Все прелести женского коллектива

3 рассказа о работе в «серпентариях»

11 098

Какими бы словами ни называли «женский коллектив», понятно, что он заслужил не самую лучшую славу. А так ли всё обстоит на самом деле? Ведь многое зависит от персональных качеств сотрудника. Если человек по жизни неприятный, то он испортит климат в коллективе независимо от пола. Наталья Суворова поговорила с тремя героями из разных городов России о том, что происходило в командах, где не было гендерного баланса.

Надежда: «Сколько работала, столько и искала что-то другое»

Я работала в компании, где было развито кумовство. Для большинства сотрудников эта работа была первой и единственной долгие годы. Сначала пришли работать они, потом подтянулись их дети, а у некоторых и внуки. Не говоря уже о братьях, сестрах и прочих «друзьях».

Компания из сферы энергетики, с высокими зарплатами, в общем, для своих.

В моем отделе были только женщины. И меня невзлюбили сразу, потому что я «ничья», с улицы. К тому же мою кандидатуру нашли через агентство по подбору персонала, которому заплатили «много денег».

Моя работа заключалась в разгребании договоров с подрядчиками. Договоров было нереально много, всё перепутано, не хватало листов. В актах выполненных работ либо хаос, либо их вообще нет и неясно, на каком основании «закрыт» подряд. У кумушек же работы было настолько мало, что они целыми днями болтали друг с другом, висели в соцсетях или делали уроки с детьми по телефону.

Когда мои новоиспеченные коллеги поняли, что у меня нет мужа, детей и даже любовника, то растерялись. Нет пищи для обсуждения.

Да и я не вступала в их длинные разговоры. Они наигранно и громко обсуждали темы «Как хорошо, когда есть семья», «Ой, дети — это такое счастье», «Муж меня так любит, вчера подарил цветы». Били по больному. Я часто выходила из кабинета, чтобы не закипеть.

Когда возвращалась, то разговор замолкал. Было видно, что меня обсуждали.

Кроме этого, им постоянно было жарко. Особенно зимой. Они нараспашку открывали окно, которое было рядом с моим рабочим местом. Хотя в кабинете это окно было не единственным открывающимся. Окно практически не закрывалось, и мне приходилось держать на работе теплую кофту и носки. Или брать кипу документов и разбирать ее в углу, где стоял копировальный аппарат, которым я пользовалась чаще всех. Конечно же, расход бумаги и краски их тоже раздражал. Казалось бы, я копирую рабочие документы. Но и тут было недовольство: мол, из-за меня нужно теперь заявку на бумагу переделывать и картриджи вовремя заправлять.

Я постоянно чувствовала себя чужим гостем на именинах.

После того как я стала приезжать на работу на велосипеде, кумушки даже встрепенулись. Нашелся хоть какой-то повод для обсуждения. Они демонстративно морщили носы и снова открывали окна. Хотя, приезжая, я всегда снимала спортивную форму, принимала душ и надевала комплект одежды, хранящийся в офисе. Который тоже регулярно меняла на чистый.

Не скажу, что я сильно страдала от такого отношения. Нет. Но ходить на работу было неприятно. Не иметь друзей в отделе — тоже. Пришлось потерпеть ради денег. Хоть у меня и была самая низкая зарплата, на ипотеку и жизнь хватало. Сколько работала, столько и искала что-то другое. И одним из обязательных критериев для меня стало, чтобы в коллективе было больше мужчин. С ними проще.

Екатерина: «Передо мной развернулась просто классическая история “женской дружбы”»

По образованию я педагог дошкольного воспитания. С детства мечтала работать в детском саду, поэтому с выбором профессии вопроса не было.

Но, будучи ребенком, ты никогда не догадаешься, что у этой профессии есть обратная сторона.

Женский коллектив, который за спиной готов поливать друг друга грязью, при этом мило улыбаясь в лицо. Может быть, мне не повезло с детским садом, где проходила моя институтская практика, не знаю. Но после нее я поняла, что с моим характером и моральными установками никогда не буду работать в педколлективе. Однако, как говорится, никогда не говори «никогда». Когда моему первому ребенку подошло время идти в ясли, я решила устроиться на работу в этот детский сад. Над первенцем, наверно, все мамы трясутся.

И вот передо мной развернулась просто классическая история «женской дружбы». У нас работала одна воспитательница, чей муж был весьма обеспечен. Работа для нее была не столько источником заработка, сколько призванием. Детей она обожала, к коллегам относилась очень доброжелательно. Надо отдать ей должное, она никогда не позволяла себе кичиться достатком, мало рассказывала о личном и не хвасталась обновками. Вот просто солнечный человек — и всё! Я смотрела на нее и радовалась: «Как хорошо, что такой милой женщине повезло с мужем».

