«Животные не выбирают, когда им болеть»

Ветеринар — о работе со скотом на Севере и с домашними животными в клинике

1 975

Родом я из Ярославской области, города Гаврилов-Ям. В детстве мечтал стать десантником, инженером, хотел поступить в академию после школы — не поступил. Точнее, на бюджет не поступил, поэтому, в общем-то, меня и отправили в техникум ветеринарный. У нас всегда были животные, наверное, поэтому всё вот так и сложилось. Не скажу, что я там с детства кого-то лечил и очень хотел стать врачом, но дело пошло.

Как снизить уровень тревоги и найти силы работать

Егор Тихомиров – Ветеринарный врач-хирург, Санкт-Петербург
Егор Тихомиров
Ветеринарный врач-хирург, Санкт-Петербург

В 2003 году я окончил Великосельский аграрный техникум, потом поступил в Костромскую государственную сельскохозяйственную академию. В этот раз уже проблем не было с поступлением, так как из техникума я вышел с красным дипломом. Параллельно с учебой занимался разной деятельностью: организовал бригаду, ездили копыта чистили, зарабатывали на этом. К слову, ранее в техникуме я тоже ходил по вызовам, в городе своем уже пробовал лечить, даже получалось. Помню, была эпидемия чумы у собак. Ходил колол им уколы. Думал кинологом работать, даже ездил искать работу на зону в Ярославль. Там требовался руководитель группы кинологов, но как-то меня развернуло дальше на учебу.

Еще в академии познакомился со своей женой Катей и после выпуска поехал с ней в Мурманскую область, откуда она родом. Там не получилось сразу стать ветеринаром. Поработал в полиции, на металлургическом комбинате, где-то еще, только затем устроился в государственную клинику и проработал там девять лет.

Много всего интересного было на Севере, конечно, к коровам и оленям часто ездил. На снегоходах восемь часов ездил до передвижного забойного пункта. Оленей туда пригоняют, они там свободно пасутся в тундре, пастухи постоянно за ними следят. Весной начинается забой. Моя задача была — осмотр на всяких паразитов. Потом, уже после мероприятия, осматриваешь все органы, саму тушу. Такие дикие края, где только снегоходы, печка, дом... Было интересно уезжать туда из цивилизации.

Наша клиника стояла на втором месте по Мурманской области. У меня даже есть грамота «Лучший врач года». Получил ее в том числе за участие в ликвидации эпидемии африканской чумы у свиней. Если это заболевание подтверждается, то подлежит уничтожению всё поголовье. Приходилось стоять на круглосуточном посту с полицейскими, проверять всю продукцию. Иначе никак: это всё разносится очень быстро — автомобилями, людьми, кормами.

Я благодарен времени, проведенному на Севере: тогда многому научился и многое получил. Но стала пропадать мотивация. Был случай, когда я просил отправить меня на учебу, мне ответили, чтобы я шел в гараж и тренировался там пилить кости. Стало казаться, что я живу как герой фильма «День сурка». Не видел какого-то будущего, надо было только отработать, заработать денег, прокормить семью — и всё.

«Девушка с молотком» показывает мастерскую художников по металлу

И два с половиной года назад мы с семьей решили переехать в Петербург. Спустя какое-то время я устроился в клинику «Сириус», где и работаю по сей день.

Клиника классная, видно, что вложено немало средств. Я всегда хотел и эндоскопией заниматься, и хирургией. Тут имеются все пилы, дорогие ортопедические инструменты. Планируем поставить в скором времени бассейн — будем плавать с животными после операций для их реабилитации. Мотивируют хорошо, потому что не везде могут дать всё, как здесь.

Я сразу заметил контраст со своим прошлым местом работы. Многие государственные клиники, к сожалению, совсем не развиваются. Начальство редко в этом заинтересовано. И когда я о чем-то просил, меня никто не хотел слышать. А в частной клинике, например в той, где я работаю, врачи могут быть уверены, что можно получить всё необходимое при должной аргументации. И все заинтересованы в развитии.

Я из врачей, которым интересно везде залезть. Мне и в терапию надо залезть, и в ортопедию, и в онкологию. Знания лишними не бывают, да и разговор с коллегами поддержать всегда интересно. Но это, на самом деле, сложно, да. Сейчас появляются новые методы диагностики, томографии, генетические тесты на разные патологии болезни. Очень много происходит открытий, мы постоянно следим за нашими западными коллегами. У них, разумеется, исследования спонсируются лучше. Хотелось бы так и в России, ведь нужно понимать, что ветеринария направлена и на защиту человечества тоже.

«Животные не выбирают, когда им болеть»

Мой типичный рабочий день начинается с того, что я просыпаюсь, отвожу детей в детский садик и еду на работу. Всегда стараюсь приехать пораньше, чтобы попить кофе, обсудить новости с коллегами. Дальше начинаем работать, а там уже как пойдет. Бывают плановые приемы, бывают внеплановые, разные бывают ситуации в жизни.

