Как проходит ярмарка вакансий?

Кому они полезны и как на них найти работу

430

Ярмарка вакансий — это мероприятие, на котором работодатели и соискатели встречаются для обмена информацией и обсуждения карьерных возможностей. Основная его цель — максимально упростить процесс трудоустройства.

Рассказываем, что такое ярмарка вакансий, как на эту площадку попасть и создать о себе настолько благоприятное впечатление, чтобы получить приглашения от интересных работодателей.

Преимущества ярмарки вакансий

Для организаторовДля участников
Возможность привлечь много кандидатов и закрыть много вакансий за короткое времяШанс встретить много разных работодателей и сразу пройти первичный отбор
Улучшение репутации компании, создание привлекательного имиджа работодателяВозможность познакомиться с корпоративной культурой интересующей компании, «заглянуть за кулисы»
Установление контактов с учебными заведениями, партнерами и рекрутинговыми агентствамиРасширение сети профессиональных контактов, возможность лично познакомиться с представителями компаний — а значит, и шансы для карьерного роста
Обсуждение перспектив работы в компании, новых проектов, трендов рынкаПолучение информации о востребованных специальностях и навыках
Обратная связь о вакансиях и предлагаемых для соискателей условияхОбратная связь и консультации о своем резюме, навыках, карьерных целях
Работа «на перспективу»: знакомство со студентами и молодыми специалистами, привлечение их на стажировки, изучение интересов и карьерных целей, которые могут повлиять на привлекательность HR-бренда в будущемУглубленное понимание собственных карьерных возможностей и перспектив

Кто проводит ярмарки вакансий и зачем?

Крупные работодатели

  • Находят сотрудников и стажеров на открытые вакансии.
  • Нанимают сразу много людей на однотипные или сезонные вакансии.
  • Закрывают сложные или «узкие» вакансии (на отраслевых и специализированных площадках).
  • Укрепляют HR-бренд компании.
  • Расширяют базу кандидатов для будущих проектов и потребностей.

Учебные заведения (вузы, ссузы)

  • Помогают студентам и выпускникам в трудоустройстве.
  • Презентуют абитуриентам свои учебные направления и программы.
  • Укрепляют связи с работодателями для партнерств и стажировок.
  • Повышают престиж учебного заведения и его выпускников.
  • Проводят профориентационные активности для старшекурсников.
  • Получают информационное освещение в прессе, условно-бесплатную рекламу («условно» — так как несут некоторые расходы: на создание и монтаж стенда, оплату работы представителей и промоутеров на выставке).

Центры занятости

  • Выполняют свою прямую функцию — работают на снижение уровня безработицы в регионе.
  • Предоставляют компаниям доступ к кадрам, включая неквалифицированных работников.
  • Проводят профориентацию для разных возрастных и социальных групп (например, для мам в декрете).

Рекрутинговые агентства

  • Расширяют базу кандидатов для своих нынешних и будущих клиентов.
  • Рекламируют услуги агентства среди соискателей и работодателей.
  • Ищут специалистов на открытые у клиентов вакансии.

Администрация и государственные структуры

  • Повышают экономическую привлекательность региона, развивая прозрачность рынка труда и информируя его участников.
  • Проводят профориентацию молодежи и занимаются популяризацией востребованных, новых или рабочих профессий.
  • Привлекают инвесторов, создавая имидж региона с подготовленными кадрами.

Кому полезны ярмарки вакансий?

Вам точно стоит посещать ярмарки вакансий, если:

  • вы хотите найти работу как можно быстрее;
  • учитесь на старших курсах вуза, ищете стажировку или место для дипломной практики;
  • недавно получили диплом и активно ищете работу;
  • долго не можете найти работу;
  • хотите устроиться в компанию, которая организует мероприятие или участвует в нем;
  • интересуетесь трендами и карьерными перспективами в своей профессиональной отрасли (в этом случае посещайте отраслевые ярмарки).

Вам будет интересно на ярмарке, если:

  • вы стремитесь лучше понять рынок труда, узнать больше о требованиях к конкретным профессиям;
  • хотите лично пообщаться с представителями организаций;
  • ищете новые пути профессионального или карьерного развития;
  • ваша цель — расширить сеть профессиональных контактов.

В целом не запрещено и даже полезно посещать ярмарки вакансий, если прямо сейчас новая работа вам не нужна. Это возможность оценить свою привлекательность как кандидата, узнать о новых профессиях, поучаствовать в интересных (и бесплатных) тренингах.

Как проходят ярмарки вакансий?

«Классические» (очные, офлайн) ярмарки вакансий проводятся в заранее объявленные даты, и организаторы подготавливают вместительное помещение, выставочный центр или учебное заведение.

Посетители изучают буклеты или табло с актуальными вакансиями, общаются с работодателями, посещают стенды компаний и участвуют в мастер-классах, круглых столах, бизнес-играх, соревнованиях и олимпиадах. Если ярмарку проводит крупный работодатель, в программу может входить экскурсия по предприятию.

На онлайн-ярмарках используются платформы для видеоконференций, виртуальные стенды, вебинарные комнаты, чаты с работодателями. Такой формат получает более широкий охват и подходит для привлечения участников из дальних регионов или людей с ограниченными физическими возможностями, а также экономит время.

Гибридный формат — это и онлайн-презентации, и очные встречи. Его используют, чтобы привлечь как можно больше участников.

