Я живу на пособие по безработице

Три человека рассказывают, почему перестали искать официальную работу и живут на пособие

45 638

Весной и летом 2020-го инструкции по получению пособия по безработице стали популярны как никогда. Многие нуждались во временной финансовой поддержке, некоторые решили не возвращаться к официальной работе, а кто-то, оформив пособие, вообще впервые за долгое время обрел стабильный источник дохода. Анна Боклер поговорила с тремя людьми о том, почему получать пособие в условиях пандемии COVID бывает надежнее, чем официально работать, и какие еще есть мотивы признать себя безработным.

Жить на пособие не вариант?

Я живу на пособие по безработице

Арина, 24 года, Москва

С 18 лет я зарабатываю репетиторством и написанием работ на заказ. В прошлом году я окончила филфак, искать постоянную работу не было желания: я в принципе люблю то, что делаю, мне нравится свободный график, возможность читать книги и гулять по городу половину недели, а потом просто работать больше. В студенческое время мне хватало 20 тысяч, теперь нет стипендии и надо снимать жилье, поэтому стараюсь набирать уроков и заказов в среднем на 50 тысяч. Это 12 часов преподавания английского и французского (по 800 рублей в час) в неделю и пять-шесть курсовых работ по 2200 рублей. У меня никогда не было трудовой книжки, да и желания набирать стаж тоже не было, мне кажется очень странным верить в какие-то гарантии, учитывая, сколько раз люди в нашей стране оказывались ни с чем. Так что я обхожусь привычкой ежемесячно бросать пару тысяч на накопительный счет.

Во время пандемии у меня многие знакомые остались без работы, те, кому отдали трудовую, шли за пособием. В марте об этом везде была информация. У меня тоже всё изменилось, но, конечно, не так радикально: в апреле оплатила аренду, а на еду осталось три тысячи. Многих родителей учеников коснулись финансовые проблемы, потом отменили ОГЭ и перенесли ЕГЭ — стало сложно. Оказалось, что пособие можно оформить онлайн, не появляясь в своем регионе. Я заполнила анкеты, и мне начислили первые 500 рублей, потом пособие постепенно поднялось до четырех тысяч. И да, это была ощутимая сумма.

Я думала: так, вот Олег из девятого класса брал от четырех до шести уроков французского в месяц, а теперь на вынужденных каникулах, можно считать, что его отсутствие мне компенсирует государство.

С декабря вроде бы всё закончится, так как меня позвали на очную перерегистрацию, но вроде всё более-менее стабилизировалось: успела найти за это время достаточно новых учеников.

Вообще, конечно, я рассчитываю, что пособие всё же получится продлить, оставаясь в Москве, но если нет, то в случае нового карантина и нового кризиса попробую устроиться в онлайн-школу иностранных языков, там обычно всё в порядке с SMM-продвижением и поток обучающихся есть всегда.

Перерегистрация каждый месяц происходила по телефону: спрашивают, ничего ли не поменялось, говорят, какого числа перезвонят, и кладут трубку. Я понимаю, что это поставлено на поток, но сперва готовилась чувствовать неловкость, когда будут предлагать вакансии и уточнять, почему, судя по ПФР, я вообще никогда не работала. Сейчас меня немного удивляет, что в задачи сотрудников не входит побыстрее сбросить человека с пособия, мотивировать ходить по собеседованиям и держать ситуацию под контролем.

Помню, в школе на обществознании мы проходили эту тему: кто-то шутил, что будет жить на пособие, учитель объяснял, что если гражданина не устраивают вакансии, то его через несколько месяцев снимают с пособия. А сейчас, без шуток, можно ничего не искать достаточно долго: во время пандемии пособие можно было непрерывно получать шесть месяцев. Субъективно меня это, конечно, радует, но и удивляет, что как будто государство не заинтересовано в возвращении людей на легальную работу.