Животные не выбирают, когда им болеть. Вот сегодня особо никого нет, а бывают смены, когда у нас настоящий аврал: одни ушли, другие пришли, третьего сбила машина, потом еще кто-то из окна выпал, а между тем плановый осмотр успел провести и пообщаться с теми, кто просто зашел познакомиться. Порой бывает непросто, люди разные, ко всем нужен подход. Все ведь в стрессе — и животные, и их хозяева. Где-то приходится роль психолога выполнять. Всякое бывает.

Вообще, стрессоустойчивость, пожалуй, главная черта, которой должен обладать ветеринарный врач. Встречаются иногда доктора, которые некорректно общаются. Должно быть уважение, взаимопонимание, доверие. Надо держать себя в руках, не давать волю эмоциям. Люди ни в чем не виноваты, многие просто не понимают, что происходит с их любимым питомцем, и по-разному на это реагируют. Нужно грамотно провести диалог. Ведь животные не приходят сами, сами не рассказывают, а из хозяев иногда очень сложно вытянуть вообще какую-то информацию. Бывает даже интересно, будто в детектива играешь.

Когда проводишь операцию, то особо не думаешь о каком-то страхе или волнении в процессе — тебе просто нужно четко выполнить свою работу. Но последствий я боюсь. Хоть мы и всегда обсуждаем с владельцами пациентов, каким может быть исход. Кстати, последняя операция была интересная, реконструктивная. Это пластическая хирургия, была задача удалить образование с конечности собаки и перенести туда лоскут кожи с другого участка. Для меня это был первый подобный опыт, но всё закончилось хорошо, лоскут прижился.

Вообще, люди разные бывают. Есть хозяева, которые прибегают по любому поводу, а есть такие, кто даже на опухоль реагирует по типу: «Ну выросла и выросла, что с того, что она размером с кулак». Опять же, они просто не знают, что это страшно. Или же думают: «Это же животное, что с ним будет».

Кто-то может подобрать котенка и кормить его неправильно, не задумываясь о том, что что-то делается не так. Котенок через какое-то время заболеет, потому что его кормят мясом, в котором много фосфора и мало кальция. Многие не понимают разницу в качестве кормов. Был один мужчина, который говорил: «Ну кормлю я кота вискасом, ну и что, сам ведь я могу дошираком питаться всё время — и ничего страшного». Но мы не можем акцентировать внимание только на качестве корма — получится, что мы обвиняем каких-то производителей в недобросовестности.

Есть один доктор, который когда-то сказал, что даже самый дешевый корм лучше, чем натуралка. Я, скорее, придерживаюсь такого же мнения. Очень сложно сбалансировать рацион при натуральном кормлении, мало кто заморачивается высчитыванием всех необходимых животному веществ по табличке. Естественно, мы всегда рекомендуем определенные корма премиум-класса, но они ощутимо дороже, чем те, которые можно купить в любом супермаркете, поэтому здесь многое зависит от финансовых возможностей хозяев. Бывает, как в случае с моей собакой, что дорогой корм даже выгоднее, так как он более питательный, порции получаются меньше и его хватает надолго.

7 советов женщинам, которые хотят уйти на удаленку и совмещать работу с детьми

С экзотическими видами животных ко мне особо не обращаются, у нас в клинике есть доктор, который отдельно на этом специализируется. Но если главврач мне скажет, что у шиншиллы перелом и ее нужно прооперировать, то я, конечно, возьмусь. В своей практике я встречался с обезьянами, были разные виды змей. К сожалению, на экзотику есть спрос, хотя подобные виды животных и не должны содержаться в домашних условиях. Всё это касается и зоопарков с цирками, но, пока не произойдет какая-то революция в умах людей, связанная с осознанием серьезности этой проблемы, ничего с этим не поделаешь. Приходится мириться.

Когда я работал на Севере, были моменты, когда приезжал цирк и я, как врач, должен был с ними работать — проводить осмотры, выдавать разные справки. Конечно, мне не нравится, что животные, которые должны быть на воле, сидят в тесных клетках, передвигаются туда-сюда в маленьких фургончиках. Собакам и кошкам, возможно, в кайф взаимодействовать с человеком и выступать на сцене, но привлекать для участия в представлениях диких животных, по мне, неэтично. Детям своим мы тоже стараемся прививать такие же ценности.

Я такой человек, который не будет делать операцию ради выгоды. Раньше приходилось слышать: «Давайте работайте, давайте зарабатывайте». Я для себя твердо решил, что не могу работать в подобных клиниках. Думаю, что, если бы я вернулся к работе «универсальным врачом», каким приходилось быть на Севере, я бы рано или поздно столкнулся с профессиональным выгоранием. Надо быть честным по отношению к людям и к самому себе, тогда всё будет хорошо.

«Животные не выбирают, когда им болеть»

Текст, фото: Алексей Павлов
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова