Я заведую сельским ДК в Архангельской области

«В нашем здании интернета нет, и как заведующая скажу, что мне плохо без него»

9 287

Как вести онлайн-концерты, если нет интернета, почему билеты по 30 рублей в селе считают дорогими и что значит дом культуры для села в Архангельской области, рассказала заведующая ДК села Хозьмино Наталья Лобанова.

Наталья Лобанова – Заведующая домом культуры села Хозьмино, Вельский район, Архангельская область
Наталья Лобанова
Заведующая домом культуры села Хозьмино, Вельский район, Архангельская область

Росла я в Шунеме, это деревня в 15 километрах отсюда. Я родилась 12 апреля, но не мечтала быть космонавтом и очень счастлива, что меня не назвали Валентиной, в честь Терешковой, потому что папа очень этого хотел. К счастью, остановились на Наталье.

В детстве хотела стать воспитателем детского сада и успела воплотить свою мечту. Поработала и в саду, и в школе. В декабре 2016 года меня пригласили прийти сюда директором «Хозьминской клубной системы».

Население нашего поселка — около 300 человек. Здесь же, в доме культуры, — библиотека, на втором этаже, а внизу — администрация нашего поселения. То есть это центр жизни. Ситуация поначалу была сложная: бывшего директора ДК уволили, и уволили не очень хорошо.

Деревня у нас сразу разделилась на два лагеря: тех, кто поддерживал, и тех, кто нет. То есть, по сути, пришлось заново зарабатывать доверие, на первые концерты некоторые не пошли из принципа.

Я, когда шла работать, не думала, что мне будет так интересно. Помню, год, наверное, я проработала и сыну говорю: «Знаешь, а я могла бы эти 20 лет работать тут». Я поняла, что это мое. А вскоре и он пришел сюда работать: освободилась должность худрука и он со своим филологическим образованием начал проводить мероприятия. Естественно, молодые ребята уже все по-другому стали относиться, теперь приходит больше подростков. Появилась «Игротека», где ребята играли в разные игры, вроде «Мафии». Мы стали делать видеоролики и фотографии для соцсетей. То есть уже на другой уровень начали выходить потихонечку.

Дважды проводили фестиваль «Территория дерзких», первый был посвящен Всемирному дню поэзии. Ребята классику перекладывали на современный рэп. Затем был Год театра, мы подготовили театральный квест «В поисках Шекспира». Пока я готовилась к слету, совершенно случайно обнаружила, что у группы «Би-2» есть песня «Ее глаза», написанная как раз на сонет Шекспира. То есть мы им еще раз доказали, что классика — это интересно, это современно. Кому интересно покурить-выпить, естественно, не приходят, потому что мы же не разрешим это всё делать. Проблема эта существует, но что поделаешь: кому-то интересней одно, кому-то другое.

Я заведую сельским ДК в Архангельской области

В творческую лабораторию «Колибри» приходят дошкольники, мы с ними и танцуем, и рисуем, и клеим.

Для взрослых есть фольклорный ансамбль «Велюга» — там изучают северные кадрили. С ансамблем мы ездим по области, участвуем в конкурсах. В 2019 году открыли тут швейную мастерскую по пошиву традиционного костюма. Или вот песни. К нам приезжал известный гармонист и собиратель фольклора Келарев Александр Михайлович, с нами разучивал традиционные песни. Это всё наше прошлое, из этой местности корнями.

Еще в нашем ДК есть женский клуб, где мы занимаемся фитнесом, а раз в месяц собираемся с девочками, обсуждаем за чаем что-то интересное, делимся рецептами, масочки там разные делаем.

Нас трое работает: заведующий, худрук и культорганизатор, и мы ведем все мероприятия. Каждое утро встречаемся за чайной планеркой: обсуждаем, что нам нужно сделать, какие-то идеи рождаются.

В нашем здании интернета нет, и как заведующая скажу, что мне плохо без него. У нас мобильная связь — только «Мегафон», и то только в коридоре.

