Я создаю у «улиток» уверенность, что внутри нашего мирка, компании, всё хорошо

Сколько внутрикомов нужно одной компании, чем они занимаются и какие у них зарплаты

4 200
Люди

Двенадцать лет назад, когда я только начинала и подходила к коллегам из других отделов с запросом: «Привет, я менеджер по внутренним коммуникациям. Хочу от тебя вот это», на меня смотрели как на помешанную. Тогда в представлении большинства внутриком был симбиозом журналиста (который пишет о делах компании), массовика-затейника и человека, заказывающего корпоративные сувениры.

Наталья Рычкова – Специалист по внутренним коммуникациям в ретейле
Наталья Рычкова
Специалист по внутренним коммуникациям в ретейле

Кто такой специалист по внутренним коммуникациям

Сегодня профессия менеджера по внутренним коммуникациям, или внутрикома, вызрела.

На самом деле менеджер по внутренним коммуникациям — отдельная профессия. Это специалист, который доносит важную корпоративную информацию до всех уровней сотрудников. Но не просто для того, чтобы они о ней знали, а чтобы смогли изменить линию поведения в соответствии с полученными новостями.

Пример: совет директоров согласовал стратегические цели на ближайшие пять лет. Они так или иначе касаются всех отделов и сотрудников. Задача внутреннего коммуникатора — взять эту информацию у совета директоров, перевести ее с менеджерского языка на русский, с русского — на простой русский.

Далее нужно, чтобы то, что от людей хотят топ-менеджеры компании, было максимально понятно целевой аудитории этого сообщения. Поэтому внутрикому важно правильно донести этот посыл до адресата и чтобы он понял, какой вклад в развитие общего дела вносит именно он.

Суть профессии внутрикома

Есть такое детское стихотворение, которое мне, с одной стороны, очень нравится, а с другой — описывает мою профессию:

Дождик лил как из ведра.
Я открыл калитку
И увидел средь двора
Глупую Улитку.

Говорю ей: «Посмотри!
Ты ведь мокнешь в луже...»
А она мне изнутри:
«Это ведь снаружи!»

Внутриком создает у наших «улиток» уверенность, что внутри нашего мирка, компании, всё хорошо. И что бы там журналисты ни писали, какие бы экономические кризисы ни происходили, у нас всё нормально.

Обязанности внутреннего коммуникатора зависят от компании. В мои задачи входит информационное наполнение корпоративного портала (новости, статьи), подготовка корпоративных рассылок (письма от гендиректора или совета директоров, изменения в компании), подготовка и проведение всех мероприятий (от стратегических сессий для руководства, которые проходят раз в год, до развлекательных мероприятий для сотрудников, их детей и общих корпоративных мероприятий) и т. д.

Люди приходят на работу не только работать. Должно быть что-то, что их удерживает на этом месте.

Большой пласт работы внутрикома — продвижение миссии, ценностей, принципов компании внутри коллектива. С моей точки зрения, этот сегмент никогда не должен содержать топорных инструментов — из серии «вот висит плакат с информацией, иди и прочитай». Задача внутрикома — нативно (через сторителлинг, истории успеха сотрудников и т. д.) интегрировать эту информацию везде так, чтобы все следовали намеченной линии и при этом не задумывались о том, что это всё про корпоративные ценности, которые написаны у нас в уставе.

Где этому учат

Пока еще в большей степени внутрикомы учатся «в полях». Однако сейчас многие университеты стали включать в программы по маркетингу, PR, HR-курс по внутренним коммуникациям.

Чаще всего в нашу профессию приходят из HR (тренеры в обучении и развитии HR), журналисты или пиарщики.

Мое же образование было многоэтапным: можно сказать, что я училась по мере потребностей и появления новых обязанностей. Сперва я окончила ОмГУ (кафедра международных отношений), получила диплом специалиста по странам Западной Европы и переводчика немецкого языка. Стала работать личным ассистентом технического директора одной из немецких ретейл-компаний и параллельно изучать, какие направления есть в бизнесе, где бы мне хотелось впоследствии развиваться. Так я познакомилась со сферой HR, внешними и внутренними коммуникациями. Но, чтобы подкрепить опыт знаниями, пошла учиться на факультет управления персоналом в МИРБИС. После этого перешла на работу с внутренними коммуникациями.

Хотя и это еще не всё. Я решила охватить и внешние коммуникации — PR. Для этого поехала учиться в Берлин, в академию прессы.