Как безработному уйти на пенсию в 55

Я живу на пособие по безработице

Антон, 36 лет, Санкт-Петербург

На момент пандемии у меня был уже достаточно большой перерыв в работе. Официально я закончил работать три года назад, был охранником в мини-маркете, с тех пор подрабатывал курьером по мере необходимости. О получении пособия я никогда не задумывался до весны 2020-го. Тогда мне сказали, что сумма пособия увеличилась, а получить его в связи с пандемией стало проще.

Действительно, технически было достаточно кликнуть по правильным ответам в анкете — и я стал официально безработным. Пособие было от 500 до 4500 рублей. Параллельно я практически не подрабатывал, так что жил на эту сумму. Даже с минимальными потребностями это достаточно сложно. Первое пособие потратил сразу же на две пачки сигарет, бутылку молока и бекон по акции. Пришлось брать микрозаем.

Потом, когда получал 4500, удавалось как-то растянуть на месяц, правда, после оплаты интернета и мобильной связи оставались копейки, на которые приходилось вести достаточно нищебродское существование. Например, ел один раз в день. Менять пособие на работу мне не хотелось, так как в принципе был удовлетворен таким соотношением трудовых затрат и дохода.

У меня нет образования и достаточно много медицинских противопоказаний к разным видам деятельности, так что поиск работы всегда был очень длительным и трудным процессом.

Когда проходил ежемесячную перерегистрацию, мне задавали один вопрос о том, ничего ли не изменилось с предыдущего раза, после чего назначали дату следующей перерегистрации в качестве безработного. В прошлом месяце я не приехал на очную перерегистрацию, так что сейчас лишился пособия. Это моя личная вина, не был достаточно внимательным.

Чуть позже, возможно, получится получать снова, а пока ищу какие-то легкие возможности минимального заработка, благо приспособился жить на сумму пособия. В основном подрабатываю через телефон: прохожу онлайн-опросы и выполняю курьерские поручения в специальном приложении.

Я считаю, что жить на пособие и не стремиться работать — это нормально. Возможность получать пособие ведь является своего рода компенсацией за недостатки в трудоустройстве. Тратить пять дней в неделю на работу, чтобы получить по факту двойное пособие, мне не кажется интересным. И, конечно, отсюда вывод о низкой зарплате, а не о большом пособии, ведь, пожив на него полгода, я понял, что это не окупает минимальные нужды в нормальных условиях.

Размер пособия по безработице

До конца 2020 года минимальный размер ежемесячного пособия по безработице составляет 1500 рублей, а максимальный приравняли к МРОТ — 12 130 рублей.

Для Москвы максимальный размер пособия — 19 500 рублей,
для жителей Подмосковья — 15 000 рублей.

Если увольнение произошло до 1 марта 2020 года, размер пособия будет рассчитываться исходя из зарплаты на последнем месте работы. А максимальный размер выплаты не будет превышать 12 130 рублей.

Кристина, 21 год, Одинцово

На момент весеннего карантина я работала педагогом ИЗО в частном детском центре. Когда мы закрылись, мне предложили отпуск за свой счет на неопределенный срок. На такой вариант у меня просто не было финансовой возможности — забрала трудовую. Удалось получить максимальное пособие, так как я всё-таки непрерывно работала в одном и том же центре два года; оно составило чуть больше 12 тысяч. Естественно, жить только на эту сумму практически невозможно, так что стала преподавать рисунок и черчение частно. В итоге получилось столько же, что и до карантина.

Потом, в июне, я просматривала вакансии в детских центрах, но что-то так и не настроилась. Учитывая, что сейчас мы снова в какой-то ситуации локдауна и у детей грядет удаленка, я не хочу рисковать и сидеть месяц без денег, заново оформляя это же пособие. Я понимаю, что статус безработной тоже не самый надежный, вряд ли получать пособие можно дольше полугода. Но всё-таки мне видится сейчас лучшим вариантом работать на себя во время всех проблем с пандемией. Так у меня будет оставаться хоть какой-то заработок, а в идеале и пособие, на время карантина. Оставаться тотально без работы из-за того, что снова выйдет указ на следующий же день закрыть все детские досуговые учреждения, я не готова.

Редактор: Ирина Филатова
Иллюстрации: miniwide/Shutterstock

Монологи из массовки