Организаторы сами решают, как будет проходить их ярмарка. Чаще всего она включает презентации от каждой компании — во время них кандидаты не просто слушают рекламу или изучают описания вакансий, но могут задать вопросы о соцпакете, корпоративной культуре и возможностях развития.

Также на ярмарках работодатели проводят экспресс-интервью с заинтересованными кандидатами и те могут оставить свои резюме.

Для привлечения большего количества людей организаторы ярмарок проводят дополнительные активности: мастер-классы (по составлению резюме, прохождению собеседований, гибким навыкам); нетворкинг-сессии; профориентационные, карьерные, юридические и психологические консультации.

Особенности ярмарок вакансий:

  • много живого общения — кандидатов с представителями компаний, кандидатов между собой, представителей компаний с организаторами;
  • интенсивность — в один-два дня умещается много активностей и знакомств;
  • возможность «быстрого старта» — некоторые работодатели предлагают пройти все этапы отбора и получить оффер уже на месте (обычно так бывает с рабочими специальностями и с вакансиями, не требующими опыта и навыков);
  • информационная насыщенность — соискатели получают актуальные сведения о трендах на рынке труда, узнают больше об актуальных профессиях и требованиях к кандидатам.

Как попасть на мероприятие?

  1. Найдите информацию о ярмарке
    Она есть в интернете (обязательно укажите регион/город, если хотите посетить офлайн-мероприятие). Объявления публикуются на сайтах центров занятости, учебных заведений и в соцсетях. Подпишитесь на рассылки или соцсети крупных работодателей и рекрутинговых агентств, которые часто проводят ярмарки. Присматривайтесь к рекламе на специализированных платформах по поиску работы.
  2. Зарегистрируйтесь
    На очные мероприятия в большинстве случаев можно зарегистрироваться прямо на месте, но для участия в онлайн-формате потребуется создать личный кабинет, загрузить резюме, заполнить анкету, указать интересующие вакансии и особые предпочтения.
  3. Подготовьте документы
    Если планируете посетить классическую ярмарку вакансий, обязательно возьмите с собой несколько копий резюме. Также сделайте копии дипломов и сертификатов, сгенерируйте и распечатайте QR-код со ссылкой на цифровое портфолио. Для посещения некоторых мероприятий, особенно в учебных заведениях, может потребоваться паспорт.

Большинство ярмарок вакансий бесплатны. В редких случаях и на специализированных ярмарках могут взиматься небольшие регистрационные взносы. Уточняйте условия заранее (и остерегайтесь мошенников).

Популярные ярмарки:

Как подготовиться к встрече с работодателем?

Узнайте больше о компаниях-участниках

Поинтересуйтесь их сферой деятельности, свежими новостями, актуальными вакансиями — это поможет вести диалог более прицельно и уверенно. Выберите компании, которые максимально соответствуют вашим карьерным целям.

Сформулируйте цели

Определите, какие вакансии вам интересны и что от ярмарки вы хотите получить: например, договориться о собеседовании, познакомиться с рекрутерами компании, просто оставить резюме «на будущее». Составьте список вопросов для представителей компаний: об условиях работы, возможностях роста, корпоративной культуре и т. д.

Подготовьте краткую самопрезентацию

За две-три минуты вы должны успеть рассказать о себе: кто вы, что ищете, какие у вас навыки и достижения. Сформулируйте четкие и краткие ответы на стандартные вопросы: «Почему вы хотите работать в нашей компании?», «Кем вы себя видите через пять лет?» Порепетируйте перед зеркалом или с другом.

Подумайте, какой стиль одежды будет уместен: для некоторых профессий достаточно casual-варианта, для других работодатели будут ожидать строгого, делового внешнего вида. Так же, как и при сборах на собеседование, избегайте ярких и вызывающих элементов, которые могут смутить собеседника.

Как найти работу на ярмарке вакансий?

Составьте план действий

Ознакомьтесь с расписанием ярмарки и дополнительных активностей, расположением стендов компаний. Определитесь с приоритетами и составьте маршрут — пусть это будет от пяти до семи стендов, которые вы хотите посетить в первую очередь. Подумайте, сколько времени вы готовы уделить каждому. Если возможно, договоритесь о встречах заранее: свяжитесь с представителями компаний до ярмарки.

Будьте активны

Задавайте представителям компаний вопросы о вакансиях, корпоративной культуре, перспективах роста и требованиях к кандидатам. Оставляйте свое резюме и уточняйте «технические» детали (например, сроки рассмотрения). По возможности сразу записывайтесь на собеседование.

Если интересный вам работодатель проводит семинар, мастер-класс или тренинг, примите участие — это станет дополнительной возможностью познакомиться с организацией и заявить о себе.

Знакомьтесь и общайтесь

Собирайте визитки, записывайте имена и ключевые моменты беседы для дальнейшей коммуникации. Общайтесь с представителями компаний на темы, связанные с трудоустройством, просите совета и консультируйтесь с экспертами. Интересуйтесь карьерными возможностями даже в тех компаниях, которых не было в вашем первоначальном списке.

После ярмарки можно отправить короткие сообщения представителям компаний, с которыми вы общались: поблагодарить за уделенное время, подтвердить свою заинтересованность в вакансии и уточнить, рассмотрено ли ваше резюме.

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрация: DALL·E