Что делать, если на работе все бесят

6 причин, почему это происходит

30 943

Коллега за соседним столиком громко чавкает завтраком, на который почему-то не нашел времени дома. Секретарь опять забыла найти для вас время в расписании начальника. Сроки по отчету горят, потому что никто из команды не прислал вам информацию вовремя... Как же они все бесят!

Злость на коллег — почти новая норма

Согласно исследованиям, среднестатистический офисный сотрудник в Великобритании два раза в день испытывает гнев в рабочее время. 64% из тех, кто злится, стараются не обращать на это внимания и не показывать свои эмоции, 13% ввязываются в конфликты и рискуют карьерой. Треть из тех, кто раздражается на работе, считают, что проблема в коллегах.

Россияне тоже не отличаются ангельским терпением: опрос Работы.ру показал, что 53% сотрудников злятся из-за сплетен и интриг коллег, 45% возмущены лицемерием, 36% — безответственностью. Остальные причины, которые лишают людей душевного равновесия и мешают нормально работать: неуважение к чужому труду, непрофессионализм, лень, отсутствие пунктуальности и дурные манеры.

Американские психологи даже дали название новому явлению. По аналогии с road rage, или агрессивным поведением на дороге, desk rage — это проявление крайней агрессии на работе, когда у коллег накипело и нет сил сдерживаться. Согласно исследованию, почти половина американских сотрудников утверждают, что на их работе бывают и крики, и взаимные оскорбления, а каждый шестой признавался, что конфликт приводил к порче имущества.

Почему коллеги бесят?

Вы устали, больны или, хуже, выгорели

Если вы работаете так много, что не успеваете отдыхать или пренебрегаете своим здоровьем, то однажды практически все и вся начнут вас раздражать. «Невыносимые» коллеги станут поводом выплеснуть эмоции. Если же раздражение на них не проходит ни на следующий день, ни спустя месяц, это один из признаков выгорания. Понаблюдайте за собой — скорее всего, найдете и другие.

Вы перегружены

Если работы слишком много, а еще вы беспокоитесь из-за необходимости менять сантехнику в квартире, плохих оценок ребенка или здоровья родителей — любая ошибка коллеги или неприятная бытовая привычка может вывести вас из себя. Устойчивость психики человека имеет предел, и вы его достигли.

Вы не любите свою работу

Возможно, вы устроились на работу, просто чтобы начать наконец зарабатывать. Или вам навязали профессию родители, и с тех пор вы ходите в компанию чьей-то мечты как на каторгу. Или ваши интересы и приоритеты изменились, а работа прежняя. Получается , что коллеги — часть среды, которую вы не выносите (в хорошем настроении и в первый час корпоратива мы можете даже признаваться себе, что они «ничего»).

У вас осенняя хандра или обострение хронических болезней

Метеозависимые люди — не выдумка лентяев. А регулярные мигрени или боли в пояснице кого угодно сделают «доктором хаусом», который ненавидит коллег за сам факт их существования или слишком довольные лица.

Вам «повезло» работать с токсичными коллегами

Бывает, что под одной крышей собирается целый коллектив «единомышленников», цель которых не работа, а насыщенная скандами, интригами, расследованиями офисная жизнь. Сначала поведение коллег вас удивляет, потом расстраивает, в конце концов доводит до белого каления и заявления об уходе.

Вашим коллегам «повезло» с вами

Ситуация совершенно невероятная. И всё же дело может быть в вас: вы в принципе раздражительны или страдаете от завышенных ожиданий, перфекционизма и зависти к чужому «незаслуженному» успеху. В этом случае бесят вас не только коллеги, но и домочадцы, бабушки в метро и слишком довольные жизнью актеры рекламы.

Что делать, если на работе все бесят

Основное правило гласит: сделайте всё от вас зависящее, чтобы не сорваться. Если хоть раз позволите себе выплеснуть раздражение, к вам может приклеиться ярлык «неадекватный сотрудник». Коллеги станут обходить вас стороной, о повышении можно забыть.

Как справиться с ситуацией, если она затянулась настолько, что мешает получать удовольствие от работы и жизни в целом?

Поверьте в «позитивное намерение»

Просто убедите себя в том, что «невыносимый» коллега не просыпается с мыслью: «Как бы мне сегодня довести N до заикания и дрожи в руках?» Да, один из ста или тысячи человек оказывается нарциссом, социопатом, страдает от неизлечимой лени или психических расстройств. Но остальные идут на работу с желанием хорошо ее выполнять и собственными представлениями о том, как этого добиться.

