Я работаю вахтой в нефтяной компании

Север уже не край больших денег

64 267

Зачем люди едут работать на Север? Можно ли работать вахтами, если ты не нефтяник? Почему «северяне» почти не ездят в путешествия? Мария Гуреева поговорила с экономистом из Екатеринбурга, который каждый второй месяц уезжает вахтой из Екатеринбурга в ХМАО.

Сергей – 32 года, экономист-аналитик в нефтяной компании, Екатеринбург
Сергей
32 года, экономист-аналитик в нефтяной компании, Екатеринбург

По образованию я бухгалтер. Окончил БашГУ по специальности «бухгалтерский учет, анализ, аудит», но эта профессия меня никогда не привлекала. На ней настояли родители, так как им казалось, что она востребована, там деньги. Я же хотел стать инженером, заниматься техникой, двигателями или роботами.

Как только я защитил диплом, меня тут же забрали в армию. Даже выпускной вечер я не отгулял. Вернувшись, пошел в центр занятости и вскоре получил работу экономиста на небольшом заводе, где в общей сложности задержался на четыре месяца. Далее в моей жизни случился Север.

Как я впервые попал на Север

Я жил в Стерлитамаке, а один из родственников работал в нефтяной компании в Ханты-Мансийском автономном округе. Он и предложил мне попробовать переехать к ним. Забегая вперед, скажу, что такие компании, как моя, как правило, ищут сотрудников «внутри себя». Работниками на корпоративную почту приходят вакансии. Предполагается, что я увидел, скажем, что требуется сварщик, вспомнил, что в родном городе остался друг Петя, который подходит на эту должность, позвонил ему и он приехал сюда.

Тогда раздумывать долго я не стал. Во-первых, это было приключение. А во-вторых, свою роль сыграли деньги. На тот момент (2007–2008 гг.) зарплата в Стерлитамаке была в несколько раз ниже по сравнению с тем местом, куда я попал.

Изначально я переезжал на Север «с концами». Жил в поселке, 85% населения которого заняты в моей компании. Работал как обычный офисный служащий — 5/2. Так продолжалось примерно семь лет.

За это время я там купил квартиру, в одном из отпусков познакомился с будущей женой, женился, перевез супругу к себе.

К восьмому году на Севере стало понятно, что нужно что-то менять. Я начал искать работу с вахтовым методом. Мне предложили остаться на моей же должности, график изменили. Теперь живу в Екатеринбурге и работаю 1/1: один месяц на работе, один — дома.

В пандемию компания стала оплачивать самолет

Мой рабочий день продолжается 10 часов: в 8:00 начинаю, в 19:00 заканчиваю. Есть перерыв на обед. Меня часто спрашивают, сложно ли так работать. Да, я устаю, это непросто. Но всё познается в сравнении: когда началась пандемия, я был на работе. И практически всё лето 2020 года провел на Севере. Логика была такова: чем меньше люди куда-то ездят, тем меньше шансов, что они заболеют или привезут вирус с собой. Вот тогда было очень тяжело. Уже к третьему месяцу у меня была нулевая мотивация ходить на работу. Сейчас, в связи с ситуацией с коронавирусом, я провожу два месяца на работе и два месяца — дома.

Кстати, раньше до работы я добирался на поезде. В 2020 году компания стала оплачивать вахтовикам самолет. Но правила безопасности всё равно повышенные: до того как заступить на вахту, я 10 дней провожу в «обсервации» — санатории. У меня берут разные анализы. Если всё хорошо, COVID’а нет, могу лететь на работу.

Чем я занимаюсь

Официально моя должность называется «инженер по организации и нормированию труда». Так что можно пошутить и сказать, что наконец-то я стал инженером. Но в моей компании работают несколько по старинке, поэтому все сотрудники с высшим образованием — либо инженеры, либо начальники отдела. По факту я выполняю функционал экономиста-аналитика.

Моя главная задача: собрать очень много разной, беспорядочной информации из разных источников и представить ее в простом и понятном виде — таблице Excel.

Я работаю в подразделении, которое занимается строительством. Мы строим нефтяные объекты. От меня требуется проанализировать и внести ясность, какие именно нужны люди, когда они нужны, какая техника необходима, на какой период и т. д. Вся эта информация позволяет оптимизировать рабочие процессы и наглядно увидеть, следует ли принимать меры, если, например, сроки стройки срываются.