Зачем компаниям внутрикомы

Корпоративная культура, которую создает менеджер по внутренним коммуникациям, помогает компании зарабатывать деньги и экономить их. Корпкультура влияет на атмосферу, которая, в свою очередь, влияет на то, чтобы люди не уходили. Поиск сотрудников, наем, адаптация стоят для компании больших денег.

Помимо этого, работа внутрикома видна и на клиентах. Когда я работала в сети «Глобус», мы спрашивали покупателей, почему они приходят к нам. И часто ответ был таким: «У вас так классно. У вас работают такие приятные люди».

В трудных ситуациях, когда дела идут не очень хорошо, специалист по внутренним коммуникациям какое-то время может поддерживать в коллективе определенную иллюзию, что всё нормально.

Но так может быть, если внутриком сам заряжен этой идеей, искренне верит в своего директора и своему директору, который говорит: «Еще держимся». Действительно, деятельность внутрикома может помочь переждать небольшой кризис. Однако, если это будет длительная история, сам внутриком перестанет верить в идеалы компании и ему перестанут верить.

Сколько внутрикомов нужно одной компании

Даже в крупных компаниях специалистов по внутренним коммуникациям немного. Я работала в организации, где трудились 11 тысяч человек. При этом в моем отделе была я (начальник службы), PR-менеджер и трое сотрудников, каждый из которых занимался своей нишей: внутренней коммуникацией, корпоративной социальной ответственностью, визуальной коммуникацией (презентации, макеты, плакаты).

Эффективность работы зависит не от количества таких специалистов, а от их умения делать работу хорошо, быстро получать и обрабатывать информацию, налаживать коммуникацию с «агентской сетью» (теми людьми, через которых ведется коммуникация с другими сотрудниками) — в моем случае это были региональные директора по маркетингу, HR-директора.

Каким должен быть идеальный внутриком?

В нашей профессии очень важно быть вовлеченным в идеи своей компании. Такие специалисты, как я, наделяют любое сообщение определенным смыслом, настроением. И если даже объявление об отключении горячей воды в офисе ты, как внутриком, пишешь формально и сухо, на профессиональном уровне ты так себе работник. Ты должен верить в то, что делаешь. Поэтому нужно подать это сообщение таким образом, чтобы, прочитав его, люди сказали: «Ладно, подождем немножко. Ничего страшного», а не возмущались.

Если внутриком что-то делает просто для галочки, скорее всего, он долго не задержится в компании. Для нас важна эмпатичность по отношению к корпоративной философии.

Поскольку мы работаем со словом, нужно понимать, как пишутся тексты, как они начинаются и чем заканчиваются, что вызывает интерес у читателей. Необходимо иметь в голове достаточно большой словарный запас, благодаря которому можно быстро подобрать синонимы; не использовать канцеляризмы, жаргонизмы.

Еще для внутрикома важно умение организовать практически любые процессы внутри компании. Подчас приходится следить за множеством аспектов: чтобы в итоге всё работало, а ты при этом не сошел с ума. Даже если ты работаешь с подрядчиком (например, для проведения мероприятия нанимается агентство), всё равно нужно всё контролировать и персонализировать под свою компанию.

И конечно, в нашей работе необходима пресловутая коммуникабельность. Но здесь она не равна болтливости. Нужно уметь наладить контакт, но так, чтобы сохранить конфиденциальность. Внутрикому часто приходится иметь дело с конфиденциальной информацией, которая до поры до времени должна быть только у него.

Остальные навыки и умения можно развить.

Сложности в профессии

Многие считают, что, по сравнению с PR-специалистом, которому нужно «пробивать» публикации в СМИ, работать во внутренних коммуникациях легко. На самом деле, как и везде, здесь есть свои сложности. Так, внутриком работает для людей, с которыми он работает. Например, пиарщик поругался с журналистом — особой трагедии нет: они могут никогда больше и не увидеться. Другое дело — твои коллеги, которые так или иначе оказывают на тебя влияние.

Также внутрикому часто приходится выполнять огромный пласт работы. Например, в ситуации, когда необходимо сделать корпоративный журнал, ты бегаешь за всеми: за продавцами, директорами магазинов, за советом директоров — с просьбой дать хоть какую-то информацию. Ты тут на месте того самого журналиста, который ищет повод.

