Как внешность влияет на карьеру

И что нужно делать, чтобы карьера развивалась быстрее

29 296
Поиск

Если вы в школе завидовали популярным и привлекательным ребятам, надеясь, что время и способности всех уравняют, — придется расстаться с иллюзиями. Привлекательная внешность по-прежнему ценится, в том числе при построении успешной карьеры.

Рассказываем, почему так происходит и что можно сделать, чтобы уравнять шансы на успех, даже если вам не довелось родиться Джудом Лоу или Анджелиной Джоли.

Как внешность влияет на карьеру

Самым непосредственным образом. Привлекательность — козырь, если:
- вы ищете работу (главное — дойти до этапа собеседования);
- претендуете на повышение;
- развитие карьеры подразумевает избрание на должность.

Карьера — понятие абстрактное, проводить сравнения в рамках него трудно, и ученые пошли другим путем. Они сопоставили доходы и обнаружили, что:
- привлекательные люди в среднем зарабатывают на 20% больше «обычных» коллег (есть и более приземленные цифры — в диапазоне от 7 до 13%);
- официантам дают больше чаевых, если они привлекательны.

При этом привлекательные студенты получают более высокие оценки, чем их одногруппники с заурядной внешностью, а у «симпатичных» политиков больше шансов быть выбранными.

Социологи дали этой разнице в доходах два названия — «надбавка за красоту» (beauty premium) и «эротический капитал» (erotic capital), затем копнули глубже и пришли к выводу, что люди не виноваты в своих предубеждениях и предрасположенностях. Это результат эволюции: мозг человека получаетдофаминовое вознаграждение при взгляде на привлекательные лица, вне зависимости от культурной принадлежности самого человека. Проще говоря, вы ничего не можете с собой поделать!

Когда привлекательность вредит

Красивых женщин до сих пор, бывает, не воспринимают всерьез, считают недалекими и непрофессиональными. Исследователи из Нью-Йорка даже обнаружили явление, которое назвали «красота чудовищна» (beauty is beastly). Суть его в том, что чем привлекательнее женщина, тем меньше вероятность, что она получит работу, которая традиционно считается «мужской». И это не о сталеварах и капитанах дальнего плавания — это об инженерах, архитекторах, хирургах и специалистах на любых руководящих позициях.

Есть и исключения: такая «дискриминация по внешним данным» существует только в профессиях, где привлекательность не влияет на работу. Если же речь, например, о продаже автомобилей (традиционно мужская профессия), то талантливой и способной женщине, скорее всего, не откажут из-за ее красоты — возьмут на работу.

Почему внешность влияет на карьеру

Ниже пойдет речь о частой ситуации — когда привлекательная внешность карьере помогает.

При приеме на работу необоснованным отказом считается отказ по причинам, которые связаны с расовой принадлежностью кандидата, цветом его кожи, происхождением, местом жительства, национальной принадлежностью, языком, должностным, социальным или имущественным положением, возрастом, полом и т. п. Поэтому, если по внешности человек не подходит на должность, ему об этом не скажут.

Евгения Нгуен, психолог и карьерный консультант

Под привлекательностью не всегда подразумевают симметрию лица, блеск и густоту волос, стройность и пропорциональность фигуры. В контексте работы и карьеры обращают внимание на ухоженность, стиль и выражение лица человека.

Чтобы завести полезные знакомства, продвинуться в карьере и найти новую работу, используйте новую сеть профессиональных контактов Инсайдер.

В ней вы сможете за минуту создать свой профессиональный профиль с поддержкой чат-бота. А дальше система сама подберет и предложит нужные контакты.

Скачайте бесплатное приложение — и вперед!

Работодатели встречают по одежке

Привлекательным людям проще, чем остальным, понравиться рекрутеру на собеседовании или произвести благоприятное первое впечатление на партнера во время переговоров (помните про дофаминовое вознаграждение в мозгу?). Таким образом, у них больше шансов устроиться на работу мечты и в принципе шире выбор вариантов.

Работодатели выбирают, исходя из интересов бизнеса

Если в профессии привлекательная внешность — неформальный стандарт, то работодатели не захотят ставить себя в уязвимое положение и уступать конкурентам ради абстрактной «справедливости», которую на счет в банке не положишь.