С карантином перешли на онлайн-мероприятия. Днем снимаем видео, ночью монтируем. Допустим, онлайн-концерт к 9 Мая я грузила в районе 50 часов. То есть это я несколько ночей дома грузила, грузила и грузила.

Раньше интернета в поселке не было совсем. Года полтора-два назад стали устанавливать интернет. Теперь дети, пока не насытятся дома этим интернетом, о ДК слышать ничего не хотят. Оно, конечно, пройдет. Я это вижу по городским детям. Они на каникулы приезжают к бабушкам, дедушкам и с удовольствием к нам ходят. Постоянные наши клиенты. У нас летом четыре мероприятия в неделю как минимум. Наши по домам сидят, а эти каждый день приходят, активные такие. Они этой техникой уже перенасытились. А еще — они привыкли, что в городе всё за денежку, притом за большую. Местные говорят: «У-у, 30 рублей, на нас наживаются», а для городских это просто праздник.

Мне хотелось бы, чтобы дома культуры сохранились. Но у меня экономическое образование, и с точки зрения экономики я понимаю, что невыгодно содержать сельский дом культуры. Расходы огромные. В некоторых селах проживает 30–50 человек, допустим ДК 300 рублей в месяц заработают. То есть они не самоокупаются, их содержать надо. Но без всего людей оставлять тоже нельзя.

Я заведую сельским ДК в Архангельской области

Сейчас новая такая фишечка — автоклубы. То есть наш Вельский район получит в 2023 году автоклуб, там всё полностью оборудовано — аппаратура, сцена. Эта машина едет, берет артистов, приезжает в деревню; они развернулись, дали концерт, поехали дальше. Вот такое дело.

В России своя специфика организации досуга. Например, в США вообще нет домов культуры, там жители сами себя развлекают, самоорганизовываются в сообщества, клубы по интересам. У нас так не будет — у нас люди другие. Может быть, это от Советского Союза осталось, что кто-то другой тебя должен увлечь, всё организовать. Отношение у нас «Вам надо — сами и делайте». Хотя делаем-то мы для поселка.

Молодые ребята, конечно, уезжают. Местная школа не очень сильная, потому что нет специалистов. Учителями и работниками культуры должны быть ребята молодые, безбашенные, которые согласятся в деревню поехать. Когда в доме культуры одна сотрудница пенсионного возраста, она вроде и старается, но выпадает из времени просто в силу возраста.

В принципе, у нас зарплаты сейчас хорошие в культуре. В среднем по области зарплата работников культуры — 45 тысяч рублей. Как рассуждают: «Если у них и так хорошая зарплата, почему они берут деньги?» Я никак не могу объяснить, что даже эти 30–50 рублей за мероприятие мы потратим на ремонты, на содержание здания, на оборудование. Денежки ниоткуда не поступают. Поэтому и в проектах, в конкурсах участвуем. Мы в 2019 году стали лучшим сельским домом культуры Архангельской области, получили 111 011 рублей 11 копеек, сделали ремонт в нашей горенке. Ободрали старую вагонку, освежили всё, купили кухоньку, сами сшили шторы.

Люди видят, что работаем. Даже, может быть, и не признаются, но уже спокойнее реагируют. Я всё еще слышу иногда мнение: «Вы всё делаете напоказ». Я говорю: а почему я должна это всё скрывать, если рядом с нами живут такие люди, если они такие замечательные вещи делают? Если наш ансамбль великолепно пляшет кадрили, почему бы не выставить в интернет, почему бы не поучаствовать, почему бы не поездить? Пусть все знают, что у нас в деревне жизнь кипит. Я наблюдаю, как молодежь приезжает на каникулы и в отпуска или возвращается из городов на время карантина, они стесняются своей малой родины. Задача в том числе — изменить отношение людей, чтобы какая-то гордость появилась за свое место рождения.

Текст, фото: Станислава Новгородцева
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова