очень широки и любой, кто не поленится, найдет то, что подойдет ему и его ученикам. А ученикам, кажется, разнообразие электронных форматов даже нравится.

Предуниверсарий МАИ — это школа для учеников 8–11 классов при Московском авиационном институте. В отличие от обычных школ здесь больше часов математики и физики, а часть проектов ученики делают совместно со студентами МАИ.

Школьные занятия через веб-камеру

Здание Предуниверсария на улице Острякова

Какими программами пользуется Татьяна в работе:

  • Zoom— Сервис для видеоконференций и групповых звонков. Стал очень популярен во время пандемии
  • Kahoot! — Сервис для создания викторин, для обучения в игровой форме. Позволяет создавать квизы и делиться ими удаленно с учениками.
  • Online Test Pad — Конструктор тестов. В Online Test Pad можно создавать тесты, сканворды, кроссворды, опросы и логические игры.
  • «Google Класс — Бесплатный веб-сервис, разработанный компанией Google специально для преподавателей. Он позволяет создать свой курс, поделиться им с учениками, а также прикрепить к этому курсу задания.
  • Nearpod — Сервис, с помощью которого можно делать интерактивные презентации и делиться ими с учениками в режиме реального времени.

Как устроено преподавание из дома?

Мы сдвинули начало уроков на час. Первый урок начинается в 9:30. У меня есть рабочее место: маркерная доска (по счастливому стечению обстоятельств оказалась дома) и гладильная доска (для регулировки высоты) с ноутбуком. Форма одежды — как в школу, это создает рабочую атмосферу. За 10 минут до начала урока я в «классе», то есть в своей видеоконференции, у учеников есть ссылка на нее, они подключаются. С теми, кто подключился до начала урока, мы общаемся, обмениваемся информацией, кто как сейчас живет. Для всех режим самоизоляции — это новый ритм жизни.

Когда начинается урок, я проверяю присутствующих, и начинается учебный процесс. Фронтально урок провести не получится, потому что от лекции дети засыпают на 10-й минуте и присутствуют на уроке «номинально». Я предлагаю им разные форматы, стараюсь, чтобы урок проходил динамично. Решили задачу — узнали новую тему — в игровой форме прошли простой тест — вместе разрисовали картинку, решая задачу, — решили пару задач посложнее. Домашнее задание — тест с аналогичными заданиями с урока, чтобы проверить, как ребята усвоили тему.

Мне очень важно, чтобы ученики освоили образовательную программу в полном объеме. Несмотря на дистанционный режим, планку я не снижаю. Большинство моих коллег придерживаются той же позиции, поэтому для учеников поменялся формат, но не содержание.

Как устроена при домашнем обучении организационная работа и работа с документами? Общаешься ли ты с коллегами?

Мы ведем электронный журнал. Я веду свой бумажный, заношу туда должников, отсутствующих, активно работающих. С коллегами мы на связи 24/7, мне кажется. Если кто-то нашел новый интересный инструмент, делится со всеми. Если есть какая-то проблема, обсуждаем ее вместе, думаем, как решить. Вчера у нас был первый онлайн-педсовет, очень продуктивный. Я, как классный руководитель, провела два классных часа и одно родительское собрание онлайн, было даже живее, чем на очных встречах!

Школьные занятия через веб-камеру

Татьяна и ее коллеги. Фото: Предуниверсарий МАИ

О трудностях, мотивации и страхе потерять работу

Насколько стало сложнее по сравнению с работой в школе? Может быть, что-то стало легче?

Времени уходит больше, чем очно. Может быть, это из-за непривычного нового формата. Если хочется, чтобы урок был насыщен сменой деятельности, приходится к уроку готовить игру на стороннем ресурсе, презентацию, задания своего авторства, чтобы они не гуглились сходу. Приходится больше вчитываться в домашнюю работу, чтобы понять, как ребята усвоили материал.

Изменилась ли зарплата после перехода на дистанционное обучение? Может быть, за счет дополнительных часов или продленки?

Нам повезло, зарплата осталась та же, в этом есть заслуга нашего директора.

«Школа — это не только синусы, месторождения и законы Ньютона. Это друзья, это коллектив, это атмосфера, школьный движ»

Смогла бы ты работать удаленно всё время или готова к такому формату только в критической ситуации?

