Я та самая служба безопасности, которая проверяет вас при приеме на работу

Порой человек сам про себя всё рассказывает

21 582

Моя нынешняя профессия отчасти перекликается с тем, чем я хотел заниматься изначально: работать в полиции. Мне хотелось быть полезным для общества и помогать людям. И вроде бы всё удачно складывалось: я окончил юридический факультет МФЮА (специализация — «уголовное право»), прошел практику, но затем родственники, которые давно работали в системе, начали меня отговаривать от этого шага. Говорили, что в полиции сейчас бардак и все оттуда, наоборот, уходят. В итоге отговорили.

Борис – Сотрудник экономической безопасности, Москва
Борис
Сотрудник экономической безопасности, Москва

После института я недолго проработал юристом в небольшой страховой компании, а потом знакомый предложил работу, где нужно заниматься проверками людей и фирм. В узком кругу такая профессия называется «гражданский опер». Я заинтересовался, попробовал и вот уже 10 лет работаю специалистом по экономической безопасности.

В мои обязанности входит проверка физических и юридических лиц на благонадежность. Цель — минимизировать риски компании при сотрудничестве с кем-либо. То есть чтобы мы не заключили договор с ненадежной компанией или с человеком с подмоченной репутацией, мошенниками.

Кого я проверяю

Я проверяю не только новых людей, но и «старых». Если вижу, что человека, с которым мы работаем продолжительное время, не проверяли два года, перепроверяю его. Смысл в том, чтобы убедиться, что сотрудник не нарушает корпоративных уставов, не преступает закон. Например, не торгует списанным на утилизацию товаром.

Бывает так, что наша служба «одобряет» человека, а затем, поработав, он переходит на темную сторону силы (как вариант, начинает воровать). В этом случае мы не несем ответственности, так как не можем отвечать за его будущее; нас интересует только прошлое.

Если в биографии человека или истории фирмы служба безопасности что-то не смогла разглядеть, значит, проверку провели плохо. Но в тех местах, где работал и работаю, такого не было. Мы всегда хорошо отрабатывали свой хлеб.

Где я беру информацию

90% информации, которой я пользуюсь в своей работе, стараюсь черпать из открытых источников. Смотрю, что пишут о данной компании/человеке СМИ, какие есть отзывы других людей. Также очень хорошо работают соцсети — порой не нужно даже ничего искать: человек сам про себя всё рассказывает.

10% информации я добираю из закрытых баз данных. В том числе подключаю собственные наработки и связи. Базы данных очень разные. Например, есть база по имуществу. Там можно посмотреть, чем человек владеет, в какой квартире живет, на какой машине ездит. Также есть базы со штрафами, с уголовными делами, если они когда-то были. Это касается физических лиц. По юридическим лицам я могу проверить финансовую отчетность, судебные дела, если их нет в открытом доступе.

Закрытые базы данных — не таблички в Excel и не документы в Word. Это постоянно обновляемые приложения с платным доступом. Также обязательно нужен интернет: работа в них ведется онлайн.

В основном моя работа протекает за компьютером. Но, если возникают какие-то вопросы, могу поговорить с человеком на собеседовании. То же самое касается компаний (как правило, небольших): могу приехать в фирму, посмотреть, «живая» она или нет, пообщаться с директором и т. д.

Какая информация мне нужна

Я проверяю всё. Но не за всё цепляюсь. Так, если у человека есть штрафы за парковку — это не причина отказывать ему в приеме на работу. Однако, если человек хочет работать у нас водителем, но в прошлом лишался прав за езду в нетрезвом состоянии, это уже другое. Здесь возникает резонный вопрос, стоит ли брать такого сотрудника.

Тем не менее в моей компании мое слово как специалиста по безопасности не является решающим. Я отправляю генеральному директору свой отчет по человеку или фирме, и решение принимает уже он. Но есть компании, в которых, если служба безопасности говорит «нет» (даже если все остальные говорят «да»), это значит нет.

Кого интереснее проверять

У нас крупная компания. В московском офисе трудится порядка 200 сотрудников. Также есть филиалы по всей стране. На весь объем работы по моему профилю хватает двух специалистов: я и напарник.

С напарником мы взаимозаменяемы: оба проверяем и физических, и юридических лиц. С кем работать интереснее, сказать сложно. Бывает, быстро проверяешь скучную фирму, а бывает, долго разбираешься в хистросплетениях судьбы конкретного человека.

Яркий пример — наша компания хотела оформить доверенность на одну женщину. Я стал ее проверять и выяснил, что у нее четверо детей, у всех разные фамилии. Оказалось, что сначала она вышла замуж за одного человека, которого впоследствии посадили в тюрьму, а затем вышла замуж уже за его брата.

