Забастовка: когда она проходит по правилам

Как бастуют работники и что это означает для работодателя?

19 455

Когда сотрудники недовольны зарплатами, условиями труда, соцпакетом или чем-то еще, некоторые работодатели реагируют так: «Не нравится — увольняйтесь». Но это не единственно возможное следствие: люди вправе объявить забастовку. Рассказываем, как бастуют сотрудники и что в таком случае обязан предпринять работодатель.

Что такое забастовка и зачем она сотрудникам?

Понятие забастовки приведено в статье 398 ТК РФ. Чтобы урегулировать разногласия с работодателем, сотрудники перестают выполнять свои обязанности — частично или полностью. Это добровольное и временное решение. Те, кто заставляет людей участвовать в забастовке или отказаться от этого, рискуют получить штраф: граждане — от 500 до тысячи рублей, должностные лица — от одной до двух тысяч.

Забастовка — это метод решения коллективного трудового спора. Так называют конфликт между работниками и работодателем, возникший из-за условий труда, коллективного договора, локальных нормативных актов и т. д. Урегулировать этот конфликт со стороны сотрудников могут либо представители коллектива, либо профсоюз.

Началом коллективного трудового спора считается день, когда работодатель частично или полностью отклонил требования сотрудников. Чтобы выдвинуть такие требования, профсоюз или представители коллектива должны провести собрание либо конференцию, при этом:

  • на собрании должно присутствовать не меньше половины сотрудников;
  • на конференции — не меньше двух третей.

Требования принимаются большинством голосов. Если возможности провести собрание или конференцию нет, профсоюз или представители коллектива могут собрать подписи. Чтобы требования считались утвержденными, подписать их должны не меньше половины сотрудников.

Сотрудники могут начать забастовку, если:

  • трудовой спор не удалось разрешить другими методами;
  • работодатель не выполняет соглашения об урегулировании трудового спора, которые заключил с коллективом ранее;
  • работодатель не исполняет решение трудового арбитража.

Иногда таких условий нет, но люди всё же ищут возможности отстоять свои права. Один из вариантов — итальянская забастовка. Вместо того чтобы отказываться от работы, сотрудники начинают подходить к ней формально: они следуют должностным инструкциям и регламентам, но не более того. Например:

  • не предупреждают руководство, если выполнение инструкций нанесет ущерб компании;
  • работают четко по графику — не задерживаются ни на минуту, даже если раньше не видели в этом проблем;
  • не проявляют инициативы;
  • не помогают коллегам, если это не входит в обязанности.

При итальянской забастовке сотрудников крайне сложно привлечь к ответственности — ведь все прописанные в трудовом договоре обязанности они выполняют. Но формальное отношение к работе может существенно замедлить процессы и даже принести убытки работодателю, поскольку предусмотреть всё в инструкциях невозможно.

Что нужно сделать до забастовки?

Трудовое законодательство предполагает, что до забастовки сотрудники и работодатель пытаются решить спор с помощью примирительных процедур. Для этого стороны могут обратиться:
1) в примирительную комиссию (ст. 402 ТК РФ);
2) к трудовому посреднику (ст. 403 ТК РФ);
3) в трудовой арбитраж (ст. 404 ТК РФ).

Примирительная комиссия — это обязательный этап урегулирования коллективного трудового спора. Она формируется из представителей коллектива и представителей работодателя на равноправной основе. Ее должны созвать в течение двух рабочих дней с начала спора — и с этого момента у комиссии есть три рабочих дня, чтобы рассмотреть ситуацию, вынести решение и определить сроки, в которые стороны обязаны его исполнить.

Если прийти к соглашению не получилось, комиссия составляет протокол разногласий. После этого можно обратиться к посреднику или в трудовой арбитраж.

Переговоры об обращении к трудовому посреднику начинаются на следующий рабочий день после утверждения протокола разногласий. Если стороны согласны решать конфликт таким образом, они заключают соглашение и затем в течение двух рабочих дней выбирают посредника. Им может стать, например, сотрудник госоргана по урегулированию коллективных трудовых споров (обычно этим занимается Роструд).

Затем сотрудники, работодатель и посредник договариваются о порядке рассмотрения спора. На то, чтобы разобраться в ситуации, у посредника есть три рабочих дня. По итогам либо утверждают письменное решение, либо составляют протокол разногласий.