Мой опыт говорит, что дети не смогут удаленно. Потому что школа — это не только синусы, месторождения и законы Ньютона. Это друзья, это коллектив, это атмосфера, школьный движ. Мы, педагоги, пытаемся это как-то компенсировать: например, мы завели свой инстаграм-канал, в котором учителя и дети проводят утреннюю зарядку, постят мемы, устраивают челленджи, вечерние чтения. Но это не заменит живого общения. После наших онлайн-уроков, если детям не нужно на следующий урок, они остаются, чтобы поговорить с одноклассниками, обменяться историями о том, как дела дома.

Если говорить не о желании, а о способности, то да, я могла бы вести уроки дистанционно и отвечать за их качество.

Не страшно ли потерять работу в такой период? Или, может быть, есть страх, что зарплаты снизятся?

Потери работы как средства к существованию я давно не боюсь. Я хороший, востребованный специалист, и спрос на мои услуги выше, чем я могу охватить. Я думаю, это больше страхи тех, кто не смог подстроиться под изменения последних дней.

Кому из сферы образования, на твой взгляд, сейчас тяжелее всего работать?

Администрации стало сложнее держать руку на пульсе. С одной стороны, разрывают на части родители учеников с миллионом вопросов, а с другой — учителя, подстроившиеся каждый по-своему, всё-таки. Потому что единой методики дистанционных занятий у педагогов нет. В школе нет администраторов онлайн-курсов или методистов по онлайн-обучению, как, например практикуется на дистанционных курсах английского.

«Я не равно моя работа»: локдаун и самоопределение в карьере

«Я шла в школу, чтобы делать любимое дело, которое мне кажется очень важным и полезным для общества»

Тем, кто проводит срезы знаний сейчас, вообще не ясно, как это делать. Раньше учителя следили, чтобы ученики диагностики не списывали, а теперь это делать некому.

Школьные занятия через веб-камеру

Мемы про дистанционное образование, которыми Татьяна делится в социальных сетях

Как ты думаешь, что может мотивировать человека пойти работать преподавателем?

Я думаю, конкретный мотив у каждого будет свой. Я шла в школу, чтобы делать любимое дело, которое мне кажется очень важным и полезным для общества. Я чувствую, как наша встреча с учениками что-то меняет в них, и получается, что я немного влияю на то, в каком обществе буду жить через 10 лет.

Об идеальном преподавателе

Каким должен быть, на твой взгляд, идеальный преподаватель сейчас и вообще?

Идеальный преподаватель, как и любой другой идеальный сотрудник, должен обладать качествами из популярных сейчас списков «7 качеств современного человека».

Нужно быть гибким и легко подстраиваться под динамичные внешние условия. Как мы видим, сейчас это качество нужно, как никогда.

Нужно постоянно учиться.

Нужно уметь работать в команде с учениками. Современная педагогика — это не диктатура авторитета, а лидерство педагога в партнерстве с учеником.

Нужно обладать навыком критически мыслить и обучать этому учеников.

Нужно осознанно подходить к образовательному процессу. Знать, зачем ты здесь сегодня, эту неделю, этот учебный год. Это не дает выгорать.

Нужно уметь отдыхать. Для учеников важно видеть такого же человека в преподавателе. С хобби, друзьями, делами выходного дня.

И, как завещал Януш Корчак, нужно знать, «Как любить ребенка».

Школьные занятия через веб-камеру

Татьяна с коллегой показывают физический эксперимент. Фото: «Учитель для России»

Поменялось ли у тебя отношение к своим учителям, после того как ты сама начала преподавать?

Да, в отдельных случаях очень сильно. Когда пропускаешь свои детские воспоминания через призму своего педагогического опыта, невольно начинаешь смотреть с точки зрения педагога на то, что происходило. По отношению к некоторым я начала чувствовать глубокое восхищение, поняв, сколько сил у них уходило на нас и наши уроки. Хочется однажды дорасти до их уровня педагогического мастерства.

А кем ты хотела стать в детстве?

Вы будете смеяться! Я хотела быть учительницей. Обожала школу и процесс учебы, лекции для кукол и мягких игрушек читала. Но родители, желая мне лучшего будущего, отвергли эту идею еще в детстве, а после получения мной высшего образования однозначно настояли на «нормальной» работе в офисе. Поэтому мой путь в школу занял почти восемь лет самоопределения. Но я не жалею об этом, потому что мой опыт очень помогает мне в школе. А для учеников я как будто с другой планеты. Могу рассказать про работу рекламных агентств, таргетирование рекламы и взаимоотношения с клиентами.

Обложка: Stories / Freepik