Объем проверок может быть разным. Можно проверить в день 10 человек, а можно 30. Всё зависит от объекта проверки и что конкретно нужно искать по нему. В среднем, чтобы проверить одно физическое лицо, нужен один день. Небольшая компания проверяется примерно за один час. В любом случае работа есть всегда: не бывает такого, чтобы я просто сидел и ничего не делал.

Что нужно знать, чтобы работать в экономической безопасности

Самые важные качества, которыми должен обладать человек на моей работе, — это внимательность и терпение. Нужно понимать, что придется очень много искать. Это касается и количества (скажем, есть задание проверить три тысячи записей), и качества: мы знаем, что вот эти люди связаны, но нужно это доказать. Приходится погружаться в информационную пучину с головой.

Безусловно, необходимо уметь пользоваться материалами в интернете, уметь ориентироваться в имеющихся ресурсах (есть полезные сайты в открытом доступе, но о них мало кто знает), обладать минимальными знаниями в разных областях. Так, в моей работе полезно знать основы экономики, чтобы можно было разобраться в финансовой отчетности компаний. Также будет плюсом, если вы разбираетесь в юриспруденции. Это поможет понять, серьезные ли у человека были правонарушения, по каким статьям он сидел в тюрьме и проч.

И конечно, очень важно обращать внимание на мелочи. Если упустишь какую-то деталь, картина может выстроиться не полностью. Так, на предыдущей работе мой руководитель пошел на собеседование с соискателем, потому что случился форс-мажор — базы данных по каким-то причинам были отключены. Человека невозможно было проверить так, как это обычно делается. В процессе собеседования всё было хорошо: на работу устраивался приятный, интеллигентный мужчина. Но был настораживающий фактор: в трудовой книжке у него в течение двух лет стоял прочерк. И в разговоре как бы невзначай мой начальник спросил, за что соискатель сидел. Это была просто догадка, но она оказалась верной.

Хорошее и плохое в моей профессии

Мне нравится то, чем я занимаюсь. В будущем хотелось бы проводить более углубленные проверки, ездить по командировкам, вести наблюдение за объектами. Считаю, что моя работа — это полезное дело. Тем не менее мне не очень приятно, когда приходится отказывать людям из-за деяний их родственников.

Приведу пример: приходит устраиваться на работу девушка. В ее биографии всё хорошо, а вот ее отец, который даже не живет с ней вместе, сидел в тюрьме за серьезные преступления. Получается, на основании только этого факта мы можем ей отказать. В этот момент думаешь, что, может, надо замолчать всю эту историю, ведь сам кандидат выглядит и грамотным специалистом, и хорошим человеком. Но профессия не позволяет этого сделать.

Отмечу, что данное правило действует не для всех должностей. Секретаря, оператора колл-центра с таким бэкграундом мы возьмем, а вот помощника финансового директора, скорее всего, нет. Впрочем, бывает так, что приглашаем человека на собеседование, задаем вопрос про интересующую нас личность и смотрим на то, как кандидат будет отвечать, что за реакция последует. Также можем проверить соискателя на полиграфе: общается ли он с этим родственником, занимался ли сам подобными вещами и т. д. (эту услугу заказываем у сторонних компаний).

Байки от редакторов, истории, которые нас зацепили, полезные и бесполезные сообщения-«молнии» — всё в ТГ-канале «Просто работы». Не хватает только вас.

Почитать

Профдеформация

Не могу сказать, что у меня есть профдеформация, но некий отпечаток на личную жизнь моя профессия накладывает. Когда начинаю с кем-то общаться, в голову сразу закрадывается шутливая мысль: надо бы этого человека проверить, что он из себя представляет. Также я неактивно веду личные страницы в соцсетях. С одной стороны, меня это не очень привлекает. С другой, всегда есть вероятность, что кто-то будет проверять мои данные, а мне бы этого не хотелось.

Зарплата, премии и штрафы

У меня стандартный график — пятидневка с 9:00 до 18:00. Иногда приходится работать в выходные. В этом случае потом можно взять либо отгул, либо деньги.

Что касается премий — у нас есть 13-я зарплата. Штрафы же быть могут, но это должен быть действительно серьезный прокол. Тогда руководитель может подписать бумагу, чтобы какая-то часть была удержана из зарплаты.

Разброс в денежном плане по моей отрасли довольно велик. Есть фирмы, которые предлагают за эту работу 50 тысяч рублей, а есть — 150. Но в среднем такая деятельность оценивается в 70 тысяч рублей (по Москве).

Интересные случаи

Как-то поступило задание проверить человека с хорошими рекомендациями, приличным резюме, который когда-то работал водителем в полиции. Вроде бы всё здорово. Но, когда открыл его соцсети, нашел у него фотографии, как он выращивает марихуану на подоконнике.

Другой случай — пришел человек, который должен был представлять нашу компанию по доверенности. Тоже стали его проверять, и по базам данных выяснилось, что как-то он за один день украл сначала лошадь, а потом мешок картошки. Мы с коллегами долго смеялись.

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Фото: istockphoto.com