Если стороны решили не работать с посредником, не смогли его выбрать или не пришли к соглашению, они идут в трудовой арбитраж. Это специальный орган для рассмотрения коллективных трудовых споров. Он бывает временным (под конкретный спор) и постоянным (рассматривает разные споры на определенной территории).

Состав временного арбитража и регламент его работы определяют сотрудники, работодатель и представитель Роструда. Когда согласия по этим вопросам нет или стороны не могут договориться, обращаться ли в постоянный арбитраж, — решение принимает Роструд.

На рассмотрение спора в трудовом арбитраже есть три рабочих дня. После этого арбитраж выносит решение. Если работодатель отказывается его исполнять или сотрудники с ним не согласны, следующим шагом может стать забастовка.

Как провести забастовку по закону?

Если сотрудники просто не выйдут на работу или откажутся выполнять задачи, их могут уволить по статье. Чтобы этого не произошло, важно соблюдать правила:

  1. Забастовку можно начать только после примирительных процедур — обращения в комиссию, к посреднику или в трудовой арбитраж. Иначе она будет считаться незаконной.
  2. Решение о начале забастовки принимается на собрании или конференции (в первом случае также должно присутствовать более половины сотрудников, во втором — не менее двух третей); проголосовать за должны не менее 50% участников встречи. Забастовку также можно начать, собрав подписи более половины сотрудников.
  3. Работодателя нужно письменно предупредить о забастовке минимум за пять дней до ее начала. При этом забастовку можно провести только в течение двух месяцев после принятия соответствующего решения.
  4. Работодатель уведомляет о грядущей забастовке Роструд.
  5. Забастовка длится до тех пор, пока трудовой спор не будет разрешен — например, сотрудники не прекратят бастовать или работодатель не решит удовлетворить их требования.

Незаконные забастовки

Право на забастовку закреплено не только в ТК, но и в Конституции РФ. Однако иногда проводить забастовки нельзя. Обычно речь о следующих случаях:

  • Стороны не прошли примирительные процедуры или не учли другие требования законодательства для разрешения коллективных трудовых споров.
  • Введено военное или чрезвычайное положение.
  • Право на забастовку ограничено федеральными законами.

В статье 413 ТК РФ также перечислены организации, где забастовки в принципе запрещены. Это, например:

  • формирования и организации Вооруженных сил РФ;
  • станции скорой и неотложной медицинской помощи;
  • органы и компании, отвечающие за противопожарные, аварийно-спасательные и поисково-спасательные работы;
  • правоохранительные органы.

Кроме того, закон ограничивает проведение забастовок в тех организациях, которые обеспечивают жизнедеятельность населения, — это, например, больницы, поставщики электричества, воды, газа и отопления, организаторы железнодорожных и авиаперевозок. В них сотрудники могут бастовать, только если это не создаст угрозу обороне страны и безопасности государства, а также жизни и здоровью людей.

Что еще нужно знать сотрудникам?

  • Нельзя уволить сотрудника за участие в забастовке, как и сделать ему за это замечание или выговор. Исключение: если суд признает забастовку незаконной или приостановит ее, но человек продолжит бастовать — в таком случае его можно привлечь к ответственности за неисполнение обязанностей.
  • Если сотрудник не участвует в забастовке, но из-за нее не может работать — это считается простоем. За человеком сохраняется не менее двух третей оклада, рассчитанных пропорционально времени простоя.
  • Если сотрудник бастует, он, скорее всего, не будет получать зарплату. Но может рассчитывать на компенсации за период забастовки, если коллектив и работодатель договорятся об этом по итогам трудового спора.
  • В период забастовки сотрудники должны выполнять минимум необходимых работ — это необходимо, чтобы из-за забастовки не возникло угроз общественному порядку, жизни и здоровью людей, а также имуществу работодателя и самих сотрудников. Списки таких работ законодательно утверждаются для каждой отрасли — например, транспортные компании ориентируются на перечень Минтранса.

Что еще нужно знать работодателям?

  • Работодатель обязан предоставлять сотрудникам помещение для собрания или конференции. Он не может мешать таким встречам и увольнять людей либо делать им выговоры и замечания за участие.
  • Работодатель не вправе увольнять сотрудников за участие в забастовках или коллективных трудовых спорах.
  • Можно не платить зарплату участникам забастовки. Однако это не касается тех, кто выполняет необходимый минимум работ.
  • Участвовать в примирительных процедурах — обязанность, а не право. Если работодатель откажется, его могут оштрафовать.

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрация: DALL·E