Я работаю в витражной мастерской

И реставрирую витражи в павильонах ВДНХ

8 161

Красивые вещи — это тоже чья-то работа. Станислава Новгородцева посетила витражную мастерскую и пообщалась с художницей, которая реставрирует витражи для павильонов ВДНХ.

Родилась я в Сибири, в маленьком городке в 300 км от Красноярска. Счастливое детство в полной гармонии с собой и природой. Когда видишь красоту природы, растворяешься в ней, происходит чудо обратной связи с миром. Я заметила, что свои лучшие работы я делала, когда будто кто-то ведет меня, а я просто рука в этом процессе. В такие минуты испытываешь истинную радость творчества, ты не один: в соавторстве с тобой весь мир и сам материал помогает тебе.

Я работаю в витражной мастерской

Когда я окончила школу, моя семья переехала из Сибири в город Смоленск. Там я поступила в педагогический институт на художественно-графический факультет. Пожалуй, с самого начала института всерьез заинтересовалась стеклом, витражом.

Стекло — это уникальный материал, который при всей своей хрупкости имеет потрясающую прочность. Никаким другим инструментом его не разрежешь, кроме алмаза. Стекло дает огромное количество возможностей творить. Его можно расписывать, используя разные пигменты, краски, эмали. Бесконечные вариации со спеканием, когда можно придать любую форму, любой объем, любые оттенки и тона. Включай фантазию и твори. Эти возможности, конечно, потрясают. На протяжении всей жизни ты не ограничен какими-то рамками.

Своя мастерская

Профессионально я занимаюсь витражами больше 25 лет. Сначала всё было медленно, не хватало практических знаний. Потом я пришла в одну из московских художественных мастерских. Там, конечно, моя квалификация повысилась многократно, стал появляться опыт, я освоила новую технику: большие печи, фьюзинг. С фьюзингом — спеканием стекла — вообще в тот период мало кто работал. Это достаточно сложная техника, так как результат зависит от десятков нюансов.

Я работаю в витражной мастерской

Наверное, я бы так и осталась в мастерской, потому что комфортно работать, когда о тебе кто-то заботится. Тебе дают заказы, обеспечивают материалом. Но с появлением опыта, накоплением знаний, повышением мастерства пришло желание создавать свое.

Примерно 15 лет назад я решилась и открыла свою мастерскую. За эти годы появились свои наработки, свой стиль. Создание витража — это не конвейер. Под каждый заказ уникальные требования. У меня сложилась великолепная команда единомышленников, понимающих меня с полуслова, профессионалов высочайшей квалификации, что называется — штучной работы.

Этапы работы

Безусловно, начало всей работы — это обсуждение будущего проекта с заказчиком. Основную концепцию эскиза всегда разрабатывают совместно. Этой частью занимаюсь исключительно я, индивидуально с каждым заказчиком, после этого на сцену выходят их представители — архитекторы, дизайнеры.

Без творческого подхода создать индивидуальный витраж невозможно. Я не раз говорила: «Хотите картинку из интернета — обращайтесь на “стекольную фабрику”. Поточное производство — это дешево и быстро». Мы создаем уникальные витражи, у нас нет и не может быть двух одинаковых экземпляров. У каждого витража свой характер, свое настроение. Эта работа не может быть быстрой, да и дешевой тоже.

Я работаю в витражной мастерской

После работы с эскизом следует этап создания картона. В данном случае картон — это рисунок витража в натуральную величину с детальной прорисовкой. Картон — основа, по которой будет создаваться витраж. Далее настает этап непосредственной работы со стеклом, металлом, термообработкой и красками. Существует большое количество техник создания витража: гризайль, тиффани, фьюзинг и другие.

Реставрация

Я работаю не только с частными лицами, но и с организациями. Например, не может не восхищать желание московской мэрии восстановить исторический облик ВДНХ. Так, мы недавно закончили работу в павильоне № 71, сейчас в разгаре работа на шестом и пятом. Энтузиазм людей зачастую поражает — более двух месяцев один журналист-историк посвятил себя исследованию и поиску фотографий с изображением утраченных ныне витражей. Интересно также работать над восстановлением исторического облика храмов.

Вообще, реставрация витражей — это отдельное искусство и целая наука. Реставрируя старинную вещь, ты проникаешь в технологию, по которой был сделан этот витраж. Иногда поражаешься тому, насколько наши предки были умнее нас. Бывает, привозят антикварный витраж и первая мысль: «Это же невозможно вообще!» Просто не понимаю, как это сделано. А потом начинаешь разглядывать, пробовать — и через некоторое время открываются секреты.

«Вконтакте» мастерской

Текст, фото: Станислава Новгородцева
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова