Почему искать «работу для женщин» нет смысла

Может ли пол заменить специализацию или стать конкурентным преимуществом

6 572

Вы вводите в поисковике запрос «работа для женщин». Надеемся, настроение у вас при этом хорошее, работу вы ищете ради роста, а не от отчаяния, — и вот вам правда: включая в запрос такую «гендерную» составляющую, вы отсекаете половину интересных возможностей. Разберемся, как этого избежать.

Вы не одна такая

Посмотрим на статистику поисковых запросов. Чтобы не быть голословными, проиллюстрируем скриншотами.

Почему искать «работу для женщин» нет смысла

За последний месяц почти миллион раз люди искали в «Яндексе» вакансии «с женским лицом» — словно это отдельная специализация или у женщин есть конкурентное преимущество.

Почему так происходит

Не утверждаем, что знаем ответ, но предложим несколько гипотез.

Низкая самооценка

Обратимся к социологическим исследованиям.

  • Мужчины откликаются на вакансии, если соответствуют требованиям хотя бы на 60%, а женщины — только если соответствуют на все 100%.
  • Женщины просматривают на 20% меньше вакансий, чем мужчины, и откликов после просмотра отправляют на 16% меньше.

Стереотипы и негативный опыт

Слишком устойчивы заблуждения о том, что для одной работы женщины (или мужчины) подходят лучше, а другой — хуже. Женщина — главный инженер завода? Мужчина — воспитатель детсада? Если вам захотелось отрицательно покачать головой, вы в плену стереотипов.

И даже если сама женщина избавилась от подобных заблуждений, ей время от времени приходится сталкиваться с ними на работе и вне ее. «Нормальная» женщина должна быть мягкой, заботливой и общительной. Тогда ее воспринимают как «приятную» — и конкурентоспособную в специальностях и на должностях, которые считаются традиционно женскими или универсальными.

Достаточно почитать описания вакансий более внимательно и приглядеться к содержанию. Есть вакансии с «мужским» подтекстом: в них вы встретите слова «конкуренция», «решительный», «доминировать», «рок-звезда», «суперпрофи» и «прямолинейный». Другие вакансии звучат «по-женски»: «эмпатия», «общительный», «лояльный» и «усидчивость».

Порой удобнее прогнуться под мир, чем доказывать, что вы компетентный, уверенный в себе и даже жесткий лидер. В будущем у вас точно будет шанс доказать это на практике — нужно лишь получить возможность начать делать… И вот вы уже вводите в поиске «работа для женщин».

Страх провала

Выбирая вакансии «для женщин», соискательница словно подстраховывается от поражений и отказов. И в этих опасениях есть здравое зерно. Согласно статистике:

  • рекрутеры — и мужчины, и женщины — в два раза чаще принимают на работу кандидата-мужчину (в исследовании речь идет о карьере в технических науках, но даже оно показательно);
  • рекрутеры на 13% реже посещают профиль женщины в LinkedIn, когда она появляется в поисковой выдаче с подходящими на вакансию кандидатами.

«Женской» и «мужской» работы больше не существует

Не меньше двух столетий ученые сравнивают умственные и творческие способности мужчин и женщин — и появляется всё больше оснований утверждать, что каждый человек уникален, а представители полов одинаково талантливы.

Журналисты и социологи из журнала Harvard Business Review на основании метода оценки под названием «360 градусов» в 2019 году пришли к выводу, что женщины превосходят мужчин по 17 из 19 лидерских качеств, включая инициативность, решительность, стремление к саморазвитию, результативность и порядочность.

Впрочем, подобные сравнения ни к чему: их проводят лишь для того, чтобы избавлять работодателей от стереотипов.

За последние десятилетия произошли огромные изменения в сфере занятости:

  • женщины работают на оплачиваемой работе в офисе и вне его;
  • женщины работают на руководящих должностях и успешно занимаются предпринимательством;
  • женщины все чаще выполняют работу, которая традиционно воспринималась как мужская.

1 января 2020 года вступил в силу приказ Минтруда, согласно которому перечень недоступных для женщин профессий был сокращен более чем в четыре раза: из 456 позиций в нем оставили 100. Теперь женщины смогут быть боцманами, шкиперами и матросами на судах, работать машинистами электричек и скоростных поездов, водителями большегрузных автомобилей и сельскохозяйственной спецтехники, выполнять верхолазные работы на высоте более 10 метров.

А согласно статье 25 закона РФ «О занятости населения», работодателям запрещено указывать в объявлениях о вакансиях пол сотрудника: это считается дискриминацией.

Как искать работу, не акцентируя внимания на поле

  • Забудьте о гендерных стереотипах. Вы человек, профессионал и ценный сотрудник — остальное лишь вопрос подачи и опыта.
  • Ищите профессию, место работы и должность без учета пола, с упором на свои интересы, способности и амбиции.
  • Отправляя отклик на вакансии, подчеркивайте достижения и результаты, а не описывайте процессы.
  • Нарабатывайте узкоспециальные и универсальные навыки — и указывайте их в резюме (иллюстрируя примерами).
  • На работе старайтесь не прибегать к интригам и «женским хитростям» — и тогда вас будут рекомендовать новым работодателям как отличного специалиста, а не как «хорошую женщину».
  • Знайте свои сильные стороны, соответствуйте лишь собственным ожиданиям и верьте в себя как профессионала.

Помните исследование LinkedIn Gender Insights Report, которое мы упоминали в начале статьи? Аналитическая программа этой социальной сети заметила еще одну интересную закономерность: «Даже изначально сомневаясь в своих способностях и реже откликаясь на вакансии… женщины на 16% успешнее мужчин находят работу после отклика и на 18% чаще, чем мужчины, получают работу, если претендуют на более высокие должности».

Не стоит сужать круг поиска до мифических «женских» профессий. Давайте выбирать из всего разнообразия.

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрация: Vikky Mir / Shutterstock