Тогда как большинство наших коллег ее тихо ненавидели.

За то, что она ходит в дорогих вещах, за то, что на работу приезжает на хорошей машине. За то, что они тут надрываются с семи до 19 часов, еще ведут платные занятия дополнительно, чтобы хоть что-то заработать на жизнь, а для «этой», видите ли, работа просто хобби. Заведующая, которая сама же ее на работу и принимала, говорила что-то типа «Я бы ей и зарплату не платила», «Да ее муж мне должен приплачивать, за то, что я ее тут держу. Какой-то воспитатель без работы и без денег сидит, место найти не может, а она тут развлекается».

Просто удивительное дело: сотрудница неконфликтная, доброжелательная, отлично ладит с детьми и родителями, а эти «педагоги» ее просто сожрать готовы.

За что? Только потому, что ей повезло с мужем? Потому, что сама она по душевным качествам лучше многих из них? На праздники и дни рождения она всегда приходила с угощением и подарками. Заведующую заваливала цветами и презентами по любому поводу. И не было никакого подлизывания: она просто была щедра и, как маленький ребенок, радовалась, что может «хоть как-то порадовать девочек».

Они улыбались, благодарили и продолжали мыть ей косточки.

Верхом цинизма и бесчеловечности стал финал. В аэропорту нашего города случилась трагедия. Во время непогоды при заходе на посадку упал самолет, который вез пассажиров из Дубая. Погиб экипаж и все пассажиры, среди которых была и она.

Знаете, как отреагировала заведующая? Она кричала: «Да так ей и надо!», «Дома надо сидеть, а не по Дубаям шляться!» Я была в шоке от услышанного. В шоке от того, насколько гнилым может быть человек. И насколько уверенным в своем положении и авторитете, чтобы даже не пытаться скрыть свои худшие качества. Я уволилась оттуда не задумываясь. Ребенка перевела в другой детский сад. Лучше работать в мужском коллективе где-нибудь на заводе и слушать искренний мат, чем среди воспитанных тварей.

Байки от редакторов, истории, которые нас зацепили, полезные и бесполезные сообщения-«молнии» — всё в ТГ-канале «Просто работы». Не хватает только вас.

Почитать

Анатолий: «Не бойтесь, мы сами боимся»

Уже более 10 лет руковожу коллективом, который на 98% состоит из женщин. Когда я пришел сюда на работу и меня представили подчиненным, одна из сотрудниц встала и сказала: «Не бойтесь, мы сами боимся».

Это разрядило обстановку, и начались мои трудовые будни.

Хочу сказать, что да, есть особенности работы с женщинами. Но не так страшен черт, как его малюют. В работе с ними самое главное — хорошо подумать, прежде чем что-то сказать. Ни в коем случае нельзя сравнивать, а также повышать голос в присутствии других женщин. Однако и быть слишком мягким нельзя — тогда на шею садятся, гнут свою линию, отказываются выполнять распоряжения, вплоть до взбрыкиваний и демонстративного игнора.

Тут приходится и поорать, и напомнить, кто здесь всё-таки директор.

Конечно, тет-а-тет за закрытыми дверями кабинета. Материться и посылать ни в коем случае нельзя — это вызовет праведный гнев всех сотрудниц. Они объединятся (даже те, кто не особо друг с другом дружит) и просто женской солидарностью задавят. Бывают моменты, когда сотрудницы активно кокетничают. В этих случаях нужно максимально быть жирафом, до которого это туго доходит. Никаких интриг на рабочем месте!

В целом, если ты управляешь женским коллективом, учитывая его характерные особенности, особых проблем не возникает.

Горжусь тем, что за все годы работы в моем коллективе нет подсиживания, никто не приходит ко мне с доносами. Всё довольно мирно и дружно. Я не вижу каких-то воюющих группировок. Может быть, между ними и бывают какие-то размолвки, но на общем климате это не отражается.

За эти годы напрягли меня только два-три человека. Исключительно по своим человеческим качествам. Конфликтные, оскорбляющие всех и вся. С людьми вели себя так, как будто завтра не наступит. Когда я вызвал одну такую даму в кабинет и провел с ней беседу, то на меня обрушился шквал негатива. Она «поливала» меня чем только можно, обвинила во всех грехах, за исключением разве что изнасилования. Пришлось с ней расстаться. И это был человек, пришедший по рекомендации как отличный специалист. Она сменила еще пару мест работы, заслужила «славу», и путь в нашу сферу ей был закрыт.

Когда меня спрашивают: «Ну как тебе работается в серпентарии?» — я улыбаюсь и говорю, что всё зависит от змеелова. А если серьезно, я люблю свою работу и считаю, что женщины — это сила!

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрация: George Marks / IStock