Вера в позитивное намерение (или мантру «Он(а) это не специально») позволит вам лучше слышать коллег и эффективно решать задачи, не отвлекаясь на обиды и раздражение.

Примите и держитесь — авось пройдет

Если раздражение на коллег возникло недавно или обычно не длится долго, то можно надеяться, что «само пройдет» — вместе с осенней непогодой или обострением гастрита.

Чтобы помочь себе справляться, выявите «триггеры» — ситуации, которые обычно вызывают у вас гнев или раздражение. В дальнейшем вы сможете предвидеть или предупреждать такие ситуации, лучше контролировать свою реакцию на них. Например, если коллега вас раздражает тем, как шумно дышит, сделайте 10-минутный перерыв перед встречей с ним или совместной проектной работой. Прогуляйтесь в сквере возле офиса, выпейте чашку травяного чая, понаблюдайте за пейзажем за окном.

Найдите жизнь за пределами работы

Вы будете раздражаться на коллег меньше, если перестанете ассоциировать себя со своей работой или должностью. В конце концов, вы гораздо больше, чем бухгалтер Наталья Петровна или инженер Василий Иванович! Заведите интересное хобби или активную собаку, начните интересоваться здоровым образом жизни и правильным питанием, пишите роман или учитесь танцевать аргентинское танго.

Насыщенная эмоциями, впечатлениями и общением жизнь за пределами офиса поможет воспринимать коллег с их неприятными привычками как назойливых комаров в лесу. Хлоп… дверью в 18:00 — и вы снова добрейшей души человек.

Подойдите к решению проблемы как к проекту

Если уверены, что в вашем гневе действительно виноваты коллеги, представьте, что вы внешний консультант, а не участник конфликта. Что бы вы себе посоветовали?

Абстрагироваться поможет «проектный метод»:

  • назовите проблему без эмоций, опишите все детали;
  • переформулируйте проблему в задачу (например, из «Коллега ест за рабочим столом, а меня раздражает запах еды!» — в «Как сделать так, чтобы коллега не ел за рабочим столом?»);
  • определите, какими ресурсами и козырями вы располагаете — например, приятельскими отношениями с эйчаром, который может «невзначай» сделать коллеге замечание, или знание, что коллега мечтает похудеть;
  • перечислите все возможные препятствия и подумайте, как с ними справиться;
  • установите сроки, в течение которых будете решать проблему, не позволяя себе излишне раздражаться;
  • перейдите к действиям.

Самое очевидное, хоть и не простое, решение — откровенный разговор. Чтобы он прошел результативно и ваш гнев не разжег офисную войну, подготовьтесь заранее: сформулируйте проблему без эмоций, продумайте аргументацию и варианты решения. В разговоре придерживайтесь фактов и наблюдений.

Разрешить себе отдохнуть

Это могут быть долгие выходные (достаточно взять отгул на пятницу или понедельник), короткий отпуск, долгий отпуск за счет счет. По возможности уезжайте из дома туда, где чувствуете себя хорошо, и займитесь тем, что любите. Для одних это спокойные прогулки в лесу, спа-процедуры и чтение любимой книги у камина. Других заряжают экскурсии, хайкинг в горах или обучение новому.

Главное для вас — расслабиться, отвлечься от работы и сфокусироваться на себе, своем здоровье и желаниях.

Разберитесь в причинах раздражения

Мы сами выбираем, порой бессознательно, как нам реагировать на любую ситуацию: недаром то, что раздражает одних, другие даже не замечают. Возможно, за проблемами с коллегами прячется что-то неочевидное, например неудовлетворенность работой или даже недовольство самим собой.

В окружающих нас часто бесит именно то, что не нравится в самих себе, с чем мы боремся. Гнев на ленивого коллегу — страх самому стать таким, отсутствие терпимости по отношению к себе и своим недостаткам.

Взглянуть на себя со стороны проще глазами объективного человека, желательно не связанного с вами личными узами, например психолога или психотерапевта.

Задумайтесь о смене работы

Обратите внимание на формулировку! Не стоит жечь мосты и блокировать коллег в соцсетях. Пообщайтесь с консультантом по карьере, определите карьерные приоритеты, без спешки приведите в порядок резюме, начните следить за вакансиями в вашей сфере. В общем, перестаньте чувствовать себя жертвой коллег или неудачного выбора профессии. Взяв ответственность в свои руки, однажды вы найдете приятный новый коллектив и работу, которую полюбите настолько, что никто не испортит вам настроение.

Иллюстрация: vm / iStock