Инфоповоды во внутрикоме тоже не падают с неба. Нужно пройтись по многим отделам и обратиться ко многим коллегам, чтобы найти то, из чего можно создать информационное поле

Бич всех внутрикомов — мероприятия. Не бывает так, чтобы после праздника, корпоратива все были счастливы. Кому-то музыка не понравилась, у кого-то еда невкусная, кому-то подарки не те. И все считают своим долгом рассказать об этом внутрикому. Так что определенный негатив перманентно присутствует. Но, к счастью, всегда есть люди, которые благодарят за устроенное мероприятие и делятся положительными эмоциями.

Плюсы и минусы

Работа внутрикома — отличная возможность глубоко познакомиться со всей компанией, ведением крупных бизнесов. Действительно, начинаешь разбираться во многих процессах, а также видишь, как соображают большие боссы. Ты общаешься с ними и учишься у них.

Минус же, как и работа в HR, — человеческий фактор. Каждый день ты работаешь с большим количеством людей, у каждого из которых свое настроение и представление о твоей работе: многие пытаются научить, как сделать лучше. Поэтому здесь важно спокойно и трезво отстаивать свои границы и точку зрения.

Байки от редакторов, истории, которые нас зацепили, полезные и бесполезные сообщения-«молнии» — всё в ТГ-канале «Просто работы». Не хватает только вас.

Почитать

График

В моих контрактах всегда был указан ненормированный рабочий день. И, по трудовому законодательству, это компенсировалось дополнительным отпуском.

Переработки случаются. Например, когда готовится большой проект или сдается выпуск корпоративного журнала. Работаешь же на результат, а не с 9:00 до 18:00. Но также бывают и достаточно свободные дни, когда в офисе задерживаться не приходится.

Вместе с тем мой график всегда был относительно свободен касательно привязки к офису. Да, я могла задержаться допоздна на работе или отвечать на почту в выходные, но при этом спокойно уезжала с работы в обед в будние дни с ребенком к врачу или по каким-то личным делам. Это тоже вопрос о результатах и отношениях в коллективе.

Выгорание

Выгорание может появиться, когда ты работаешь денно и нощно. Также это сказывается на семье. Когда я перешла на другое место работы с более высокой зарплатой, мы переехали в центр города, дочь стала ходить в хороший сад. То есть в материальном плане жизнь улучшилась. Однако как-то ко мне подошел мой ребенок и сказал: «Мам, твоя прошлая работа была лучше». — «Почему?» — «Ты хотя бы ночью не работала».

Поэтому, когда есть информационный перегруз (у меня совпало с переходом на новое место и пандемией), нужна информационная гигиена.

Нужно фильтровать задачи: вот об этом я буду думать сейчас, а вот об этом подумаю не сегодня. Это, на самом деле, большая работа с самим собой.

Еще один банальный, но работающий совет, который поможет сохранить себя, — выключенный на ночь телефон. Пиарщику это, к сожалению, непозволительно: в любой момент может произойти форс-мажор. Но вопрос, связанный с внутренней коммуникацией, совершенно спокойно можно решить и на следующий день.

Также телефон можно выключать на выходные или на один выходной. Выключили и пошли гулять в парк с семьей. Это не только время, проведенное с близкими, но и отличный способ проветрить голову.

Зарплата в сфере внутренних коммуникаций

Цифры очень разные. Начинающий специалист и директор по коммуникациям — абсолютно полярные вещи. Так, первый может получать в районе 60–70 тысяч рублей, тогда как зарплата второго доходить до 500 тысяч.

Штрафов в моей практике не было. А вот премии имеются. Их могут давать, например, за выполнение KPI, или, как еще их называют, ключевых показателей.

По моему опыту, часть премиальных выплат привязывалась к результату компании (товарооборот), а часть — к индивидуальным критериям (например, за проведение важных мероприятий или развитие благотворительных проектов). Размер премии зависит от компании. Моя составляла от 20 до 30% годового оклада.

Мечты

Сейчас я работаю независимым консультантом в ретейле — продолжаю консультировать региональных представителей отрасли. Там не такие крупные игроки, как в столице, однако проблемы те же.

Мне очень нравится то, чем я занимаюсь. И хочется передавать накопленный опыт. Иногда смеюсь и говорю, что, когда мне будет 60 лет, я буду читать лекции по внутрикому в каком-нибудь университете и учить этой профессии студентов. Но, честно говоря, эта история с передачей знаний меня очень мотивирует и сейчас. Мне это по кайфу.

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Фото: iStock, retail.ru

Есть что сказать по теме? Пишите.

Похожие статьи