Всему тому, что умею, я научился сам, без помощи наставника или коллег. Тот функционал, который я выполняю, в моем отделе не сможет выполнить никто. Коллектив у нас разношерстный; много молодых людей, моложе меня. Но то, на что у меня уходит 10 минут, у остальных занимает пару дней.

Больше всего я не переношу рутину. При этом я довольно ответственный. Мне важно, чтобы работа была выполнена. В нашей компании не многие процессы автоматизированы. Так что, чтобы как можно меньше «работать руками», я стал искать способы, как всё сделать быстро и четко. Начал изучать устройство самого компьютера, Excel, программирование. Освоил Python и VBA (внутренний язык Excel). Никаких курсов я не проходил. Мои «университеты» — Google, YouTube, различные тематические форумы.

Я очень люблю интересные задачи. И когда у меня в работе что-то по-настоящему захватывающее, даже не устаю. Могу уйти с работы и в 10 вечера. Главное — азарт решения. Меня как раз вдохновляет этот процесс — «найти и решить». Когда способ находится, я получаю от этого удовольствие. Поэтому, если говорить о карьерном росте, хочу расти горизонтально: учиться новому и самосовершенствоваться. Классическим начальником, который только раздает указания, я быть не хочу.

Северные зарплаты и надбавки

Моя зарплата очень сильно зависит от управления работой в целом. Главное для моего подразделения — построить тот или иной объект. А на этот процесс влияет как множество людей, так и погода. Всегда есть план, но всегда присутствует и вероятность, что мы его не сумеем выполнить. Из-за этого пострадает моя зарплата. Пожалуй, это мой самый главный страх в работе.

Если говорить о денежном эквиваленте, всё очень сильно разнится. Есть так называемые северные надбавки, или «полярки». Чем дольше работаешь на Севере, тем они выше. В том районе, где я живу, они достигают 50%. И если человек приехал сюда, условно, только вчера, даже при сходных обязанностях он будет получать меньше, чем человек, который родился и вырос на Севере.

У молодого специалиста зарплата примерно 25 тысяч рублей. Аналитик со стажем получает до 150 тысяч. Цифры не заоблачные.

Этот пример развенчивает главный миф о Севере как о крае больших денег: в последнее время зарплаты здесь и на «большой земле» сильно приблизились друг к другу.

Тимбилдинга, «офиса со вкусными печеньками», релакс-зоны у нас в компании нет. Но есть корпоративы, и с большим, почти новогодним, размахом отмечается День нефтяника. К нам в поселок обязательно приезжает кто-нибудь из звезд российской эстрады.

Жизнь на Севере

У жизнь на Севере свои особенности. Кому-то условия могут показаться тяжелыми: как-то зимой я застал −55 °C. Но здесь очень красивая и интересная природа: леса, озера. И своя атмосфера: в поселок иногда заглядывают лисы; были случаи, что и бурые медведи захаживали — разворовывали мусорки.

Также здесь другие люди. Есть такая интересная черта: многие, кто приезжает сюда работать, думают про себя: «Я-то здесь всего на четыре-пять лет. Заработаю на квартиру, машину, а потом уеду». В итоге остаются до пенсии. Но при этом каждый раз говорят: «Вот я еще год побуду тут — и потом всё, уезжаю». Но россияне маломобильны. Так что проще жить там, где «неплохо кормят».

По-иному на Севере тратятся деньги. Вот у вас какие расходы, помимо необходимого? Наверняка деньги идут на досуг, рестораны, путешествия. На Севере же люди в первую очередь покупают дорогую машину.

И дело здесь не в качестве дорог — мол, чем машина дороже, тем лучше она будет ездить. На Севере дороги как раз-таки хорошие. Покупают по принципу «большая, дорогая машина». Часто даже берут автомобиль в кредит, а ремонт в квартире не делают многие годы.

«Северяне» практически не ездят в путешествия. Я, например, очень люблю построить маршрут, уехать куда-то с женой, открыть новые места, получить массу впечатлений. Когда рассказываю про свои поездки, все восхищаются. Потом спрашивают, сколько потратил. Я говорю. Тут люди морщатся: считается, что всё это выброшенные деньги. Лучше было бы их вложить в машину.

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Фото: из личного архива героя; JuiceCo, Vladimir Melnikov, ded pixto/Shutterstock