Классический вариант требований к внешности сотрудников — когда эти сотрудники представляют компанию, являются ее лицом. Например, ассистенты руководителей, девушки на ресепшене. В требованиях к претенденту на должность, как правило, не прописываются детали внешности, возраста, пола, потому что это противоречит законодательству, но на собеседовании эти негласные критерии всё равно будут оцениваться. Второй вариант — сотрудники клиентского сервиса, в банковской или консалтинговой сфере. Здесь требования чаще касаются не физической красоты, а презентабельности.

Наталья Венерова, генеральный директор центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива»

Кроме того, иногда для успеха в профессии необходимо «показывать товар лицом». Буквально — выглядеть как типичный пользовать продукта и услуги, например если речь о косметике для лица и тела, фитнесе, таблетках или чае для похудения, модной одежде. Привлекательный, ухоженный косметолог внушает больше доверия клиентам, а потому быстрее делает карьеру.

Работодатели подвержены «эффекту ореола»

Исследователь Эдвард Торндайк в 1970-х годах прошлого века обнаружил эффект ореола — когда люди подсознательно наделяют друг друга какими-либо качествами, опираясь при этом не на фактические параметры, а, например, на субъективную оценку внешности или на заранее, еще до личной встречи, сформированное мнение.

Проще говоря, красивых людей вы обычно склонны считать более общительными, здоровыми, успешными, честными, умными и талантливыми.

Работодатели и рекрутеры тоже подвергаются этому эффекту, тем самым давая преимущество привлекательным соискателям и сотрудникам.

Работодатели предпочитают коммуникабельных

С привлекательными, ухоженными людьми комфортнее общаться окружающим, а многие профессии опираются на эффективную коммуникацию в команде. Да и сами привлекательные люди обычно держатся уверенно и доброжелательно, потому что привыкли к тому, что нравятся окружающим.

Работодатели смотрят глубже

Ухоженность и подтянутая фигура говорят о дисциплинированности человека, его силе воли и мотивации. Сотрудник, который находит время на спортзал и не забывает про регулярные визиты к стоматологу, — отличный кандидат на повышение.

Кроме того, забота о внешности в XXI веке — признак общей адекватности, ведь развитие интернета и соцсетей привело к факту, что люди живут буквально на виду. Выглядеть хорошо, соответствовать ожиданиям — современная социальная норма.

Мне, как UX-исследователю, часто приходится общаться с людьми вне моей организации. То, как я выгляжу, может напрямую повлиять на результат и качество произведенной мною работы, ведь моя задача — опросить пользователей и узнать их непредвзятое мнение по изучаемому вопросу. Я уверена, есть еще много специалистов, которым по аналогичной причине не следует пренебрегать внешним видом.

Дарья Кошелёва, UX-исследователь

Как выглядеть, чтобы карьера развивалась быстрее

Можно возмущаться из-за несправедливости жизни, а можно принять ситуацию и использовать ее для своей выгоды.

Осознанно уделяйте внешности внимание

Если хотите построить успешную карьеру:
- высыпайтесь;
- улучшайте состояние кожи у косметолога;
- занимайтесь спортом;
- пейте витамины;
- регулярно посещайте стоматолога, а также проходите плановые медосмотры (хронически больные хуже выглядят);
- покупайте одежду, которая хорошо сидит, или подгоняйте вещи по фигуре после покупки;
- чаще улыбайтесь — улыбка неизменно делает людей привлекательнее.

Старайтесь выглядеть уместно

Внешность и стиль важны всегда. Стремитесь к тому, чтобы ваш внешний вид был опрятным, приятным глазу, одежда, прическа, макияж — уместными случаю. Избегайте выглядеть вызывающе, излишне откровенно. Какую фотографию сделать для резюме? Никаких черных теней на всё веко, платьев в стразах и так далее. Весь вид должен соответствовать ситуации и располагать к деловому общению. И речь далеко не всегда о галстуке и смокинге (хотя могут быть и такие ситуации), выбирайте business casual — и не промахнетесь.

Мария Воробьёва, практикующий специалист по подбору персонала и карьерный консультант

***

История знает много примеров, когда успешную карьеру делал человек с посредственными внешними данными или даже «некрасивый» в общепринятом смысле. Одного-двух знакомых вы наверняка и сами сможете вспомнить.

Подобные случаи не опровергают аксиому о том, что внешность влияет на карьеру, но напоминают, что это не единственная переменная, а возможно, и не самая значимая. Упорство, целеустремленность, трудолюбие, профессионализм и развитые навыки нетворкинга — без них по-прежнему никуда.

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрация: Everett Collection / Shutterstock

Есть что сказать по теме? Пишите.

Похожие статьи